+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

ExpoDisk одним диском по двум зайцам

ExpoDisk одним диском по двум зайцам
(0)
Автор статьи Андрей Шеклеин.

Для достижения полной цветовой нейтральности между пирамидально-призматическим и молочным дисками могут быть помещены слабые цветокорректирующие фильтры, сандвич вставляется в обычную круглую оправу (возможные диаметры от 49 до 95 мм) и крепится, как и многие другие насадки, на объективе спереди, но не навинчиванием, а (для ускорения установки и снятия) захватом на трёх малюсеньких подпружиненных стальных шариках. В комплекте есть толстый синий шнурок, чтобы эстетично и модно носить его на шее.

Как расширяет ваши возможности это на вид довольно простое (но на деле - очень точное!) приспособление! Кстати, так ли оно так полезно, как его рекламируют? Ответ на этот вопрос каждый фотограф даёт, конечно, сам, однако я всегда придерживался мнения, что пристального внимания достойно всё, что реально помогает в практической работе и расширяет её технический потенциал.
ExpoDisk
ЭкспоДиск решает две задачи: он добавляет к автоматическому экспозамеру камеры ещё один принципиально важный,
особенно при серьёзной работе, метод измерения экспозиции и в цифровой съёмке сводит к рутинной операции установку баланса белого при самых сложных условиях смешанного освещения.

Теперь напомним суть первой возможности. Все фотокамеры замеряют экспозицию по яркости сюжета, то есть регистрируют (обычно через объектив - система TTL) свет, отражённый от деталей снимаемого объекта на плёнку или цифровую матрицу. Также по яркости будет работать и отдельный, в том числе профессиональный экспонометр, если его входное, не закрытое матовой насадкой окно направить на сюжет.
ExpoDisk
Существует и другой, часто более предпочтительный способ замера не отражённого от сюжета, а падающего на него света, который называется замером по освещённости. Для его осуществления на входное окно экспонометра надевается матовая светорассеивающая насадка, а сам экспонометр направляется на источник света, т.е. улавливает свет от всех источников, освещающих объект съёмки. Оба метода отнюдь не идеальны. Вспомним, что при замере яркости существуют «подметоды» интегрального, центровзвешенного, точечного, многоточечного и многозонного матричного замера, где на последнем этапе выдачи результата привлекается мощная память современной микроэлектроники, образующей мозги нынешней экспозиционной автоматики.

Ограничения присущи и замеру освещённости, хотя он более распространён в серьёзной профессиональной работе: здесь фотограф не столько идёт на поводу у того света, который ему подкидывает случай, сколько организует это освещение по собственному вкусу и потребностям. Профессиональное кино и студийная фотография, как правило, предпочитают замеры освещённости, а потому профессиональные экспонометры всегда дают оператору такую возможность.

Так вот, рассматриваемый нами ЭкспоДиск, будучи насаженным на объектив, как раз и превращает систему экспозамера вашего аппарата в экспонометр, работающий по методу замера освещённости. Не буду утверждать, что он понадобится вам слишком часто, но в ряде случаев его преимущества могут обеспечить безукоризненный результат тогда, когда точность яркостного замера сомнительна. К таким случаям относятся, в частности, репродукция, некоторые виды макросъёмки, когда осветители расположены вплотную к объекту, или с одним главным источником в обычной съёмке - в солнечную погоду вне помещения, при съёмке днём в комнате около окна или же в помещении ночью.

Хочу заметить, что большинство фотографов привыкло работать «по яркости». Они умеют даже вручную вводить необходимую экспопоправку - эта функция имеется сейчас во многих камерах, но грамотное овладение замером по освещённости крайне полезно в условиях контрастного освещения или небольшой фотографической широты плёнки, к примеру, при съёмке на цветную обращаемую (слайдовую) плёнку.
ExpoDisk
Вторая задача, успешно решаемая ЭкспоДиском, - правильная установка баланса белого при цифровой съёмке. Обратите внимание, что даже в любительских цифрокамерах имеется полдюжины предустановок этого баланса, не считая той, которая объявлена полностью автоматической. А обилие установок как раз и свидетельствует о некоторой неопределённости этой операции, особенно в условиях сложного, смешанного по спектральному составу освещения.

В публикуемых тестах камер испытатели не преминут привести примеры нежелательных отклонений - с лицами, как у утопленников или пожарным флёром ресторанного интерьера. В сомнительных случаях баланс белого рекомендуют устанавливать по листу белой бумаги (но где его возьмёшь в дремучем лесу, как сохранишь под дождём или на сильном ветру?).
ExpoDisk
Белая пластинка ЭкспоДиска позволяет сделать это быстрее, точнее и надёжнее, одновременно проверяя экспозицию. Процедура столь проста, что диск на шее действительно перестаёт казаться излишней роскошью, заменяя своим наличием и профессиональный экспонометр, и профессиональный измеритель цветовой температуры, и даже серую карту с отражением 18-20%, склонную загрязняться, рваться и теряться в самый неподходящий момент.

Причём очень важно отметить, что операция установки баланса белого становится не только рутинной, но также очень точной и не зависящей от индивидуального восприятия фотографа. Передача тонких цветовых оттенков в серьёзной рекламной съёмке или невозможность по памяти привязаться к какому-либо «базовому» цвету в репортёрской делают такую совершенно объективную установку баланса белого просто неизбежной. Попробуйте без такой объективности передать правильный цвет обоев или ковров или подчеркнуть всю прелесть окраски нового автомобиля эмалью «лунная ночь в Калифорнии» в отличие от эмали «лунная ночь во Флориде»...

 Несмотря на простоту устройства диска, его точность очень велика и составляет ±1/6 ступени экспозиции, т.е. практически соответствует классу точности профессиональных приборов (0,1 ступени). И точность эта даже не заявленная, а реально гарантированная: к каждому ЭкспоДиску прикладывается паспорт индивидуальной калибровки на цветном денситометре, снабжённом ступенчатым оптическим клином Национального бюро стандартов США. Таким образом, фото- или цифрокамера с этим диском сохраняет точность экспозамера и контроля баланса белого, первоначально заложенную в автоматику камер не только любительского, но и профессионального класса.

Попробуем теперь, не углубляясь в математические дебри, разобраться в принципе работы этой насадки. Для этого вспомним, что калибровка любого фотоэлектрического экспонометра базируется на том, что некий среднестатистический сюжет с коэффициентом отражения 18% получает такую «правильную» экспозицию, что оказывается размещённым в середине прямолинейного (пропорционального) участка характеристической кривой фотоэмульсии, т.е. на изображении передаётся среднесерым тоном.

Эта пятая зона зонной теории «правильной» экспозиции является как бы основной привязкой, гарантирующей за счёт фотографической широты эмульсии достаточно правильное воспроизведение и наиболее ярких, и наиболее тёмных участков сюжета - светов и теней. В методе измерения «по яркости» для точных замеров применяется часто серая карта с теми же 18% отражения, дающая правильную экспозицию для большинства обычных (т.е. не слишком светлых вроде снега, неба или моря, и не слишком тёмных вроде лица негра, чёрного бархата или сумрака старого погреба) или, как ещё говорят, стандартных сюжетов.
ExpoDisk
 ЭкспоДиск обладает теми же 18-20%, только не отражения, а общего пропускания, т.е. всю освещённость снимаемой сцены он превращает в такую же «серую карту» на поверхности светоприёмника экспонометра камеры. Это соответствует той же пятой зоне по количеству света, но дополняется перемешиванием
всех цветов сюжета, которые в подобной смеси для стандартных сюжетов должны быть близки к неокрашенному, серому тону. Т.к. сам диск белый и дополнительного окрашивания не вызывает, эта смесь, насколько бы сложной и далёкой от серости в действительности она ни была, по идее, при установке баланса белого должна приниматься за отправную точку белого, тем самым обеспечивая правильное воспроизведение цветов друг относительно друга, а света становятся нейтральными.

Сама установка белого происходит как по белому или серому листу бумаги - если прошедший на матрицу свет имеет неравные доли красного, зелёного и синего, баланс белого в камере выравнивает эти доли. Именно это и делает фотограф, устанавливая белое по значению цветобаланса с насаженным диском, и это получается гораздо точнее, чем не очень определённые предустановки вроде среднего дневного света, ламп накаливания или люминесцентных ламп. Не говоря уже о сложных схемах освещения, когда в кадре присутствует и то, и другое, и третье.

Иными словами, ЭкспоДиск создаёт в камере (плёночной, цифровой или видео) стандартный серый кадр, от которого и начинают танцевать автоматика и установки камерной электроники.
ExpoDisk
ЭкспоДиск решает две задачи: он добавляет к автоматическому экспозамеру камеры ещё один принципиально важный, особенно при серьёзной работе, метод измерения экспозиции и в цифровой съёмке сводит к рутинной операции установку баланса белого при самых сложных условиях смешанного освещения.

Такой баланс обладает и ещё одной полезной практической возможностью - сознательным окрашиванием изображения в постоянный желаемый тон. Например, в условиях меняющегося освещения репортёрской съёмки свадьбы, когда молодые и гости переходят из церкви на открытый воздух, а затем в смешанный сумрак ресторана или под сень зелёной листвы, желательно всё-таки, чтобы цвет лица на всех снимках был естественным - не только однообразным, но и наиболее естественным, даже слегка подчёркнутым, т.е. все изображения желательно видеть в тёмных тонах.
ExpoDisk
Существует два варианта ЭкспоДи- сков - со стандартным и тёплым цветовым балансом. Так они настраиваются уже при сборке. Первый оптимален для объектной, ландшафтной съёмки, а второй - при портретных работах. Лица получаются более естественными, тёплыми - как при добавлении фильтра Kodak Wratten 81*.

Можно получить подобный отепляющий эффект, установив «холодный/белый» ЭкспоДиск на фильтр 82С. Подобных экспериментов можно провести множество, добиваясь желаемого результата прямо при съёмке и не перекладывая заботы о цветокоррекции на последующую возню в Фотошопе.

ExpoDisk
Отметим, что гибкость применения ЭкспоДиска для баланса белого удивительно высока. Система работает одинаково хорошо как в режиме отражённого света (диск насажен на объектив, направленный в сторону сюжета), так и в режиме падающего света (диск насажен на объектив, направленный в сторону основного источника освещения). Второй случай удобен при одном определяющем осветителе (солнце), первый - при наличии нескольких источников света с разными характеристиками, например, в церкви при свете из окон (да ещё закрытых частично цветными витражами), сочетающимися со светом от люминесцентных люстр и ламп накаливания. В студийной съёмке баланс пригоден для любого сочетания импульсного и непрерывного освещения.

Отметим также дополнительные преимущества, которые даёт ЭкспоДиск по сравнению с серой или белой картой, обычной для точного определения экспозиции и баланса белого в серьёзных профессиональных работах. Само использование карты может вызвать неточности, связанные с поверхностными бликами, отражённым светом, неравномерным освещением, неудачным углом наблюдения или бликами в объективе. Совокупность этих мелочей может заметно исказить показания, не говоря уже об удобстве и простоте работы. Короткая и чёткая английская инструкция к каждому диску буквально по шагам предписывает фотографу порядок действий, предотвращая ошибочные. Кстати, очень маловероятные.

ЭкспоДиск является плодом совместного творчества США и Японии. Американцы разработали калиброванную «сердцевину», а компания Marumi предоставила свои оправы с новшествами, гарантирующими качество для профессиональной цифровой фотографии.

Впрочем, об истории ЭкспоДисков хочется рассказать одну правдивую легенду, которая, возможно, явится для серьёзных фотографов дополнительным аргументом в пользу их приобретения. ЭкспоДиск в его первоначальном назначении (определение экспозиции самим фотоаппаратом) появился ещё в лунной космической программе американцев.

Качественные фотографии нашего естественного спутника для лунных первопроходцев были связаны со значительными трудностями: сверхконтрастное освещение Солнца, отсутствие атмосферы с её божественным небосводом, неопределённость понятия «средний сюжет» для пейзажей с ранее неизвестной отражательной способностью — всё это было способно поставить в тупик и имевшуюся технику, включая знаменитые камеры Hasselblad и экспонометры Minolta, и астронавтов, которые не были профессиональными фотографами. Брак же в таких съёмках, как вы сами понимаете, нужно было исключить напрочь. Тогда и предложили замер самой камерой по освещённости с помощью калиброванных молочных дисков.

И предложили, надо сказать, весьма удачно - и сегодня, при съёмках на Марсе или спутниках Сатурна, наряду с серой и цветной шкалами работают подобные ЭкспоДиску коррекционные насадки.

Иными словами, калибровочный ЭкспоДиск и на нашей старушке-Земле является, пожалуй, самым надёжным приспособлением для учёта всех неожиданных или очень разносторонних условий, своего рода эталоном объективного воспроизведения окружающей фотографа действительности. Что вы дальше будете делать с изображением во всех компьютерных программах — дело ваше, но оригинальная картинка RAW должна соответствовать природе, а не виртуальным фантазиям снимающего.

В заключение отметим, что творческая мысль конструкторов фильтров не стоит на месте. Новые профессиональные фильтры Marumi, действие которых зависит от их ориентации на объективе (поляризаторы, оттеночные фильтры, эффектные насадки), вместо резьбового крепления приобрели три уже упомянутых подпружиненных шарика, цепляющихся за резьбу объектива и позволяющих сменить их в нужном положении буквально за секунды.

А новое, чрезвычайно эффективное просветление убирает рефлексы, особенно нежелательные в цифровых камерах. Для этого же торцевая поверхность фильтров (толщина-то всего около 1 мм) закрашивается чёрным покрытием, сводящим к минимуму внутренние отражения. Наконец, сама оправа фильтров (настолько узкая, что позволяет без виньетирования ставить их на самую широкоугольную оптику) получила новую, сатинированную отделку - насечку с очень мелкозернистым матовым чернением, убирающим внешние отражения от оправы.

Всё это - особенности и отличительные черты новой серии высококачественных фильтров и насадок, обозначаемой DHG (Digital High Grade). Фильтры и насадки этой серии, ассортимент которой будет, видимо, постоянно расширяться, предназначаются для профессиональной работы как в плёночной, так и в цифровой фотографии.

  Фото: А.Э.Бахтурин.

Редакция благодарит фирму Конверс за возможность ознакомиться с ЭкспоДиском и новыми фильтрами Marumi.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев


Warning: Unknown: write failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/bitrix/tmp) in Unknown on line 0