+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

«...И всяческая суета»

«...И всяческая суета»
(0)

Снова и снова мы возвращаемся в нашем «Семинаре» к смысловой фотографии, то есть такой, назначение которой не в том, чтобы информировать или агитировать (как в газетной фотографии), и не в том, чтобы «делать красиво» (как в орнаментальной фотографии), а в том, чтобы в полной мере нести смысловую нагрузку, то есть как можно точнее формулировать авторское отношение к определённому событию, определённой сфере жизни, к порядку вещей в целом. В какой-то мере любая фотография, разумеется, обладает смыслом, но в смысловом фото масштаб идеи и тщательность её разработки оказываются, как правило, на порядок выше, чем в других жанрах. Особенно если за дело берётся подлинный мастер. Перед нами снимок Анри Картье-Брессона «Фондовая биржа. Лондон, Англия, 1955».

Для того чтобы понять эту фотографию, нам не важно знать во всех деталях, что такое «фондовая биржа» и что на ней происходит. Достаточно того минимума информации, которой обладает практически каждый современный человек: биржа - это место, где из денег делают деньги, не производя реально никаких товаров или услуг. Место чистого (и безналичного) кругообращения финансов, от положения на котором тем не менее очень сильно зависит состояние экономики определённой отрасли, страны или нескольких стран. Биржа - это сердце финансово-экономической системы. Она обслуживается специальными функционерами — брокерами, действующими в интересах определённых фирм или лиц. Брокеры — это многократно несвободные существа, служащие, во-первых, тем, на кого они работают, во-вторых, финансовым потокам, в которые они погружены с головой (ибо в этом мире приливы и отливы финансов практически никак не регулируются индивидуальными желаниями людей), и, в-третьих, стараются извлечь из всего этого собственный корыстный интерес. Они больше всего похожи на пловцов, отданных на волю бурного океана и пытающихся ещё при этом ловить рыбу. Бал королевы Шарлотты, Лондон, Англия, 1959Бал королевы Шарлотты, Лондон, Англия, 1959.

Всё это чрезвычайно отчётливо передано на фотографии. Все эти люди (брокеры), изображённые на снимке, явно чем-то заняты: что-то считают, записывают, чего-то ждут, куда-то стремятся, происходит постоянное движение, а курьёз ситуации заключается в том, что ни цель этого движения, ни конкретный предмет озабоченности всех этих людей на фотографии не показаны. Перед нами суета вокруг денег в её чистом, можно сказать, безналичном виде. Сама сущность суеты. Если вы мысленно нарисуете стрелочки, указывающие направление движений и взглядов каждого из этих людей, то увидите, что они разобщены и направлены в совершенно разные стороны. В зрительном плане это очень напоминает то, как волны прибоя закручиваются вокруг прибрежных камней. Разумеется, основной мотив этого снимка - движение, причём движение вращательное. Помните, как Екклесиаст описывал мирскую суету: «Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои» (1:6). На бирже тоже всегда что-нибудь кружится, повышается, понижается, и эти кружения-повышения-понижения и вызывают «на ходу своём» ответное круговращение всех этих людей. Даже лавочка для отдыха в биржевом зале сделана круглой, чтобы удобнее было кружиться. Даже мокрые разводы на полу (видимо, тут только что делали влажную уборку) идут в том же ритме и имитируют вращательное движение водяных или воздушных потоков. На полу валяются какие-то мелкие бумажки, видимо, со старыми расчётами и записями - типичный мусор, выброшенный волнами. Часто в роли «биржевого мусора» оказываются не только бумажки, но и сами люди: обанкротившихся дельцов выметают с биржи мокрой тряпкой, как ненужный сор. Законы, которые здесь действуют, - это законы не человеческие, а совершенно неодушевлённые, механические.

Эта фотография переиздавалась многократно. В одной из последних публикаций, в альбоме Картье-Брессона «Европейцы», она остроумно соотнесена с другим снимком, помещённом на том же развороте: «Бал королевы Шарлотты, Лондон, Англия, 1959» (мы приводим здесь её репродукцию). Торжественно одетые пары — мужчины во фраках, женщины в бальных платьях - кружатся в вальсе. Интересно пронаблюдать, что движение в танце оказывается более упорядоченным, одушевлённым и осмысленным, чем биржевое круговращение. Здесь есть гармония, взаимодействие, уравновешенность мужского и женского начал, отсутствующие в финансовом мире. Глядя на этот снимок, легко услышать музыку, под которую кружатся пары. С одной стороны — проза жизни, с другой — отдохновение от трудов. Но если не быть слишком наивным и попытаться посмотреть на положение вещей в целом, можно легко понять, что биржа и бал, жестокий труд и праздник, - это два проявления одного и того же закона. Возможность кружиться вечером на балу определяется тем, что днём происходило на бирже. Замкнутый круг, выход из которого нужно искать где-то ещё.

Фото: Анри Картье-Брессон. Цит. по изд.: Henri Cartier-Bresson. Europeans. - Thames & Hudson Ltd, London and Bulfinch Press, Boston, 1998.


В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев