+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

День города

День города
(0)

Об авторе


Валерий Тарасенко, автор обсуждаемой фотографии, приезжая по делам в Москву, заходит иногда в редакцию со своими новыми работами. Фотография для него - увлечение, но увлечение вполне серьёзное и страстное. Хотя и работа его не менее серьёзна. Он подполковник милиции, сотрудник УВД Тамбовской области. Его фотографическое внимание направлено на окружающий мир и, прежде всего, на людей. Поэтому в основном его работы представляют собой репортажные и жанровые зарисовки.

Техническая справка

Снимок сделан около 7 часов вечера фотоаппаратом Nikon 65 с помощью объектива Pentacon 200 мм f/4 при диафрагменном числе 4 и выдержке 1/30 с. При съёмке была использована плёнка Fujicolor 200, печать оптическая, на минилабе.

Вопросы

Запечатлённая ситуация в целом понятна. На снимке показано оцепление на площади, которое отделяет людей, выглядывающих из-за него, от выступающих где-то слева, за границами кадра. Сквозь строгий, но вполне добродушный, судя по слабо различимым лицам стражей порядка, фильтр просочился «элемент» толпы настолько маленький, что он беспрепятственно проник через «крупные поры» этого фильтра.

Ситуация проста и почти банальна. Редко кто без умиления смотрит на ребёнка среди эдаких серьёзных дядей. Однако фотограф увидел и среагировал на что-то более глубокое в этом сюжете, что заставило его - возможно, и рефлекторно — зафиксировать увиденную ситуацию.
Нас привлекает внимательная настороженность ребёнка, вглядывающегося в окружающих его взрослых. На его лице трудный и, судя по всему, остающийся без ответа вопрос: дружественно или враждебно это взрослое окружение?

Напряжённая мысль ребёнка ассоциируется с двусмысленностью ситуации. Снимок порождает не столько умильное настроение из-за появления ребёнка среди взрослых, сколько тревоги сегодняшнего дня, порождённые многочисленными событиями, дающими пищу для подобных ассоциаций.
Малышу непонятно, почему там так много людей, а тут никого? Почему в сторону, где много народа, надо повернуться спиной? Почему нельзя обойтись без разделения людей на «здесь» и «там», без тех, кто разделяет, и тех, кого разделяют?

Видно, что маленькому человеку не под силу найти ответы на такие вопросы. На них и взрослые-то не в состоянии ответить. Вот и застыл на его лице этот тягучий вопрос.

Кстати, позы омоновцев очень напоминают футбольную стенку у штрафной. Но там обычно она повёрнута лицом к опасности, а сзади — закрываемые стенкой ворота. В этом также заключено своеобразие запечатлённой сцены.

Фотопалитра

Надеюсь, что и читателей обсуждаемый снимок не оставил равнодушным. Попробуем проследить теперь, за счёт каких средств языка фотографии это достигнуто и какие визуальные элементы делают этот снимок выразительным.

Главный визуальный элемент состоит в очень эффектном и эффективном выделении смыслового центра фотографии. Этим центром оказывается, конечно, ребёнок. По смыслу это очевидно, но изобразительный центр в данном случае удачно совпадает со смысловым. Фигурка малыша идеально подчёркнута расположением в кадре, она находится вблизи точки золотого сечения. Герой снимка очень хорошо освещён контровым светом и отделён от фона контрастом и повышенной тональной насыщенностью.

Даже тень от него имеет свой характер: она резкая. Изоляция ребёнка в показанной ситуации подчёркнута и специфическим фотографическим средством - применением длиннофокусного объектива и полностью открытой диафрагмой. Это позволило отделить малыша от остальной части снимка резкостью: всё, что вдали от него, передано немного размыто.

Кроме того, ребёнок противопоставлен окружению позой, поворотом, жестом.
В снимке присутствует ещё один элемент, усиливающий эффект противостояния. Обратите внимание на то, что линия строя омоновцев практически повторяет каменную линию стены здания за их спинами, что придаёт дополнительный оттенок запечатлённой сцене.

А можно ли что то изменить?

В принципе, если попытаться найти недостатки в обсуждаемой работе, то можно было бы обсуждать два её признака. Первый связан с тем, что сюжет, в котором присутствует строй (чаще всего это военнослужащие), разбивается каким-либо контрастным по смыслу объектом съёмки. Уж очень часто этот приём встречается в фотографии! В качестве таких контрастных и инородных для ритмики строя объектов часто снимают девушек, бабушек, животных, музыкальные инструменты и прочее. В силу того, что подобные ситуации часто и с удовольствием попадают на плёнку, их можно уже считать банальными. Однако в данном случае очень популярный сюжет подан по-авторски оригинально, если угодно, с философским звучанием.

В этом снимке практически невозможно что-либо изменить, не затронув существенно настроение и выразительность снимка. Потому он и интересен нам, что автором по-своему решён именно популярный сюжет. Потому он и вызывает у зрителей соответствующие эмоции.

Второй элемент, на который хочется обратить внимание, - белёсое небо. Теоретически светлое пространство, не работающее на сюжет, играет роль отвлекающего фактора. Если прикрыть верхнюю часть снимка, то визуально, казалось бы, снимок выиграет тонально: усиливается акцент на герое этого снимка. Но лишь формально! Сразу теряется эффект двойной стены (здание- строй), о котором мы уже говорили, и эмоциональный характер фотографии сразу и значительно упрощается.
В итоге получается, что оба отмеченных признака в этой фотографии вынужденные, и без них она не могла бы существовать. В результате «День города» — несомненная удача автора.

День города. Фото: В. Тарасенко.


В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев


Warning: Unknown: write failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/bitrix/tmp) in Unknown on line 0