+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Фотоэстафета. От Родченко до наших дней

Фотоэстафета. От Родченко до наших дней
(0)
Большая и интересная выставка была показана в залах Московского Дома фотографии.
Инициатор соревнования М. Рожнева. 1950-е. Фото: Эммануил Евзерихин.
Инициатор соревнования М. Рожнева. 1950-е. Фото: Эммануил Евзерихин.

«Эта выставка представляет коллекцию советской и русской фотографии, которую собирали в 1993-2003 годы фотографы Юрий Рыбчинский и Эдуард Гладков.
Собрание «Музея фотографических коллекций», основанного ими, сформировалось в момент наибольшего интереса к неофициальной фотографии 1970-х и 1980-х годов. В годы перестройки заново переосмысливалась, публиковалась и составлялась фотографическая история СССР. И её начальной точкой стали 1920-е годы, которые Рыбчинский и Гладков определили для себя как «время Родченко». Время, когда началась новая фотография. Так возникло название этого собрания, этого проекта «Фотоэстафета.
Лётчик С. Леваневский с семьёй после перелёта из Америки в Москву. 1936. Фото: Эммануил Ев- зерихин.
Лётчик С. Леваневский с семьёй после перелёта из Америки в Москву. 1936. Фото: Эммануил Евзерихин.

От Родченко до наших дней». Основная идея - показать преемственность и непрерывность развития фотоискусства, несмотря на политические и исторические преграды, показать развитие фотографии как вида творчества с множеством ответвлений и жанров, показать развитие фотографического видения и слияние фотографии с современным искусством» (Александр Лаврентьев).
Праздничная демонстрация на Красной площади. 1931. Фото: Георгий Зельма.
Праздничная демонстрация на Красной площади. 1931. Фото: Георгий Зельма.

Выставка, на наш взгляд, производит цельное и динамичное впечатление. Это живой, растущий проект, способный развиваться и совершенствоваться, что, к сожалению, в мире фотографических проектов является скорее исключением, чем правилом. Видимо, авторам удалось найти живой нерв, действительно обеспечивающий развёртывание фотографии во времени, и достаточно убедительно обнажить его перед зрителями. По точному определению Александра Лаврентьева, напряжение создаётся в движении от модернизма родченковских времён к постмодернизму конца XX века, ощущается постоянный пульс, бьющийся в противоречивых связях между постановочной и репортажной фотографией, «дословной» и манипулятивной манерами съёмки, искренностью и фиглярством.
Смена символов. Установка звезды на Кремлёвской башне. 1935.Фото: Марк Марков-Гринберг.
Смена символов. Установка звезды на Кремлёвской башне. 1935.
Фото: Марк Марков-Гринберг.
 Показателен уже сам по себе список представленных авторов: Александр и Варвара Родченко, Эммануил Евзерихин, Борис Игнатович, Иван Шагин, Макс Альперт, Георгий Липскеров, Аркадий Шайхет, Яков Халип, Валерий Стигнеев, Виктор Ахломов, Николай Бахарев, Геннадий Бодров, Владимир Сёмин, Борис Ми- халёвкин, Борис Савельев и многие другие. Фотографы и творческие манеры разные, иногда до полной несовместимости, но есть главное, что их объединяет: ни одного из них не назовёшь скучным или безликим.
В поезде. 1940-е. Фото: Екатерина Голицына.
В поезде. 1940-е. Фото: Екатерина Голицына.

В эмоциональном отношении выставка напоминает контрастный душ: переходя от одного автора к другому, можно испытать полный диапазон ощущений (разумеется, субъективных): от полного восхищения до совершенного отвращения и обратно, со всеми промежуточными остановками, что само по себе является положительным фактором и даёт богатую пищу для наблюдений: за своими чувствами как зрителя и за снимками, способными эти чувства вызвать.
Интерьер. 1980-е. Фото: Михаил Ладейщиков.
Интерьер. 1980-е. Фото: Михаил Ладейщиков.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев