+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Чайка-3, ФЭД-Микрон - 18x24 - забытый формат!

Чайка-3, ФЭД-Микрон - 18x24 - забытый формат!
(0)
Автор статьи Владимир Романенко (п. Нижний Архыз, Карачаево-Черкесия)

В те годы формат кинокадра - 18x24 мм — был довольно привлекателен, поскольку очень и очень многие люди из всех видов отдыха предпочитали туризм, и возможность разместить на одной фотоплёнке 72 кадра предполагала, во-первых, экономию фотоматериала, а во-вторых, значительно большее количество снимков с одной плёнки для пополнения памятных семейных альбомов... К применению такого формата часто подталкивала и относительная дороговизна популярных тогда обращаемых плёнок ORWOchrom. Так или иначе, камеры этого формата выпускались достаточно приличными по количеству сериями.
Фото 1. Вестники весны. Чайка-3. Яркое солнце, плёнка Kodak Gold200, выдержка 1/250с, fill.
Фото 1. Вестники весны. Чайка-3. Яркое солнце, плёнка Kodak Gold200, выдержка 1/250с, fill.

В моей коллекции, к сожалению, сохранились только две модели данного типа - Чайка-3 и ФЭД-Микрон, но испытание этих моделей с современными фотоплёнками в некоторой мере позволяет судить и о возможности применения этих фотоаппаратов сегодня, и о качестве снимков, которые можно при этом получить. Заранее хочу сказать, что оцифровка всех полученных негативов (для корректного сравнения) производилась на одном сканере (Minolta DiMAGE Scan Dual II) и при одних и тех же параметрах сканирования.
Фото 2. Букет. Чайка-3. Снимок сделан в помещении. Свет верхний, контровой от окна, выдержка 1/250 с, f/2,8. Плёнка Kodak Gold 200.
Фото 2. Букет. Чайка-3. Снимок сделан в помещении. Свет верхний, контровой от окна, выдержка 1/250 с, f/2,8. Плёнка Kodak Gold 200.

Существует целый ряд характерных особенностей полуформаток, которые являются следствием размера кадра. Диагональ кадра 18x24 мм равна соответственно 30 мм. Значит, нормальным для такой фотокамеры может быть объектив с фокусным расстоянием около 30 мм (иногда немного меньше). Но применение столь короткофокусного объектива не требует никаких других фокусирующих устройств, кроме шкалы расстояний, поэтому все фотокамеры 18x24 - шкальные. Кроме того, уменьшенная длина кадра диктует и меньший общий размер - в эпоху господства солидных Зорких, Зенитов и даже Смен полуформатки были едва ли не самыми миниатюрными массовыми моделями. Все эти модели имели также несменный объектив и центральный затвор. Что касается индивидуальных особенностей, то они зависели от степени сложности и совершенства, заложенных конструкторами и изготовителями.
Фото 3. Утренний снег. Чайка-3. Снимок сделан утром при ярком солнечном боковом освещении. Сюжет довольно контрастный (в отличие от картинки). Плёнка Kodak Gold 200, выдержка 1/125 с, f/8.
Фото 3. Утренний снег. Чайка-3. Снимок сделан утром при ярком солнечном боковом освещении. Сюжет довольно контрастный (в отличие от картинки). Плёнка Kodak Gold 200, выдержка 1/125 с, f/8.

Итак, Чайка-3. Эта фотокамера имеет металлический корпус с откидной задней крышкой и достаточно эргономичный, приятный дизайн. Объектив Индустар-69 28 мм f/2,8 (угол поля зрения 56°) соединён с корпусом камеры резьбовым фланцем. Такая конструкция несколько непонятна и неоправданна, поскольку смена оптики в данной камере не предполагалась. Затвор залинзовый, центральный, отсекает выдержки от 1/30 до 1/250. Свободная выдержка В, к сожалению, отсутствует, но это также характерная особенность многих камер полуформатного типа. Счётчик кадров выполнен с автоматическим сбросом, имеется кабельный синхроконтакт.
Фото 4. Хром. ФЭД-Микрон. Солнце сквозь облака. Экспозиция устанавливалась автоматически, показание на шкале выдержки несколько более 1/500 с.
Фото 4. Хром. ФЭД-Микрон. Солнце сквозь облака. Экспозиция устанавливалась автоматически, показание на шкале выдержки несколько более 1/500 с.

Оптический видоискатель Чайки-3 снабжён светящимися яркими рамками, которые позволяют учитывать параллакс при съёмке с близких расстояний. Рычажный взвод затвора сблокирован с перемоткой плёнки и расположен на нижней панели корпуса камеры. Там же находится рукоятка обратной перемотки. Камера оснащена фотоэкспонометром с селеновым фотоэлементом, с диапазоном вводимой чувствительности плёнки от 16 до 500 ASA. Удивительно то, что этот экспонометр оказался всё ещё работоспособным (!), несмотря на то что аппарат выпущен, судя по всему, примерно в 1972-1973 гг. К сожалению, на этом и заканчивается всё самое лучшее, что можно сказать об этой модели. Неоднократные попытки получить с её помощью фотографии приемлемого качества так и не привели к успеху.
Фото 5. Пушкинская площадь. ФЭД-Микрон. Снимок сделан ночью. Объектив полностью открыт, ручной режим, выдержка 1/30 с, съёмка с рук. Плёнка Kodak Ultra 400.
Фото 5. Пушкинская площадь. ФЭД-Микрон. Снимок сделан ночью. Объектив полностью открыт, ручной режим, выдержка 1/30 с, съёмка с рук. Плёнка Kodak Ultra 400.

Изображения получались недостаточно контрастными, вялыми, что можно проиллюстрировать некоторыми снимками. Сюжет на фото 3 на самом деле был солнечным, весьма насыщенным и контрастным, но фотоизображение, как может показаться, скорее передаёт тона и краски пасмурного дня. При внимательном рассмотрении внутренних покрытий камеры и объектива, а также просветляющих покрытий линз стала понятной основная причина этого явления. Все эти покрытия - весьма низкого качества. Светопоглощающие поверхности по существу даже не чёрные, а светло-серые, просветление практически совсем незаметно. Камера совершенно «не держит» встречный свет, создавая ореолы вокруг всех более или менее ярких деталей изображения (фото 2). Кроме того, разрешение объектива также представляется явно недостаточным, что особенно заметно при съёмке с близкого расстояния. И, казалось бы, исключительно контрастный сюжет с сосульками (фото 1) также не производит должного впечатления, хотя и снят при предельных параметрах: дистанция - бесконечность, экспозиция - 1/250 с, f/П. При реально имевшемся перепаде яркостей и контрасте цветов общий контраст изображения должен был быть намного выше.
Фото 6. Дик. ФЭД-Микрон. Солнце сквозь дымку. Экспозиция устанавливалась автоматически, показание на шкале выдержки - между 1/250 и 1/500 с. Плёнка Kodak Gold 200.
Фото 6. Дик. ФЭД-Микрон. Солнце сквозь дымку. Экспозиция устанавливалась автоматически, показание на шкале выдержки - между 1/250 и 1/500 с. Плёнка Kodak Gold 200.

Впрочем, не стоит забывать, что Чайка-3 не была инструментом даже для квалифицированного фотолюбителя - она предназначалась преимущественно для семейной фотографии, как правило, чёрно-белой, для тех, кому фотоснимки были лишь хорошим средством пробудить приятные воспоминания.
Признаться, этот результат почти убедил меня в том, что от камер 18x24 вообще не стоит ждать хотя бы приличных результатов. Но, к счастью, оказалось, что и в этом формате, причём даже среди отечественных моделей, были подлинные шедевры фототехники. Такие, как ФЭД-Микрон.

Кроме всех других качеств, о которых пойдёт речь ниже, есть одно, которое сразу бросается в глаза: эта камера очень изящна и просто красива. Но отличие данной модели от остальных, аналогичных по формату, не только в этом. ФЭД-Микрон - камера с автоматической установкой экспозиции на базе селенового фотоэлемента. Объектив Гелиос-89 (30 мм f/1,9 — самый светосильный среди объективов полуформаток) оснащён центральным затвором с бесступенчатой отработкой времени экспозиции от 1/30 до 1/800 с. Механизм перемотки плёнки имеет курковый взвод затвора, ввод светочувствительности в экспонометрическое устройство от 16 до 250 ед. ГОСТ. В поле зрения видоискателя имеются шкалы расстояний, а также выдержек, которые устанавливает автоматика. При включении ручного режима отрабатывается 1/30 с, диафрагма в этом случае устанавливается вручную.

