+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Canon EF 28-300 мм и EF 70-300 мм «Разъярённый Тромбон» и дифракционная оптика

Canon EF 28-300 мм и EF 70-300 мм «Разъярённый Тромбон» и дифракционная оптика
(0)
Всё началось с того, что у меня сломался проездной билет. Не то чтобы механически поломался, а вышел из строя: отработал половину ресурса, и привет. Надо вам сказать, что в Москве имеют официальное хождение особые картонные карточки с магнитной полоской, предназначенные для прохода в метро. Так вот, из 20 оплаченных поездок проездной билет соблаговолил выдать мне на-гора 10, а потом задумался. Поразмышляв несколько дней, билет смилостивился,и разрешил мне выработать его ресурс до конца. В кассе метрополитена мне сообщили, что, мол, «да, билеты иногда зависают». Билеты! Зависают!
Сей вполне бытовой инцидент навёл меня на невесёлые размышления примерно такого характера: как можно реально оценить достижения современной фотографической оптики, если уже какой-то кусок картона диктует вам свою волю? А достижения-то реально имеют место быть. С чего начать? С начала, разумеется.
Уже небольшое диафрагмирование позволяет выявить преимущество дифракционной оптики: посмотрите на тончайшую прорисовку заиндевелых ветвей. Съёмка производилась с лёгкого штатива при включённом стабилизаторе изображения, поскольку света было совсем мало. Выдержка около 1/30 с, диафрагма f/8 на 300 мм. Agfa Prestige 200.
Уже небольшое диафрагмирование позволяет выявить преимущество дифракционной оптики: посмотрите на тончайшую прорисовку заиндевелых ветвей. Съёмка производилась с лёгкого штатива при включённом стабилизаторе изображения, поскольку света было совсем мало. Выдержка около 1/30 с, диафрагма f/8 на 300 мм. Agfa Prestige 200.

 Со словосочетанием «дифракционная оптика» я имел честь познакомиться более 20 лет назад, изучая курс спектрального анализа в одном очень достойном среднем специальном учебном заведении. 15 тыс. вольт, блокировка «fool stop»... Тогда я узнал, что для получения спектральной картинки может быть использовано ультрасовременное (в те ещё времена) и не до конца освоенное прогрессивное средство, а именно: дифракционная решётка. Тончайшие штрихи, нанесённые на... не будем говорить, куда, позволяли улучшить оптические показатели. Об улучшении которых я вспомнил ещё раз тогда, когда впервые услышал об асферических линзах. Выяснилось, что одна асферическая конструкция способна заменить собой неслабый блок из нескольких традиционных линз. В то время как дифракционная линза способна составить конкуренцию паре-тройке блоков традиционных линз. Зачем? А чтобы минимизировать конструкцию. Зум- обьектива, например.
«Зимнее солнце». Универсал 28-300 мм не отстаёт от своего дифракционного собрата, что особенно удивительно! Обратите внимание на низкий уровень светорассеяния, свидетельствующий об очень качественной обработке линз и внутренних поверхностей объектива. Agfacolor Prestige II 200.
«Зимнее солнце». Универсал 28-300 мм не отстаёт от своего дифракционного собрата, что особенно удивительно! Обратите внимание на низкий уровень светорассеяния, свидетельствующий об очень качественной обработке линз и внутренних поверхностей объектива. Agfacolor Prestige II 200.

Проектируя новый телезум EF 70-300 мм f/4,5-5,6 DO IS USM, конструкторы Canon имели целью уменьшить габариты и без того вполне удачного верхнего зума EF 75-300 мм f/4-5,6 IS USM - первого, кстати, в мире сменного объектива, оснащённого системой стабилизации изображения. Идея со «стабилайзером» оказалась настолько удачной, что вызвала к жизни идею другую: уменьшить габариты... 650 г для профессионального зума - не так уж много. Но если применить дифракционную оптику, можно умень... пардон, довести его вес до 720 г. Небольшое увеличение веса при видимом невооружённым глазом сокращении габаритов означает прирост массивности объектива - отраднейший факт на фоне общего стремления уменьшить не только габариты, но и вес фотоаппаратуры в погоне за миниатюризацией, реальной ценности не имеющей.

Извините за немного косноязычный стиль, однако скажу прямо - наболело! Фотоаппаратики, объективчики, вспышечки. Лёгкие, совсем лёгкие, легчайшие. Сколько можно? Их же в руках невозможно удержать! Что-то подсказывает мне, что эта проблема вам знакома.
«Водитель кобылы». Девушка катает детишек на лошадке, не подозревая, что за ней подглядывает редактор Ф/VI. Вооружённый зумом 28-300 мм, коварный автор остался незамеченным. Резкость изображения на 300 мм очень хороша даже для объектива с постоянным фокусным расстоянием. Kodak Supra 400.
«Водитель кобылы». Девушка катает детишек на лошадке, не подозревая, что за ней подглядывает редактор Ф/VI. Вооружённый зумом 28-300 мм, коварный автор остался незамеченным. Резкость изображения на 300 мм очень хороша даже для объектива с постоянным фокусным расстоянием. Kodak Supra 400.

Итак, вернёмся снова к нашей теме.

Сначала мне представлялось, что дифракционный оптический элемент был сконструирован в первую очередь для того, чтобы сделать объектив компактнее. Не только для этого! По данным изготовителя, едва ли не главное его назначение - «устранение хроматических аберраций, свойственных супертелеобъективам». И в этом деле «DO-элемент сочетает в себе достоинства флюоритовых и асферических линз». Круто, не правда ли? Скажу одно: картинки действительно получились яркими, чёткими, естественными. Должно быть, действительно сочетает...

У суперзума EF 28-300 мм f/3,5-5,6 L IS USM тоже имеется предшественник, причём совершенно уникальный. Это легендарный десятикратный «тромбон» EF 35-350 мм f/3,5-5,6 L USM, получивший свою кличку за внешнее сходство с духовым музыкальным инструментом. Новинка тяжелее старого «тромбона» почти на 300 г и на пару сантиметров длиннее, так что о миниатюризации здесь говорить не приходится. Зато следует отметить расширение широкоугольной области до более практичных 28 мм (более практичных и вообще, и в особенности с учётом пресловутого «кроп- фактора», по причине которого эффективное фокусное расстояние обычных объективов на многих цифровых зеркалках вырастает в полтора раза, а то и больше). Массивная 22-линзовая конструкция нуждается в надёжной защите, поэтому оправа этого зума выполнена из металла.
Японский макак позирует перед посетителями московского зоопарка. Не знаю, кому как, но использование зума 28-300 мм представляется автору наиболее интересным именно на 300 мм. Не отрывая глаза от окуляра, вы осматриваете место действия, а затем кадрируете его так, как вам угодно. Kodak Supra 400.
Японский макак позирует перед посетителями московского зоопарка. Не знаю, кому как, но использование зума 28-300 мм представляется автору наиболее интересным именно на 300 мм. Не отрывая глаза от окуляра, вы осматриваете место действия, а затем кадрируете его так, как вам угодно. Kodak Supra 400.

«Субоценивание» новинок проходило в обстановке, приближенной к боевой: уместить в кофре и коня, и трепетную лань было непросто. Один из объективов был почти на килограмм тяжелее другого, и в случае недостаточно надёжного крепления внутренних перегородок вполне мог придавить меньшого брата. Однако всё обошлось.

Надо сказать, что работать с EF 70-300 мм f/4,5-5,6 DO IS USM мне понравилось больше: полтора килограмма с лишком - это всё же многовато. Несмотря на «многолинзовость», оба объектива очень прилично держали контровой свет, хотя, конечно, попадания в кадр источника яркого света всё же стоит избегать.

Похоже, что оптический стабилизатор становится привычной и неотъемлемой частью современных объективов Canon (причём отнюдь не только суперпрофессиональных). Устройство это явно недешёвое (рекомендуемая розничная цена EF 70-300 мм f/4,5-5,6 DO IS USM в Евросоюзе составляет 1299 «евриков»; хотя 2499 тех же денег за 28-300 мм, надо признаться, гораздо недешевле), но очень практичное. Работает это чудо оптической техники в двух режимах. Первый режим просто компенсирует любую шевелёнку, а вот второй специально оставляет без внимания горизонтальное движение камеры в процессе, скажем, съёмки с проводкой. С ходу понять эти различия нелегко, но к хорошему, как известно, быстро привыкаешь...
При макросъёмке как объектив не задиафрагмируй, всё будет мало. Снимая этот сюжет, автор раскачивался на полусогнутых ногах подобно богомолу, пытаясь поймать цветок в кадр. 70-300 мм, выдержка около 1/125 с, стабилизатор изображения, Fujicolor Superia 200.
При макросъёмке как объектив не задиафрагмируй, всё будет мало. Снимая этот сюжет, автор раскачивался на полусогнутых ногах подобно богомолу, пытаясь поймать цветок в кадр. 70-300 мм, выдержка около 1/125 с, стабилизатор изображения, Fujicolor Superia 200.

Автофокусировка у обоих объективов работала безукоризненно: почти беззвучно и очень быстро. К полезным деталям я бы отнёс, кроме этого, наличие у объектива EF 70-300 мм f/4,5-5,6 DO IS USM блокировки зума в положении, соответствующем 70 мм. Это делается для того, чтобы предотвратить перемещение зум-элементов под действием собственного веса - это когда камера, например, болтается на ремне. Печальным итогом этого перемещения может быть повреждение ценной оптики. Canon всегда славился разработкой надёжных страховочных механизмов - себя любимого да как же не пожалеть!

В общем и целом следует заключить, что... Хорошие объективы. Особенно привлекательным выглядит, к примеру, сочетание 70- 300 мм с цифровой зеркалкой или новой камерой EOS 33V, а потомка «тромбона» — с EOS- 1V или чем-то подобным. Вряд ли новый «ги- пер-супер» станет средством для решения всех профессиональных проблем. Но где-нибудь на пресс-конференции, к примеру, ему цены не будет, особенно в сочетании со штативом. А вот дифракционный малыш больше подойдёт для работы на пленэре.
«Водички захотелось...» Зум 28-300 мм. Быстрое переключение объектива в режим ручной фокусировки позволило избавить фотокамеру от автофокусного мандража, связанного с пролётом мимо стаи голубей. Kodak Supra 400.
«Водички захотелось...» Зум 28-300 мм. Быстрое переключение объектива в режим ручной фокусировки позволило избавить фотокамеру от автофокусного мандража, связанного с пролётом мимо стаи голубей. Kodak Supra 400.

Всё-таки стремление к универсальности должно иметь определённые границы.
Фото автора.

Технические характеристики Canon EF 28-300 мм и EF 70-300 мм

Технические характеристики Canon EF 28-300 мм и EF 70-300 мм

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев