+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Частная жизнь испанцев

Частная жизнь испанцев
(0)
Автор статьи Лилия Ященко.

Это представляется нам несправедливым, поскольку испанская фотография заслуживает того, чтобы о ней знать. Стремясь заполнить образовавшуюся лакуну, мы уже публиковали (см. ФМ № 1-2, 10‘03, 3‘04) портфолио испанцев Рамона Масатса и Карлоса Сауры, рассказывали о выставке «150 лет испанской фотографии», а сегодня представляем новое для многих имя - Франсеск Катала-Рока.
Внутренний дворик на Месон де Паредес.
Внутренний дворик на Месон де Паредес.

Какие ассоциации вызывает у нас слово «Испания»? Конечно, Испания — это коррида, фиеста, фламенко, Сервантес и Лорка, Дали и Пикассо, Эскориал и Альгамбра. Вот, пожалуй, стандартный набор того, что известно любому человеку, глубоко не изучавшему историю и культуру этой страны. Снимки Франсеска Ката- ла-Рока (1922-1998) добавляют к нашим традиционным знаниям новые сведения, показывают Испанию, какой мы её почти не знали и, разумеется, не видели.
Дворничихи.
Дворничихи.

Все представленные здесь фотографии сделаны в 1950-е годы, не лучшие для истории страны. С 1939 по 1975-й страной правил диктатор Франко: три с половиной десятилетия международной изоляции, жестоких репрессий и бесчисленных запретов, в том числе на свободное творчество, исходивших от жандармерии, с одной стороны, и инквизиторской церкви - с другой. Официальное искусство лицемерно служило фашистской идеологии, и лишь немногие художники отваживались делать то, что неугодно режиму. Гарсиа Лорка, как известно, поплатился за свободомыслие жизнью, а сколько ещё талантливых людей стали жертвами тайных расстрелов? К счастью, до нас дошли созданные в те мрачные для Испании времена произведения, откуда мы и узнаём, как жили люди на самом деле, какой была подлинная, а не отлакированная пропагандой действительность.
Часы на Пуэрта-дель-Соль
Часы на Пуэрта-дель-Соль

Всё это очень похоже на то, что происходило в 1930-1940-е годы в СССР. Порядки тоталитарного строя - железный занавес, репрессии, официоз в искусстве - знакомы нашему народу не понаслышке. И у нас было одобренное и запрещённое властью искусство. Если говорить о фотографии, то советская власть опиралась на репортаж, а живописную, далёкую от идей строительства социализма фотографию, например, пикториальную, она запретила - слава богу, не уничтожила до конца.
Площадь Кальяо в Мадриде
Площадь Кальяо в Мадриде.

Парадокс в том, что в Испании роли на фотографической сцене распределились абсолютно иначе. Фашистской диктатуре, наоборот, по вкусу пришёлся пикториализм - декоративное изображение будто бы игрушечного мира, лубочные картинки, уводящие как можно дальше от реальности с её проблемами. Прорыв же к свободе фотографического мышления испанские авторы осуществили в области документальной фотографии. Они выбрали уличный репортаж - смелое и неофициальное отражение жизни. Франсеск Катала-Рока - один из ярких представителей именно этого направления.
На углу мадридской улицы: тень ветра.
На углу мадридской улицы: тень ветра.

Он родился в семье рекламного фотографа, что уже предвещало профессиональные успехи сына, унаследовавшего опыт отца. Мальчик, сделавший первую фотографию в семилетнем возрасте, подолгу проводил время с отцом в мастерской, расспрашивая и наблюдая, приобретая технические навыки. В 26 лет сын понял, что справится с работой фотографа и без родительской опеки, открыл собственную фотолабораторию и начал взрослую жизнь.

Фотографировал он бесконечно много. Его снимками проиллюстрированы книги - от путеводителей до художественной литературы. Издано несколько фотоальбомов об известных персонах испанской культуры, корриде, городах и природных ландшафтах страны. В Мадриде и Барселоне проходили его персональные выставки. Катала- Рока фотографическим способом оформил плафоны к Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, а такой ответственный заказ мог получить только уважаемый и признанный фотограф. И он действительно был признан своей страной, удостоен нескольких профессиональных наград, самой значительной из которых стала Национальная премия за достижения в области изобразительного искусства. Примечательно, что Катала Рока стал первым в Испании фотографом, получившим эту высокую награду наряду с живописцами и скульпторами, - тогда, в 1982 году, специальных фотографических премий в стране ещё не было.
Детская площадка.
Детская площадка.

Однако он снимал не только фоторепортажи, но и документальные фильмы, причём иногда выступал одновременно и режиссёром, и оператором. Если бы мы видели фильмы Катала-Рока, то могли бы сказать, какое влияние оказала его фотография на создаваемое им неигровое кино. Но то, что представленные здесь работы несут в себе эстетику документального кинематографа, очевидно. Эти снимки — остановленные кадры бегущей киноплёнки. В сюжетах присутствует динамика, поэтому зритель стремится мысленно продолжить движение персонажей. Жанровые сценки выразительны, живы и органичны, что даёт основание критикам сравнивать Франсеска Ка- тала-Рока с великими Робером Дуано и Анри Картье-Брессоном. Нам такое сравнение представляется слегка преувеличенным: до брессоновской смысловой многоплановости изображения, до многозначности трактовок одного и того же сюжета тут далеко. Но если говорить о композиционном построении кадра, то оно настолько не случайно, - точно, выверено и продумано, - что каждый снимок выглядит эстетически завершённым, самодостаточным. Интересно, по каким учебникам автор изучал композицию?
Пришло Рождество.
Пришло Рождество.

Хотя, скорее всего, его видоискатель включал в кадр важное и отсекал ненужное, повинуясь врождённому вкусу и чувству меры фотографа. Именно эта композиционная безупречность позволяет поставить Катала-Рока в один ряд с фотомастерами высокого класса.
Британские моряки на бульваре Рамблас в Барселоне.
Британские моряки на бульваре Рамблас в Барселоне.

Какой же предстаёт Испания на его фотографиях? Что мы видим? Прежде всего людей, весьма невесёлых испанцев, которые знали, что такое голод и хлебные карточки, что такое расстрелы, продолжавшиеся вплоть до 1950-х. Видим трогательных детей, не избалованных игрушками. Чувствуем общую напряжённую атмосферу, царящую в воздухе, и наблюдаем убогий быт простого народа. Сравниваем Мадрид и Барселону: архитектура столичных монстров, будто надевших серый военный мундир, не радует в сравнении с портовой бесшабашностью Рамбласа. Не случай но отмечают, что фотографиями Катала-Рока интересуются не только искусствоведы, но также историки и этнографы - так много информации содержится в каждом сюжете.

Однако главное, чего достиг фотограф в своих работах, это не композиционное совершенство и обилие интересных деталей, а то, что в годы диктатуры и пропаганды величия нации Катала-Рока сумел показать частную жизнь испанцев, запечатлеть не народ вообще, а конкретного человека с его тихими семейными радостями и личными, интимными переживаниями.
В ожидании прибытия последних военнопленных, воевавших в «Голубой дивизии».
В ожидании прибытия последних военнопленных, воевавших в «Голубой дивизии».

В 1973 году в творческой жизни мастера начался новый этап: он полностью отказался от чёрно-белой съёмки и перешёл к цвету. Это было назревшее и обдуманное решение, о чём можно догадаться, прочитав его дневниковые записи, содержащие размышления о фотографии и перспективах её развития.
Нам остаётся лишь прочитать приведённые здесь высказывания Франсеска Катала-Рока, понять, насколько в своих предсказаниях он был прав и насколько заблуждался, а потом - получать удовольствие от просмотра фотографий.

 Материал подготовлен при содействии Института Сервантеса в Москве.

 Фото: Франсеск Катала-Рока.

Франсеск Катала-Рока о фотографии

Когда мы фотографируем, то выбираем из такого количества возможностей, точек зрения и ситуаций, что сам этот выбор уже есть творчество.
Фотография - такое юное искусство во всей истории искусств, что даже в молодых странах могут возникнуть или сформироваться классики этого жанра.
Самая яркая и репрезентативная картина XX века, наверное, «Герника», и она чёрно-белая. Думаю, Пикассо, который не был ни на одной войне, сделал её в таких цветах потому, что знал о войне из газет, где публиковались только чёрно-белые фотографии.

За долгие годы существования только чёрно-белой фотографии мы привыкли думать, что это лишь временное явление и что цвет вот-вот нагрянет. В результате в нас появилась некая одержимость цветом. Поэтому, когда во второй половине XX века он появился (имеется в виду массовое распространение цветных фотоматериалов. - Прим, peg.), то стал любимой игрушкой фотографов: они перенасытили цветом свои работы и переиграли с контрастами.

Теперь, когда мы «переели» цвета, пора переходить на максимально монохромные работы, близкие к чёрно-белой лаконичности, чтобы постепенно повышать тон и идти к появлению разных цветов, но так, чтобы они не бросались в глаза, а сливались между собой. Люди в конце XX века будут смотреть на фотографии и не смогут ответить на вопрос - чёрно-белые они или цветные, потому что цвет уже заполонит всё.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев


Warning: Unknown: write failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/bitrix/tmp) in Unknown on line 0