Поначалу давний год выпуска (1980) заставил меня усомниться, что экспозиционная автоматика работает правильно, но уже первые результаты показали, что эти сомнения напрасны. Кроме того, сразу же стало ясно, что Гелиос-89 - прекрасный объектив очень хорошего качества изготовления, высокой разрешающей силы и отличной цветопередачи. Микрон испытывался на разных сюжетах, в разных условиях, с разными плёнками, и результаты всегда были стабильно хорошими. Вот несколько примеров. На фото 4 при увеличении ясно и чётко видны даже самые мелкие архитектурные детали.

Конечно, когда фотография выполнена при ярком и контрастном солнечном освещении, это оказывает существенное положительное влияние на её качество. Но вот снимок, сделанный ночью, при снегопаде и сильных источниках света в кадре (фото 5). Вокруг ярких световых пятен практически нет ореолов, кроме свечения летящих снежинок. Снимок был сделан при полностью открытой диафрагме с рук при выдержке 1/30 с, что говорит о мягкой и плавной работе спускового механизма. Действительно, с Микроном у меня никогда не случалось шевелёнки. Кроме того, даже с полностью открытой диафрагмой и при более-менее точной (в пределах 10-15% дистанции) установке значения на шкале расстояний изображения получались достаточно резкими и чёткими.
Фото 7. Стражи бульвара. ФЭД-Микрон. Солнце сквозь тонкие облака. Экспозиция устанавливалась автоматически, показание на шкале выдержки - между 1/250 и 1/500 с. Плёнка Kodak Ultra 400.
Фото 7. Стражи бульвара. ФЭД-Микрон. Солнце сквозь тонкие облака. Экспозиция устанавливалась автоматически, показание на шкале выдержки - между 1/250 и 1/500 с. Плёнка Kodak Ultra 400.

Объектив уверенно работает при самых неблагоприятных условиях, в том числе и на полностью открытой диафрагме. Это не оказывает существенного влияния ни на резкость, ни на цветовой контраст. Кстати, объектив прекрасно прорабатывает детали как в светлых, так и в тёмных областях снимков, что хорошо видно по фото 6 и 7.
Честно говоря, после столь убедительных результатов испытаний я частенько беру этот надёжный фотоаппарат с собой в командировки, оставляя дома тяжёлую, сложную фототехнику. И это вполне оправданно, когда заранее ясно, что не придётся делать фотографии для сверхувеличений, снимать сложные сюжеты, когда знаешь, что главное - оставить хорошие во всех отношениях снимки, например, для деловых целей, иллюстраций, использования в Интернете и просто на память.

  При сегодняшнем высоком качестве фотоматериалов хорошая камера с «полу кадром» вполне могла бы быть полезной во многих случаях. Но сейчас, когда так до конца и не утвердился даже суперсовременный APS-формат, 18x24 тем более прочно забыт и, кажется, уже навсегда. Напротив, ещё более укрепился стандарт 24x36 мм, да и фирмы, производящие плёнки, вряд ли заинтересованы в том, чтобы потребитель экономил на их продукции. К тому же формат матриц цифровых камер вполне сопоставим с форматом кинокадра, а их качество постоянно растёт. Но почему же в те давние 1970-1980-е гг., ещё задолго до появления современных технических достижений, кадр 18x24 всё-таки «не пошёл»? Рискну предположить, именно потому, что качество большинства фотоаппаратов этого класса было довольно низким. А при сочетании с низким качеством плёнки, некоторыми технологическими трудностями (например, более заметное влияние пыли, царапин и большее зерно при печати) их уход из обращения был предопределён. Опыт с Чайкой-3, описанный в этой публикации, - явное тому подтверждение.
Фото автора.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев