+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Альтернатива софт-объективу

Альтернатива софт-объективу
(0)
Автор статьи Борис Кантор.

Проблему «мягкости изображения» фотографы всегда решали по-разному. В старину снимали моноклем, используя свойственную ему сферическую аберрацию. Будучи мощным изобразительным средством, монокль сохранился в арсенале фотографии до нашего времени. С 20-х годов прошлого века стали появляться мягкорисующие насадки, позволяющие быстро и обратимо превратить в подобие монокля обычный объектив. Ныне производители фотографической оптики предлагают уже специальные объективы soft focus, они же софты.
Фото 1. Пример мягкорисующей обработки, описанной в статье. Canon ЕОС 30, Sigma 105 мм f/2,8 EX macro. Трубчатые галогенные лампы 220 В, 500 Вт, ft 16, 1/4 с. Светофильтр Hoya 80А. Fuji Superia 200. Двухслойное изображение: Gaussian Blur, Radius = 8 pixel; Opacity 43%.
Фото 1. Пример мягкорисующей обработки, описанной в статье. Canon ЕОС 30, Sigma 105 мм f/2,8 EX macro. Трубчатые галогенные лампы 220 В, 500 Вт, ft 16, 1/4 с. Светофильтр Hoya 80А. Fuji Superia 200. Двухслойное изображение: Gaussian Blur, Radius = 8 pixel; Opacity 43%.

Чем отличается мягкий рисунок от нерезкого изображения? Разобраться в этом удобно на примере работы мягкорисующей насадки, конструкция которой была предложена в 40-х годах венгерским фотохудожником Е. Дуловичем и оказалась удачной - под названием Duto (от Dulovits и Toth - фамилий изобретателя и производителя) насадку выпускают до сих пор.

Она представляет собой плоскопараллельную стеклянную пластинку с концентрическими канавками, заключённую в оправу светофильтра. Участки, свободные от канавок, практически не влияют на изображение, образуемое объективом; канавки же выполняют роль рассеивателей света и чего-то вроде насадочных линз, смещающих плоскость фокусирования. Таким образом, в плоскости фокусирования накладываются друг на друга две картинки - резкая и размытая (рис. 1). Благодаря этому снимок, сделанный объективом с насадкой, сохраняет достаточную резкость без потери важнейших деталей, тогда как мелкие, второстепенные детали размываются, а светлые участки окружаются лёгкими прозрачными ореолами. В сочетании резкого и размытого изображений и состоит ключевая идея мягкого рисования, в этом же и отличие мягкого, «воздушного» рисунка от нерезкого.
Фото 2. Исходный снимок. Canon ЕОС 30, Sigma 105 мм f/2,8 EX macro. (75,6, 11180 с. Fuji Superia 200.
Фото 2. Исходный снимок. Canon ЕОС 30, Sigma 105 мм f/2,8 EX macro. (75,6, 11180 с. Fuji Superia 200.


Основной недостаток насадок Duto и сходных типов - дискретность действия. По мере диафрагмирования объектива из оптической системы один за другим исключаются элементы мягкого рисования, и при f/8—11 эффект пропадает вовсе. В критических ситуациях, например, при макросъёмке, приходится выбирать между мягким рисованием и требуемой глубиной резкости. Аналогичным пороком страдают и многие софт-объективы. Они к тому же ещё и недёшевы: диапазон цен от 300 до 1700 $. И в ассортименте выпускаемых ныне софтов пока не видно зу- мов, что также стесняет творческую и техническую свободу фотографа.

В то же время задача мягкого рисования поддаётся решению и компьютерными средствами. При этом названные проблемы отпадают, поскольку графическому редактору не нужно ничего, кроме исходного изображения, полученного любым способом - съёмкой цифровой фотокамерой либо сканированием плёночного негатива или отпечатка, независимо от типа и фокусного расстояния объектива, диафрагмирования и прочих условий съёмки. В отличие от получаемого оптическими средствами, мягкий рисунок доступен контролю и варьированию непосредственно в процессе создания. Мало того: в мягко рисованный можно превратить и любой архивный снимок, не прибегая к пересъёмке. И главное - всё это в спокойных условиях, за столом, а не в напряжённой обстановке фотосъёмки. Наконец, компьютерная обработка - ещё и альтернатива болезненным затратам на дорогую оптику и чувствительному довеску к кофру, как правило, и без того перегруженному. Преимущества, что и говорить, немаловажные и соблазнительные!
Фото 3. Нерезкий вариант того же сюжета.
Фото 3. Нерезкий вариант того же сюжета.
Принцип компьютерного мягкого рисования настолько прост и самоочевиден, что, вполне вероятно, кем-нибудь уже реализуется на практике. Однако публикации на эту тему автору не известны. Файл изображения создаётся в редакторе Photoshop из двух слоёв, аналогичных составляющим оптического мягкого рисунка: в одном слое сохраняется резкость, другой имитирует размывание. Получаемое изображение удерживает до 85% исходной информации, нерезкое - не более 15-20%. В процессе компьютерной обработки слои можно редактировать по отдельности, варьируя тем самым конечный результат, то есть достигается поставленная цель - возможность управлять «художественной мягкостью» изображения (по мнению автора - в более широких пределах, чем позволяют оптические средства). Результат можно модифицировать задним числом или отменить вовсе.
Фото 4. Двухслойное изображение. Параметры редактирования: Gaussian Blur, Radius - 10 pixel; Opacity 60%.
Фото 4. Двухслойное изображение. Параметры редактирования: Gaussian Blur, Radius - 10 pixel; Opacity 60%.

Поупражнявшись так и сяк с собственными снимками, автор пришёл к выводу, что выдавать точные технологические рецепты излишне и неуместно. Если вы не прочь засесть за компьютер (а раз уж вы попробовали, то едва ли откажетесь), вам доставит удовольствие развить предлагаемую идею самостоятельно, экспериментируя с реализацией своей собственной фантазии и изобретательности. В таком случае достаточно подсказки - последовательности шагов компьютерного редактирования. Итак, открываем Photoshop.
Фото 5. Как на фото 4. Параметр Opacity равен 40%.
Фото 5. Как на фото 4. Параметр Opacity равен 40%.

Исходный материал - оцифрованное изображение оригинала. Предварительно следует довести его до законченного вида: отретушировать, применить нужные эффекты. Файл сохранить в формате Photoshop (PSD), удобном для работы в редакторе и поддерживающем процедуры со слоями.
На фото 2 показан скан отпечатка с разрешением 300 dpi. Отчётливо различаются фактура кожи и мелкие волоски на руке девочки. На фото 3 представлен для последующих сравнений нерезкий, расфокусированный вариант той же фотографии.
Рис. 1. Профили по чернений негатива на изображениях светящейся точки, созданных двухкомпонентной оптической системой: а - резкорисующим компонентом; б - рассеивающим компонентом; в - суммарного изображения.
Рис. 1. Профили по чернений негатива на изображениях светящейся точки, созданных двухкомпонентной оптической системой: а - резкорисующим компонентом; б - рассеивающим компонентом; в - суммарного изображения.

Шаг 1: увеличиваем изображение до размеров экрана (Fit On Screen) и переходим в режим RGB Color, 8 Bits/Channel. На экран выводим палитры Layers и History.

 Шаг 2: комбинацией клавиш <Ctrl+J> или командой Layer => Duplicate Layer создаём дубликат оригинала. На палитре Layers видны два одинаковых и совпадающих слоя.
Фото 6. Как на фото 4. Параметр Opacity равен 25% .Фото
Фото 6. Как на фото 4. Параметр Opacity равен 25% .


 Шаг 3: активизируем верхний слой и с помощью фильтра Unsharp Mask или иной процедуры (например, предложенной А. Юферевым в ФМ № 10‘03; плагин «nik Sharpener Pro» и др.) добиваемся максимальной резкости - на грани возникновения «ободков», не доводя всё же дело до их появления.

 Шаг 4: уменьшаем непрозрачность (Opacity) верхнего слоя примерно до 40-50%.

 Шаг 5: активизируем нижний слой и с помощью фильтра Blur => Gaussian Blur придаём ему нужную степень размытости, чтобы суммарное изображение приобрело характер мягкого рисунка (фото 4), существенно отличающий его от нерезкого (фото 3). Опыт показывает, что параметр Radius надо установить в пределах 6-15 пикселов, но это уже относится к творческой прерогативе фотографа. Изображение нижнего слоя (если верхний слой невидим) выглядит весьма размытым.

 Шаг 6: оптимизируем параметр Opacity верхнего слоя, пробуя сдвинуть бегунок в ту и другую стороны. На фото 5 и 6 представлены для сравнения изображения, полученные при иных значениях параметра Opacity. Сдвинув бегунок до конца вправо, можем сравнить результат с исходным изображением.
Фото 7. Как на фото 5 с дополнительными параметрами: Adjustments: Background Brightness +40%, Layer 1 Brightness -20%.
Фото 7. Как на фото 5 с дополнительными параметрами: Adjustments: Background Brightness +40%, Layer 1 Brightness -20%.

 Шаг 7: при надобности доводим результат до требуемой кондиции, варьируя параметры яркости (Image => Adjustments => Brightness/Contrast) того и другого слоя, а также применяя прочие корректирующие процедуры, подсказываемые вашей творческой фантазией. Яркость (Brightness) размытого слоя неплохо бы увеличить на 30-50% и соответственно уменьшить, насколько потребуется, эту величину резкого слоя (фото 7). Поиграйте с режимами смешивания. Попробуйте, например, применить режим Lighten и затем подвигайте туда-сюда бегунок Opacity.

В заключение объедините слои и сохраните ваш очередной шедевр в новом файле в формате, позволяющем использовать его в других приложениях, либо сохраните его как копию на случай, если захотите потрудиться над ним в дальнейшем.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев