+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Фильм-процесс: Проявка цветных негативных фотоплёнок

Фильм-процесс: Проявка цветных негативных фотоплёнок
(0)
Автор статьи Михаил Дюрягин.

Немного о теории процессов. Проявление

роцесс проявления цветных негативных фотоматериалов можно представить себе как сочетание нескольких процессов: экспонированные кристаллы галогенида серебра AgHal переводятся в металлическое состояние. Таким образом формируется чёрно-белое изображение и... окисляется проявитель.

В свою очередь, окисленный проявитель взаимодействует с цветообразующей компонентой, образуя цветной негатив в области образовавшегося чёрно-белого изображения. Т.к. цветная эмульсия состоит из нескольких слоёв, то при погружении плёнки в раствор в первую очередь начинают проявляться слои, находящиеся дальше от основы. Проявитель, проникший в желатин, диффундирует вглубь него, и его концентрация при этом резко уменьшается. У наружной поверхности образуется пограничный слой отработанного проявителя, препятствующий проникновению в фотоматериал новых порций раствора. Для разрушения пограничного слоя служит перемешивание раствора проявителя, выполняемое различными способами: вращением катушки с плёнкой в маленьких бачках и при ротационной обработке, перемешивание раствора помпой в фильм-процессоре или подача сжатого азота в баки проявителя в профессиональных машинах.

При излишне высокой активности проявителя происходит восстановление неэкспонированных кристаллов галогенида серебра с последующим образованием красителя в неэкспонированной области, что способствует появлению вуали.

При низкой же активности проявителя, наоборот, происходит неполное восстановление экспонированного серебра, результатом чего становится недопроявка.

В состав проявителя входят следующие компоненты:
1) Проявляющий агент (CD-4) [в химии PRIME используется CD-3].
2) Сульфиты, используемые в качестве консервантов. Они предохраняют проявитель от окисления кислородом воздуха.
3) Карбонаты - в качестве буфера. Поддерживают постоянное (щелочное) значение pH среды, что необходимо для сохранения активности проявителя.
4) Антивуалирующий компонент (бромиды в плёнке и хлориды в бумаге). Они входят в состав стартёра.
Стартёр используется для получения свежеприготовленного рабочего раствора проявителя. Анионы брома (хлора), содержащиеся в стартёре, позволяют предотвратить восстановление неэкспонированных галогенидов серебра. Для приготовления обновляющего раствора стартёр не нужен, так как бромиды находятся в достаточном количестве в рабочем растворе проявителя - они выделяются из эмульсии плёнок.

Отбеливание

В результате цветного проявления в эмульсионных слоях цветных фотоматериалов образуются два фотографических изображения: одно из металлического серебра, второе - из красителя. В нём также содержится галогенид серебра, не принимавший участия в построении изображения. Т.к. цветное изображение строится только из красителей, по цвету дополнительных максимуму спектральной чувствительности каждого слоя, образовавшееся в процессе проявления серебро необходимо удалить из эмульсионных слоёв. Для этой цели используют процесс отбеливания - предварительное окисление серебра, а затем удаление его в процессе фиксирования. После отбеливания и фиксирования оставшегося в слое галогенида серебра получают негатив в дополнительных цветах.
Ротационная машина Durst СРА2.
Ротационная машина Durst СРА2.

В состав отбеливателя входят следующие компоненты:
1) Комплексное соединение трёхвалентного железа. Этот агент непосредственно участвует в окислительно-восстановительной реакции осаждения бромида серебра.
2) Бромиды. Выполняют роль поставщика бромид-анионов для связывания ионов серебра.
3) Уксусная кислота. Выполняет две роли: стоп-ванны. Кислота моментально останавливает проявление, т.к. проявитель - это щёлочь; буферного раствора, предназначенного для поддержания постоянного уровня pH.

 Т.к. в процессе отбеливания ионы трёхвалентного железа восстанавливаются до двухвалентного (нереакционноспособного), необходим окислитель для поддержания постоянной их концентрации. Эту задачу выполняет аэрация - прокачка воздуха через отбеливающий раствор. За счёт этого происходит реакция окисления кислородом воздуха образовавшегося двухвалентного железа до трёхвалентного. Именно поэтому отбеливатель необходимо регулярно взбалтывать.
Катушки.
Катушки.

Фиксирование

Так как галогенид серебра, оставшийся после отбелки, нерастворим в воде, задача фиксирования заключается в переводе всех солей серебра в растворимые тиосоли, которые из эмульсии плёнок вымываются водой.
В отработанном фиксаже содержится примерно 6 г серебра на 1 л раствора.

В состав фиксажа входят:

1) Тиосульфат аммония (МН4)2$20з
2) Сульфиты (консервант), предохраняющие фиксаж от разложения.
Если раствор фиксажа истощён, то он не может полностью растворить галогенид серебра. Маска плёнки приобретает серый, мышиный цвет. На плёнке могут появиться пятна красного цвета.
Ротационная машина Durst Filmetta.
Ротационная машина Durst Filmetta.

Стабилизация

Стабилизатор способствует устойчивости цветопередачи, равномерности сушки и удалению пятен грязи, повышению эластичности и механической прочности фотоматериалов. Он используется также для удаления следов других обрабатывающих растворов из эмульсии.

Окончательная промывка

Этот процесс используется в профессиональных машинах. Нормальная промывка требует интенсивного перемешивания для наилучшего контакта свежей воды с эмульсией плёнки или фотобумаги. Вода должна быть достаточно тёплой для того, чтобы лучше проникать в слои эмульсии, но не слишком горячей, чтобы не разрушался желатин. Недостаточная промывка может привести к недонасыщенности цветопередачи, поскольку при этом в слоях эмульсии остаются химикаты.

Современные процессы обработки

За последние 15 лет обработка цветных негативных фотоплёнок претерпела значительные изменения в сторону сокращения времени обработки и повышения температуры обрабатывающих растворов. Если плёнку ORWOcolor NC-19 Mask приходилось обрабатывать 53 мин. при температуре 20 °С, то с развитием машинной обработки в минилабах процесс сократился до 7-18 мин. (в зависимости от типа процесса) при температуре 37,8 °С. Достигнуто это было за счёт повышения температуры обрабатывающих растворов, объединения двух-трёх стадий процесса в одну и полного исключения водных промывок.

Разработанный фирмой Eastman Kodak процесс Kodak С-41 в настоящее время используется во всём мире для обработки цветных негативных как любительских, так и профессиональных фотоплёнок.
Профессиональный процессор Jobo ATL2300.
Профессиональный процессор Jobo ATL2300.

Так как Кодак не публикует рецептуру обрабатывающих растворов, а производит обработку цветных фотоплёнок в своих лабораториях или поставляет потребителю комплекты химических реактивов, ведущими фирмами - производителями
фотоматериалов были разработаны альтернативные процессы, обеспечивающие получение таких же результатов, как и при использовании растворов, рекомендованных фирмой Кодак. У Agfa он называется АР-70, у Fujifilm - CN-16, а у Konica Minolta - CNK-4.

У каждого производителя существует несколько вариантов химии, предназначенной для различных процессов и разных типов мини-лабораторий, отличающихся между собой временем отбеливания и фиксирования, нормами пополнения и наличием промежуточных промывок. Дальнейшие разработки ведутся в направлении уменьшения норм пополнения, повышения экологической безопасности химии, стабильности в работе и увеличении сроков хранения. Появились однокомпонентные растворы, которые не нужно смешивать, а достаточно просто развести водой; картриджная химия, похожая на огромный картридж для струйного принтера, который вставляется в минилаб по «просьбе» процессора; табле- тированная химия Ecojet.
Дисплей современного фильм-процессора.
Дисплей современного фильм-процессора.

Для энтузиастов самостоятельной проявки некоторые фирмы выпускают наборы типа Hobby Pack Color, рассчитанные на обработку 5-10 фотоплёнок в 600 мл раствора.

Проявление плёнки по процессу Kodak C-41RA

Все цветные негативные плёнки, выпускаемые для процесса С-41, рассчитаны на жёстко регламентированный режим обработки, унифицированный и для альтернативных процессов. Получаемое качество цветного негатива зависит не только от свойств самого фотоматериала, но и в значительной степени от технологических параметров обработки. К этим параметрам относятся время проявления, температура растворов, перемешивание и пополнение рабочих растворов, чистота и контроль процессов, а также... человеческий фактор.
Фильм-процессор Konica Minolta с химией Ecojet.
Фильм-процессор Konica Minolta с химией Ecojet.

Время проявления

Оптимальное проявление фотоплёнки даёт заданный изготовителем коэффициент контрастности и максимальную плотность почернения при минимальной вуали. Увеличиваясь в начальный, или, по-другому, индукционный, период, скорость проявления достигает максимума в основной период - послеиндукционный. Затем скорость проявления постепенно снижается. Следовательно, с увеличением времени проявления максимальная плотность почернения Dmax и коэффициент контрастности Y увеличиваются до определённого предела в зависимости от свойств обрабатываемого материала.

По достижении этого предела увеличение максимальной плотности прекращается, но минимальная плотность Dmjn, а, следовательно, и плотность вуали, продолжает возрастать, а коэффициент контрастности — уменьшаться. При изменении рекомендованного времени проявления происходит также изменение фотографических характеристик обрабатываемого фотоматериала: светочувствительности, коэффициента контрастности, плотности вуали. Но поскольку цветные фотоматериалы имеют три светочувствительных слоя, эти изменения в каждом слое происходят по-разному, а значит, изменяются такие важные характеристики, как баланс по светочувствительности и баланс по контрастности. При больших изменениях происходит разбаланс слоёв, и получить высококачественную цветопередачу при печати становится невозможно.

Причём для различных плёнок указанные изменения фотографических характеристик с изменением времени проявления могут быть различны.

Температура растворов

Скорость проявления зависит от температуры проявителя: увеличивается с повышением его температуры и снижается при понижении. При увеличении температуры проявляющего раствора скорость химической реакции увеличивается, и нужные фотографические характеристики цветного изображения могут быть получены за меньший промежуток времени, на чём и основываются современные скоростные методы обработки. Одним из важнейших условий нормального проведения процесса проявления является стабильность температуры раствора в течение всего процесса проявления.

Циркуляция растворов

Скорость проявления определяется скоростью реакции между проявляющими веществами и экспонированными участками эмульсии, содержащей галогенид серебра. Скорость реакции, в свою очередь, зависит от поступления новых порций реагирующих веществ к месту реакции и отвода от этих участков вновь образующихся веществ. Если скорость реакции выше скорости диффузии, то для нормального проявления необходимо усилить перемешивание раствора, которое ускорит приток новых веществ к реагирующим участкам.

В местах наибольших плотностей негатива проявляющий раствор истощается быстрее из-за высокой скорости реакции и увеличения содержания бромидов в слое. При низкой циркуляции может образоваться пограничный эффект, выражающийся в том, что вокруг очень тёмных мест изображения появляются светлые полосы. Энергичное перемешивание раствора в фильм-процессоре достигается установкой одной или нескольких помп, прогоняющих проявляющий раствор в баке сначала через фильтр, очищающий проявитель от механических частиц, и далее через нагреватель термостата в место движения плёнки.
Фильм-процессор Noritsu.
Фильм-процессор Noritsu.

При прохождении плёнки по рэкам (секциям направляющих) бака с проявителем может возникать следующий эффект: движущаяся в растворе плёнка захватывает тонкий его слой, который далее движется вместе с ней, препятствуя проникновению к обрабатываемому слою свежего обрабатывающего раствора. Для устранения этого эффекта ставят дополнительную активационную помпу, которая под давлением, через маленькие отверстия, подаёт свежий раствор на проявляемый материал, смывая пограничный слой отработавшего проявителя.

Подача обновляющего раствора

В процессе проявки необходимо постоянно восстанавливать окисленные компоненты рабочего раствора. Кроме того, концентрация анионов брома увеличивается, что снижает активность проявителя. Одним из основных условий получения стабильных фотографических характеристик обрабатываемых фотоматериалов является постоянство состава обрабатывающих растворов. При обработке плёнок в ротационных машинах используют одноразовые реактивы, сливаемые после каждого этапа проявления. В мини-лабораториях постоянный химический состав поддерживается за счёт пополнения рабочих растворов обновляющими концентрированными реактивами по алгоритмам, установленным производителями химии для каждого типа минилабов.
«Ловля гильз». На фоне неба отлично видны следы от вспененного проявителя при ротационной обработке без предварительного размачивания эмульсии.
«Ловля гильз». На фоне неба отлично видны следы от вспененного проявителя при ротационной обработке без предварительного размачивания эмульсии.

Для небольших объёмов обработки фотоплёнок выпускаются ротационные машины. Их делают фирмы Jobo, Wilkinson и Durst различного уровня, от любительского до профессионального. Основной принцип обработки заключается в том, что в бак вставляются спирали с заряженной вручную фотоплёнкой в количестве от 1 до 12 шт. (в зависимости от машины), загруженный бак вращается в термостатированной ёмкости со скоростью 1 оборот/мин. В него вручную или автоматически попеременно заливаются обрабатывающие растворы, после каждого этапа бак поднимается и происходит слив использованных растворов.

Стабилизация из-за сильного вспенивания раствора проводится без ротации заливкой стабилизатора в снятый и открытый бак, а сушка - в сушильном шкафу.
Проявка длительностью 6 мин. при температуре 30 °С. Насыщенность цветов ниже, в светах присутствует пурпурный оттенок, а в тенях - зелёный.
Проявка длительностью 6 мин. при температуре 30 °С. Насыщенность цветов ниже, в светах присутствует пурпурный оттенок, а в тенях - зелёный.

Ротационная обработка имеет свои особенности. Так как внутри бака находятся большой объём холодного воздуха, катушки и плёнка — их необходимо нагреть до 38 °С перед началом процесса.

Это можно сделать двумя способами:

- поставить заряженный бак в термостат на предварительный нагрев на 5 мин. В этом случае результат трудно предсказуем, т.к. время нагрева будет зависеть от температуры воздуха в помещении;
- предварительно залить в бак дистиллированную воду, нагретую до 38 °С.
Плёнка Kodak Portra 800, нормальное проявление.
Плёнка Kodak Portra 800, нормальное проявление.

 Второй способ предпочтительнее, потому что в этом случае эмульсия плёнки предварительно разбухает, и проявление идёт более равномерно.

 При проявлении по первому способу может также возникнуть дефект негатива в виде пятен от вспененного проявителя. Ротационная обработка удобна тем, что при одноразовом применении свежих реактивов на выходе будут получаться постоянно стабильные результаты и к тому же возможны любые изменения процессов. При наличии большого количества катушек и достаточной сноровки можно добиться скорости обработки до 100 плёнок типа 135-36 в час. Возможна обработка любых форматов фотоматериалов, как катушечных, так и листовых.
Плёнка Kodak Portra 800, проявление до чувствительности 3200 ISO. Видно увеличение контраста и зернистости.
Плёнка Kodak Portra 800, проявление до чувствительности 3200 ISO. Видно увеличение контраста и зернистости.

Относительно простые любительские машины типа Jobo СРА/СРР выполняют все процессы только в ручном режиме, т.е. необходимо лично заливать и сливать растворы и контролировать время обработки. Профессиональные машины Jobo ATL работают под управлением микропроцессора: оператору необходимо задать программу обработки и вставить бак с плёнками. Всё остальное происходит автоматически. Машина контролирует температуру растворов, сама заливает и сливает обрабатывающие растворы, а после окончания процесса производит промывку тракта водой. Причём оператор может вмешиваться в программу для изменения времени обработки и температурного режима, что позволяет обрабатывать плёнки по пуш- и пулл-процессам всех типов - чёрно-белые, цветные негативные и обращаемые.

Фильмы-процессоры

Нормальная обработка. Плёнка Fujicolor Superia 200, проявитель Fujifilm CN-16
Нормальная обработка. Плёнка Fujicolor Superia 200, проявитель Fujifilm CN-16

Фильм-процессоры бывают двух типов: выполненные в виде отдельно стоящего блока и встроенные внутрь минилаба. Практически все они сделаны по проходному типу - плёнка, закреплённая за пластиковым лидером, сама движется по бакам с обрабатывающими растворами. Обычно отдельные фильм-процессоры обрабатывают все типы роликовых плёнок, а встроенные только плёнки 135 и APS. На специальном станочке кончик плёнки обрезается и приклеивается к лидеру (пластиковой пластинке с перфорационными отверстиями). Широкая плёнка 120 предварительно в темноте отделяется от ракорда и наматывается в специальную кассету.
Плёнка Fujicolor Superia 200. Проявитель Fujifilm CN-16. Проявка 6 мин. при температуре 30 °С. Контраст и насыщенность цветов ниже, в светах присутствует пурпурный оттенок, а в тенях - зелёный.
Плёнка Fujicolor Superia 200. Проявитель Fujifilm CN-16. Проявка 6 мин. при температуре 30 °С. Контраст и насыщенность цветов ниже, в светах присутствует пурпурный оттенок, а в тенях - зелёный.

Процесс обработки состоит в следующем: плёнка, приклеенная термостойким скотчем с обеих сторон к лидеру, вставляется в приёмник фильм-процессора и защёлкивается там замком от случайного открытия и засветки. Лидер захватывается зубчатыми шестернями и начинает движение по рэкам процессора с постоянной скоростью протяжки. Плёнка, следующая за лидером, постепенно проходит через раствор проявителя, который перемешивается с помощью помпы для обеспечения равномерности проявки, и на выходе отжимается резиновыми валиками от излишков раствора, чтобы не загрязнять следующий. В других баках весь процесс происходит аналогично. Для изменения времени обработки в баках отбелки и фиксажа просто изменяют объём баков, т.к. изменить скорость протяжки нельзя.
Соответственно для каждого типа фильм- процессора можно использовать только предназначенный ему фирмой-изготовителем тип химии, т.е. в фильм-процессор фирмы Fujifilm нельзя залить химию Kodak, хотя наши умельцы обходят и эту проблему.
Плёнка Fujicolor Superia 200. Проявитель Fujifilm CN-16. Пуш +2. Высокий контраст, детали в тенях и светах потеряны.
Плёнка Fujicolor Superia 200. Проявитель Fujifilm CN-16. Пуш +2. Высокий контраст, детали в тенях и светах потеряны.

Для улучшения промывки плёнки баков со стабилизатором обычно делают 3 или 4 шт. Так как баки сделаны с переливом, то плёнка сначала проходит самый «грязный» раствор, а в конце - через наиболее свежий стабилизатор, и попадает в сушильный рэк, где моментально высушивается горячим обеспыленным воздухом.
В зависимости от типа и производительности фильм-процессора весь цикл обработки (от сухого к сухому) может занимать от 7 до 18 мин. Но это чистое время обработки, которое не учитывает длину плёнки. При учёте же протяжки всей длины плёнки в 36 кадров необходимо добавить дополнительно к предыдущим значениям ещё 3-7 мин., и время проявления плёнки получится от 10 до 25 мин.
Кодак C-41RA
Работой фильм-процессора руководит мини- ЭВМ по определённым алгоритмам. После включения машины начинается опрос нескольких десятков датчиков и определяется, каковы уровни растворов в рабочих и подкрепляющих баках, надо ли долить воду, работают ли помпы и термостаты, идёт ли протяжка.
«Старт ракеты». Из-за окисленного проявителя на снимке хорошо заметен разбаланс цветов по слоям. В светах присутствует зелёно-голубой цвет, а в тенях - пурпурный.
«Старт ракеты». Из-за окисленного проявителя на снимке хорошо заметен разбаланс цветов по слоям. В светах присутствует зелёно-голубой цвет, а в тенях - пурпурный.

После проверок начинается нагрев растворов в баках, причём эти растворы энергично перемешиваются циркуляционными помпами, и когда температура достигнет номинально установленных значений, включается сигнал готовности к работе. При установке плёнки в загрузчик срабатывает датчик наличия лидера, включается двигатель протяжки, и шестерни начинают тянуть лидер с плёнками по тракту.
Нержавеющая рамка для обработки форматной плёнки.
Нержавеющая рамка для обработки форматной плёнки.

Автоматически запирается замок загрузчика для предотвращения несанкционированного открытия и засветки плёнки. Далее процессор определяет, какой тип плёнки ему «подсунули». Это делается с помощью целого ряда инфракрасных свето  и фотодиодов: ширина плёнки определяется перекрытием луча, а длина или вычисляется как время перекрытия луча, умноженное на скорость протяжки для неперфорированной плёнки, или производится подсчёт перфорационных отверстий.
Контрольный стрип Konica Minolta.
Контрольный стрип Konica Minolta.

Отсюда первый вывод: инфракрасную плёнку в фильм-процессорах обрабатывать нельзя, так как на ней появятся засвеченные полосы от светодиодов!

После вытаскивания из кассеты плёнка натягивается, и при достижении определённого усилия срабатывает гильотинный нож, обрезающий конец плёнки. Пустая кассета выбрасывается в кассетоприёмник, происходит анализ, есть ли ещё какая-либо плёнка в линейке инфракрасных датчиков, и если нет, то загорается лампа готовности, замок загрузчика разблокируется, и можно вставлять следующую плёнку. На последних моделях фильм-процессоров есть большие жидкокристаллические экраны, наглядно демонстрирующие процесс обработки.
Дисплей, показывающий процесс обработки.
Дисплей, показывающий процесс обработки.

Итак, первая плёнка за лидером проходит рэк с проявляющим раствором. Это основной и определяющий качество всей обработки процесс. Точность поддержания температуры проявителя определяется не хуже ±0,15 °С, причём стабильность температуры должна поддерживаться по всему объёму бака.

Для создания направленного движения потока проявителя на плёнку в некоторых машинах ставят дополнительно активационную помпу. Для поддержания стабильности характеристик растворов обновление их свежими концентратами производится при помощи специальных электромагнитных пластиковых помп с калиброванной производительностью. Существуют средние нормы пополнения рабочих растворов подкрепляющими, но расход проявителя зависит от того какие плёнки проявляются. Переэкспонирован- ные и недоэкспонированные плёнки, плёнки различной чувствительности и различных производителей по-разному окисляют проявитель. Т.е. если летом идут в проявку больше переэкспонированные плёнки, то подкрепление нужно увеличивать, а зимой, наоборот, уменьшать. С этими сезонными процессами не справится никакой алгоритм программы, поэтому важно контролировать контроль качества выходной продукции. Но об этом чуть позже.
Пуш и пулл-процессы.
Плёнка, пройдя проявляющий раствор, попадает на отжим от излишков проявителя, который производится резиновыми валиками, и далее опускается в рэк с отбеливающим раствором, где процесс проявления мгновенно прекращается. Температурный режим отбелки, как и последующих стадий фиксирования и стабилизации, не столь критичен и позволяет варьировать температуру в пределах 3 °С. Перемешивание также происходит только циркуляционными помпами этих баков. Пройдя поочерёдно все эти растворы, плёнка попадает в блок сушки, где высушивается горячим (60 °С) обеспыленным воздухом и вывешивается на выходе процессора.
Оператор может управлять фильм-процессором с центральной консоли с помощью дисплея. Отсюда можно контролировать и осуществлять изменение следующих параметров: проверять и изменять в небольших пределах температуру в рабочих баках, увеличивать или уменьшать нормы подкачки пополняющих растворов, посмотреть, в каком баке находится обрабатываемая плёнка, задать ежедневное время включения и выключения фильм-процессора.
Выходная секция машины Colenta. Рядом - баллоны со сжатым азотом.
Выходная секция машины Colenta. Рядом - баллоны со сжатым азотом.

Сюда же выводятся все сообщения об ошибках, об окончании подкрепляющего раствора и работе помп. В некоторых моделях на дисплее высвечиваются интерактивные подсказки о проведении ежедневных операций по техническому обслуживанию и настройке параметров. На случай аварийного отключения электроэнергии в ряде моделей стоит встроенный аккумулятор, который питает двигатель протяжки и позволяет при случае спасти обрабатываемую плёнку. Если аккумулятора нет, то оператору необходимо вставить в привод рукоятку и вручную крутить её, пока вся плёнка не появится наружу.
Так как скорость протяжки плёнки в фильм- процессорах не регулируется, следовательно, их нельзя использовать в профессиональных целях.
Второй вывод: пуш и пулл-процессы в фильм-процессорах провести нельзя.
Проявочная машина с переносом. Устанавливается в тёмной комнате, снаружи находится только сушильная камера.
Проявочная машина с переносом. Устанавливается в тёмной комнате, снаружи находится только сушильная камера.

Хотя в некоторых процессорах Noritsu существует возможность вручную отключить только двигатель протяжки, и если оператор «поймает» плёнку, когда она полностью находится в проявителе, то в принципе можно и попытаться... Но лучше отнести плёнку в профессиональную фотолабораторию, чем экспериментировать на своей съёмке.

Механические повреждения плёнки при обработке

Принципиальная схема устройства фильм-процессора:1. Приёмный лоток2. Плёнка3. Резак4. Рэк проявителя5. Рэк отбеливателя6. Ржи фиксажа7. Ржи стабилизатора8. Сушильный отсек9. Вентилятор горячего воздуха10. Помпы подачи растворов11. Активационная помпа проявителя12. Ёмкости с подкрепляющими растворами
Принципиальная схема устройства фильм-процессора:
1. Приёмный лоток
2. Плёнка
3. Резак
4. Рэк проявителя
5. Рэк отбеливателя
6. Ржи фиксажа
7. Ржи стабилизатора
8. Сушильный отсек
9. Вентилятор горячего воздуха
10. Помпы подачи растворов
11. Активационная помпа проявителя
12. Ёмкости с подкрепляющими растворами
Инфракрасная система определения типа плёнки.

При регулярном техническом обслуживании согласно инструкции по эксплуатации механические повреждения плёнки возникнуть не могут. Опять-таки виноват всегда бывает «человеческий фактор». Продольные царапины могут появиться из-за загрязнения входного устройства или небрежного обращения с плёнкой оператора, если он скручивал её в тугой рулон. При использовании старого лидера возможен обрыв и замятие плёнки в одном из рэков.
Зависимость разбаланса слоёв от изменения температуры проявителя и времени проявления
В старых машинах типа Kis Imager плёнка вообще запускалась без лидера по обрезиненным роликовым направляющим, ресурс которых составлял несколько сотен плёнок. Потом все ролики должны были меняться на новые. Но кто бы у нас стал это делать, пока машина ещё работает! Ролики уменьшались в диаметре, появлялись петли при движении плёнки, а соответственно и царапины.
Результаты анализа контрольных стрипов.
Но наиболее часто царапины возникают из- за испарения и кристаллизации растворов. При испарении воды раствор становится более концентрированным. Процесс испарения идёт более интенсивно при высокой температуре рабочего раствора и продолжается после выключения процессора. На границе растворов с воздухом происходит кристаллизация, а т.к. именно здесь расположены отжимные ролики, то они покрываются мельчайшими кристаллами и становятся похожи на наждачную бумагу. Таким образом, когда утром начинается процесс проявления фотоматериалов, то уровень рабочих растворов понижен, ролики и оси покрыты кристаллами и первые плёнки будут с царапинами. По инструкции ежедневно после работы оператор должен снять верхние направляющие рэков и положить их на ночь в ёмкость с водой. Утром же, при компенсации испарившейся за ночь воды, а это где-то 100-200 мл, необходимо смыть доливаемой водой образовавшиеся кристаллы и только тогда поставить на место направляющие.
«Входная часть» минилабов SA1/: цифровая слева, аналоговая - плёночная - справа.
«Входная часть» минилабов SA1/: цифровая слева, аналоговая - плёночная - справа.

Ошибки обработки

При несоблюдении требований к разведению и использованию химикатов в лаборатории появляются ошибки при обработке плёнок. Это выражается в том, что плёнки могут быть недо- и перепроявленными, с различными значениями контраста и разбалансом цветов по слоям.
Прикреплённая к лидеру фотоплёнка готова к обработке в фильм-процессоре.
Прикреплённая к лидеру фотоплёнка готова к обработке в фильм-процессоре.

Большинство мини-лабораторий, ориентированных на любительскую печать, работает следующим образом: контроль химико-фотографических процессов не производится вообще, а настройка принтер-процессора делается под свою проявку. Соответственно, более-менее прилично печатаются плёнки, проявленные в данной лаборатории. Но если проявка была проведена в другом месте, то оператору крайне сложно попасть в цвет. Для упрощения работы нормы пополнения устанавливаются по минимуму. Следовательно, экономится химия, а с малоконтрастных и прозрачных негативов быстрее печатать заказы, т.к. выдержка при печати короче в несколько раз и оператор допускает меньше ошибок в коррекции по плотности негатива. Визуально плохую проявку определить крайне сложно.
Пульт управления и дисплей фильм-процессора Colenta.
Пульт управления и дисплей фильм-процессора Colenta.

Только при недопроявке 1,5-2 ступени экспозиции будут заметны на глаз слабая плотность засвеченного кончика и изменения цвета и Плотности штрихового DX-кода на краю плёнки. Но и это можно увидеть только при сравнении с нормально проявленной плёнкой. Надо ещё заметить, что плёнки разных производителей и различной чувствительности имеют и разную плотность маски. Так, плёнки высокой чувствительности 800 ISO и более выглядят как перепроявленные.

Контроль процессов обработки

Для контроля процессов обработки проявки плёнки и приведения их к единому станндарту фирмы-производители фотохимии выпускают контрольные стрипы. Контрольный стрип - это экспонированный отрезок негативной фотоплёнки, предназначенный для проверки состояния фотохимикатов в рабочих баках фильм-процессора. После обработки этих отрезков в процессорах, денситометрического измерения их параметров и анализа полученных результатов с помощью компьютерной программы специалист в состоянии сделать вывод о состоянии технологического процесса в лаборатории.
График плотностей
Сравнить стрипы на глаз практически невозможно. Для этих целей применяется специальный прибор для измерения оптической плотности негативов - денситометр. Проявление контрольных стрипов обычно входит в системы контроля качества, которые предлагают производители фотохимии. В нашей стране свои системы контроля качества предлагают только компании Kodak, Konica Minolta и Champion.

В первую очередь обработка контрольных стрипов предназначена для выявления ошибок при приготовлении обрабатывающих и пополняющих растворов фотохимикатов, негативно сказывающихся на качестве продукции фотолаборатории. Как правило, такого рода ошибки возникают из-за неопытности или невнимательности операторов и достаточно легко выявляются и устраняются путём полной или частичной замены химикатов в баках. Более сложно выявить отклонения, возникающие в процессе эксплуатации мини-лаборатории при долговременном использовании даже изначально правильно приготовленных химикатов.
Сушка фотоплёнок, обработанных в рамочнопогружной машине.
Сушка фотоплёнок, обработанных в рамочнопогружной машине.

Нарушения в работе транспортирующей системы процессоров, износ отжимных валиков, выход из строя нагревателей, датчиков температуры, циркуляционных и пополняющих помп неизбежно приводит к ухудшению качества обработки фотоматериалов. Для того чтобы вовремя обнаружить все эти технические неполадки и своевременно принять меры по их устранению, необходимо обрабатывать контрольные стрипы и анализировать состояние фотохимикатов не реже одного раза в неделю, а в проблемных случаях и чаще. Каждый производитель фотохимии даёт свои рекомендации по установке норм расходования фотохимикатов. Как правило, эти рекомендации представляют собой диапазон значений, и перед инженером встаёт вопрос: какой расход из рекомендуемых значений установить в мини-лаборатории?
Некоторые фильм-процессоры позволяют «прогонять» одновременно по две 35-мм плёнки, прикреплённые к одному лидеру.
Некоторые фильм-процессоры позволяют «прогонять» одновременно по две 35-мм плёнки, прикреплённые к одному лидеру.

Обычно производители рекомендуют на начальном этапе устанавливать среднюю норму пополнения из предлагаемого диапазона, а затем регулировать её по результатам проверки контрольных стрипов. Как правило, понижать нормы расхода фотохимикатов можно только в том случае, если лаборатория хорошо загружена работой, что бывает обычно в летний период. В межсезонье, когда объёмы печати небольшие, обычно требуется повышать расход фотохимикатов.
Каждый стрип содержит следующие участки: Mask ( минимальная плотность Dmjn или плотность вуали маски), LD ( низкая плотность), HD (высокая плотность), BP (Dmax - чёрный участок), YP (жёлтая плотность). По этим участкам определяются различные параметры процессов.

Высокая плотность участка Mask свидетельствует о следующих возможных причинах:

1. Проявитель проявил неэкспонированные кристаллы галогенида серебра из-за загрязнения раствора отбелкой, фиксажем, ионами железа или окисления проявителя воздухом.
2. Слабый фиксаж.

 На значение плотности LD следует обращать внимание в первую очередь. Она показывает химическую активность проявителя. Значения плотности, выходящие за границу зоны допустимых значений, свидетельствуют о следующих возможных причинах:
1. Неправильное время проявления.
2. Неправильная температура проявления.
3. Неправильная степень подачи подкрепляющего раствора.
4. Проявитель окислен.
gargrgerg.jpg
 Контраст негатива определяется разностью значений HD-LD. Значения этого параметра, выходящие за границу зоны допустимых значений, свидетельствуют о следующих возможных причинах:
1. Недостаточная циркуляция проявителя.
2. Загрязнение проявителя.
3. Неправильное время проявления.
4. Неправильная температура проявления.
5. Неправильная степень подачи подкрепляющего раствора.
6. Проявитель окислен.

 Значение плотности BP-YP, превышающее границу зоны допустимых значений, свидетельствует о недостаточной активности отбелки.
Металлическое серебро осталось в эмульсии плёнки. Это означает, что на стадии отбеливания не всё серебро перешло в галогенид.
Зона YP показывает содержание красителя (металлического серебра), находящегося в синечувствительном слое. Значение ВР описывает всё металлическое серебро, находящееся в трёх красящих слоях.

Это означает, что при низкой активности отбелки остаточное металлическое серебро будет присутствовать в ВР в три раза больше, чем в YP.
Проблема недостаточной активности отбелки может заключаться в недостаточной аэрации и в уменьшении pH раствора.
Разность между значениями BP(R) - BP(G) показывает величину разрушения красителей при избыточной отбелке.

По фирменной технологии производителей минилабов, контрольные стрипы должны запускаться каждый раз перед выполнением заказов клиентов. В начале рабочего дня, после выхода минилаба в рабочий режим, запускаются контрольные стрипы процессов С-41 и RA-4. После обработки стрипы проверяются денситометром замерами плотности по красному, зелёному и синему цветам и сравниваются с эталонным стрипом, который находится в коробке вместе с таблицей поправочных коэффициентов. Далее на графике плотности рисуются новые точки и производится анализ, не вышел ли график за предельно допустимые значения.

 Если данные оказались вне зон оптимальных или предельно допустимых значений, обрабатывается ещё один стрип. Если он подтверждает результаты первого, определяется причина проблемы. После проведения корректировочных действий обрабатывается ещё один стрип, чтобы убедиться, что процесс вернулся в нормальное русло. 

Если график контрольных параметров лежит выше допустимых значений, это говорит о высокой активности и выходе процесса из-под контроля. Причина может заключаться в следующем:
- высокая температура проявителя;
- большое время проявления;
- слишком обильная подача обновляющего раствора проявителя;
- ошибка при разведении раствора;
- загрязнение проявителя.
При понижении графика ниже допустимых норм — низкая активность и соответственно следующие причины:
- низкая температура проявителя;
- малое время проявления;
- слишком низкая степень подачи обновляющего раствора проявителя;
- ошибка при разведении раствора;
- рабочий раствор проявителя разбавлен водой;
- загрязнение проявителя.

Кривые на графиках могут изменяться постепенно или резко. Резкое изменение показывает, что произошло нарушение работы оборудования или загрязнение растворов. Даже небольшое количество отбелки или фиксажа может испортить рабочий раствор проявителя.

При медленном дрейфе кривых причину надо искать в неправильной подаче обновляющего раствора, испарении и окислении проявителя, загрязнении растворов.

Диагностика процессов

1. Недостаточное отбеливание - кривая идёт вверх в области BP-YP.
2. Загрязнение проявителя - в области LD разделение цветов, кривая Mask идёт вверх.
3. Низкое перемешивание проявителя - LD в норме, a HD-LD падает вниз.
4. Неправильная подача обновляющего раствора - LD и HD-LD постепенно выходят из нормы.
5. Неправильная температура - LD и HD-LD резко выходят из нормы.
6. Кристаллизация растворов - LD и HD-LD резко падают вниз.
7. Окисление проявителя - LD падает вниз.
8. Слабый фиксаж - в области Mask кривая по красному светочувствительному слою уходит вверх.
erergergher.jpg
Зачастую в популярной литературе приводятся рекомендации, что при самостоятельном проявления цветных плёнок фотолюбителями не обязательно поддерживать температуру 38 °С, а достаточно увеличить время проявления в соответствии с прилагаемыми графиками. Если это когда-то и было достоверно для чёрно-белого процесса, то никак не годится для цветного.
Обработка любительских плёнок по альтернативным процессам. Нумерация фото соответствует положению в таблице.

На графиках обработки, экспериментально полученных фирмой Kodak, видно, что при изменении температуры и времени проявления происходят разбаланс плёнки по всем цветовым слоям, изменение контраста, плотности вуали и максимального почернения. Таким образом, получить отпечаток высокого качества с нормальной цветопередачей с такой плёнки не удастся. Изображение-то, конечно, будет, но сгодится оно скорее для какой- нибудь «художественной» обработки.

Пуш- и пулл процессы

Для некоторых типов плёнок, обычно высокочувствительных, фирмы-производители допускают изменение времени проявления, чтобы можно было изменить чувствительность фотоматериала. Эти процессы называются пуш- и пулл-процессами (push - толкать, pull - тянуть, англ.). Но при увеличении чувствительности плёнки соответственно возрастают контраст и зернистость. С этим приходится мириться, когда другими способами просто невозможно сфотографировать объект при неблагоприятных световых условиях.

Эти процессы можно провести или в ротационной машине, или в специальных проявочных машинах с переносом, предназначенных для профессиональной обработки.

Проявочные машины с переносом

Принцип работы этих машин взят из обычной ручной обработки плёнки в бачках (когда после проявления в темноте плёнка переносится в другой бачок со следующим реактивом), только воспроизведён в промышленном масштабе. Такая машина занимает целую тёмную комнату, на свету только пульт управления и выходная секция сушки. Сначала плёнки закрепляются на специальной нержавеющей рамке и в темноте вставляются в приёмную секцию. Затем задаётся программа обработки, и механическая «рука» опускает рамку с плёнкой в проявитель. Т.к. объём растворов в баке составляет несколько десятков литров, изменение температуры проявителя слишком незначительно, чтобы принимать его во внимание. Проявитель перемешивается в баке подачей туда сжатого азота. Азот - это не кислород. Он не окисляет раствор.

После окончания проявления рамка переносится в отбеливатель, который перемешивается уже воздухом, а заодно и восстанавливается. Далее идут промывка в воде, фиксирование, снова промывка, стабилизация, камера стекания стабилизатора и окончательная сушка. Весь процесс обработки занимает 53 мин. и раза в четыре дороже обычной проявки. Преимущества в качестве неоспоримы: никаких механических повреждений не может быть в принципе, так как плёнка не контактирует ни с чем, кроме растворов, высока стабильность результатов, потому что такие машины контролируются стрипами ежедневно, а «уход» химии незначителен из-за больших объёмов растворов. Плёнка намного лучше сохраняется, т.к. все остатки химикатов удаляются из эмульсионного слоя при окончательной промывке водой.
agrgaewrgerg.jpg
Конечно, такие машины есть только в крупных городах, и большинство фотолюбителей пользуется обычными фильм-процессорами, но для улучшения хранения плёнок после обычной обработки их лучше промыть 10 мин. в проточной воде и высушить, стараясь не поднимать пыль в помещении. Хранить ценные плёнки нужно не в пластиковом сливере, в который пакуют плёнку в мини-лабораториях (он электризуется и притягивает пыль), и уж тем более не в рулоне, а в специально предназначенных для архивов файлах из кальки.

Экспериментальная часть

При подготовке этого материала возник вопрос: а будут ли наблюдаться какие-либо изменения при обработке плёнок разных фирм по альтернативным процессам? Были взяты по два типа плёнки (любительская и профессиональная) основных мировых производителей: портретные плёнки Agfa Portrait 160, Fujicolor Portrait NPS 160 и Kodak Portra 160 NC (к сожалению, плёнку Konica 160 проверить не удалось, т.к. она в Россию больше не поставляется) и любительские Agfa Vista, Fujicolor Superia, Konica Centuria и Kodak Gold чувствительностью 200 ISO. Все плёнки были отсняты камерой Canon EOS-1 V с объективом EF 28-70 мм f/2,8L в студийных условиях при одинаковых экспозициях, цветовой температуре и освещении. Далее плёнки сдавались на проявку по своему и альтернативным процессам в лаборатории, проверенные контрольными стрипами и гарантирующие качество своего процесса. Т.е. каждый тип плёнки, например Agfa Portrait 160, был обработан по процессам Kodak С-41, Agfa АР-70, Fujifilm CN-16 и Konica CNK-4.
Обработка профессиональных плёнок по альтернативным процессам. Нумерация фото соответствует положению в таблице.
Потом эта же плёнка была отпечатана вручную на фотоувеличителе Durst на одном типе бумаги Kodak Ektacolor Edge Plus, проявлявшейся по процессу RA-4 в химии Kodak. Выводился идеальный идеальный по плотности и цвету отпечаток с негатива, проявленного в «родном» процессе, и при тех же установленных параметрах печатались остальные негативы с этой плёнки при увеличении до 15x21 см. Печать с профессиональных плёнок проводилась также вручную, цветокоррекция выводилась по телесному тону, замеры проводились по 5 точкам цветоанализатором Jobo Colorline 5100. Так же печатались части кадра при 25-кратном увеличении для определения изменений уровня зернистости.

По результатам обработки видно, что в альтернативных процессах наблюдаются отличия в цветопередаче, контрасте и плотности негативов. В проявителях Agfa АР-70 и Konica CNK-4 плотность и контраст всех негативов немного ниже (не более чем на 0,5 ступени экспозиции), чем при проявке по процессам Kodak С-41 и Fujifilm CN-16. Насыщенность цветов примерно одинакова во всех процессах. Отсюда можно сделать вывод, что такие тонкие нюансы в обработке можно заметить только при ручной коррекции под увеличителем. При машинной печати увидеть отличия в цветопередаче будет просто невозможно из-за погрешностей настроек минилаба. Единственное, что необходимо обязательно делать, так это проявлять плёнку в той лаборатории, где планируется печатать фотографии, т.к. принтер-процессор, скорее всего, настроен на «свою» проявку.
Наиболее популярные фильм-процессоры с указанием типа химического процесса, который они используют
У профессиональных плёнок картина несколько иная: отличия по цвету минимальны, хотя по плотностям изменения остались такими же, как и для любительских плёнок. В проявителе Agfa АР-70 все плёнки получаются с немного меньшим контрастом и более тёплым тоном, Fujifilm CN-16 даёт более холодный оттенок в тенях. Зернистость чуть выше в проявителях Fujifilm CN-16 и Konica CNK-4, хотя это отличие и незаметно невооружённым глазом и позволяет получать качественные отпечатки размером 60x90 см. Т.к. профессиональные плёнки не имеет смысла печатать на любительских минилабах (как оптических, так и цифровых), то в таблице приведены наиболее популярные фильм-процессоры с указанием типа химического процесса, который они используют.

В первую очередь для каждой конкретной съёмки важны характеристики самой плёнки - точность передачи цвета и полутонов, насыщенность, контраст, т.е. в зависимости от задачи подбирается и плёнка. А чтобы «выжать» максимальное качество, необходимо печататься в профессиональной лаборатории и заказывать ручную печать.

Фото автора.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев


Warning: Unknown: write failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/bitrix/tmp) in Unknown on line 0