+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Фотография балетного спектакля

Фотография балетного спектакля
(0)
Если вы решили снимать балет, то необходимо хотя бы в общих чертах иметь представление о классической хореографии.

Фотосъёмка движения вообще, движения предметов, а особенно движения человека, всегда представляла определённую сложность для фотографа, и не только техническую, но и эстетическую: необходимо передать динамику и красоту линий движущегося объекта.

Если вы решили снимать балет, то необходимо хотя бы в общих чертах иметь представление о классической хореографии. Выучить, как говорят в балете, «порядок» - последовательность движений и поз. В противном случае вы будете всегда опаздывать и уловите лишь финальную пластику, поза будет смазана, красота и правильность линий переданы не будут.
srghswrhreh.jpg
Важно вовремя или немного раньше нажать на кнопку. Но балет - это не только чередование высоких прыжков, быстрых вращений и изящных поз. Это особая образность, которую необходимо почувствовать и желательно передать.

Ваш готовый отпечаток может оказаться фотографией - красивой картинкой или фотографией-образом, или объединить и то, и другое.
В этом нет ничего плохого, ибо балет при своём рождении задумывался как чередование под музыку изысканно красивых поз человеческих тел, одетых в изысканные костюмы. Со временем балет как зрелище и танец менялся, но красивость в хорошем понимании этого слова осталась, ведь либретто и музыка П. Чайковского, Ш. Адана, Л. Минкуса, Л. Делиба и других композиторов - это сентиментальные романтические сказания о принцах, заколдованных принцессах, феях, благородных рыцарях, романтических разбойниках. Вспомните такие спектакли, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Корсар»...

Однако фотограф как творческая личность имеет право на свою трактовку увиденного театрального представления. При этом надо ещё учитывать, что спектакль, его хореография — это интеллектуальная собственность балетмейстера-постанов- щика, которая охраняется от искажений законом РФ об авторском праве.

Недавно я стал свидетелем одного весьма поучительного эпизода. Фотограф принёс балетмейстеру отснятый материал в виде чёрно-белых отпечатков размером 15x22 см. Съёмка была произведена со сцены на спектакле «Лебединое озеро». Редакция и хореография балета принадлежала балетмейстеру, а также выдающимся русским хореографам Мариусу Петипа и Льву Иванову.
о. Григорьева и В. Шумилов в балете Ш. Адана «Жизель». Pentax Z-20, Sigma 28-105 мм. Fujicolor Press 800. Съёмка с 1-го ряда партера. Верхний и нижний снимки отличаются цветовым характером освещения.
О. Григорьева и В. Шумилов в балете Ш. Адана «Жизель». Pentax Z-20, Sigma 28-105 мм. Fujicolor Press 800. Съёмка с 1-го ряда партера. Верхний и нижний снимки отличаются цветовым характером освещения.

На фото были изображены фрагменты спектакля, но фигуры танцующих артистов состояли только из одних ног, а головы, руки и части торса отсутствовали. Получилось изображение танца нижних конечностей. Балетмейстер пришёл в ужас и просил не обнародовать эти снимки (на это по закону об авторском праве он имел все основания) и выразил мнение, что лучше вообще их уничтожить, ибо при опубликовании эти фото могут дискредитировать и постановщика, и театр.

Имеет ли право фотограф на подобную трактовку произведения искусства, коим, несомненно, является балет? И где та грань, которую нельзя переступать? Грань между трактовкой (особым взглядом) фотохудожника и искажением. Вопрос этот сложный, требующий отдельного обсуждения, но, мне кажется, ясно одно: необходимо бережно относиться к объекту съёмки, в данном случае - к произведению искусства (спектаклю классического балета).
О. Григорьева в балете Ш. Адана «Жизель». Pentax Z-20, Sigma 28-105 мм. Fujicolor Press 400. Съёмка с 1-го ряда партера.
О. Григорьева в балете Ш. Адана «Жизель». Pentax Z-20, Sigma 28-105 мм. Fujicolor Press 400. Съёмка с 1-го ряда партера.

Балет, как и любой другой вид искусства, можно и нужно снимать по-разному. Всё зависит от той творческой задачи, которую вы ставите перед собой, и от задачи, которую ставит перед вами заказчик в лице редактора журнала или балетмейстера.

Если же необходим репортаж для журнала, где важны красивая поза, высота прыжка, чистота линий, шаг - здесь ваши фотографии будут использованы как иллюстрации к статье о спектакле. Они должны быть резкими, контрастными, с минимальным зерном, т.е. пригодными для полиграфического воспроизведения.
Съёмка для рекламы и плаката имеет другую специфику. Здесь надо делать постановку. И не страшно, что лица артистов будут несколько напряжены, тут главное - красота линий тела, эффектная поза или композиция, которую сочинил балетмейстер. Но вы должны быть готовы к тому, что для рекламы ваши фото неминуемо подвергнутся графической обработке и определённой коррекции цвета и плотности. Ведь даже самая удачная фотография, увеличенная многократно, не сможет стать хорошим рекламным плакатом без дополнительной обработки.
Сцена из балета LU. Адана «Жизель». Pentax Z-20, Sigma 28-105 мм. Fujicolor Press 800. Съёмка с 1-го ряда партера.
Сцена из балета LU. Адана «Жизель». Pentax Z-20, Sigma 28-105 мм. Fujicolor Press 800. Съёмка с 1-го ряда партера.

Основную пластику художник-график оставит, она будет являться как бы скелетом композиции. Но будет графически откорректирована поза, изменён фон, скомпонован шрифт. И с этим фотографу приходится смириться, ибо театральный плакат, афиша в данном случае - это синтез фотографии и плакатной графики.

Главное, чтобы художник-график сделал это профессионально, со знанием специфики балетного театра, и обладал бы, как это ни странно звучит, художественным вкусом.

Однако любые серьёзные изменения должны согласовываться с вами как с автором, ибо ваша оригинальная фотография также охраняется законом Российской Федерации об авторском праве. Воспроизведение, трансформация, перекомпоновка, коррекция вашей оригинальной фотографии - все эти действия должны быть согласованы с вами письменно.

В противном случае вы не застрахованы от сюрпризов. Вот характерный пример: по заказу руководства танцевального коллектива «Русский национальный балет» мной были отсняты балеты П. Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». Съёмку я вёл с разных точек: из центра зрительного зала, с красной линии (линия занавеса), из левой и правой первых кулис.

Однако для публикации в рекламном буклете балетмейстер отобрал материал, снятый в классическом ключе - из центра зрительного зала, - как с самой удобной точки для восприятия классического балета, ибо весь танцевальный, пластический рисунок строится в расчёте на этот ракурс. И это понятно: традиционное изображение классического балета в любой публикации будет беспроигрышным. Его, думается, сложно будет испортить даже не очень удачным дизайном.

Фотографии для буклета предполагали строгую компоновку с использованием приглушённых (чтобы лучше подать фото) фонов, чередование полосных (А4) и разворотных планов с более мелкими форматами (15x22, 13x18, 10x15, 9x12 см) для сольных фрагментов и портретов артистов. Буклет напечатали в Германии по заказу импресарио - организатора гастрольной поездки балета по этой стране.

Когда я увидел готовый напечатанный буклет, то пришёл в ужас. На обложке я узнал своё фото (фрагмент из «Спящей красавицы»), по левому и верхнему краю которого была пущена гирлянда плохо прорисованных цветов с зелёными листочками, напоминавшими клюквенные. А сама фотография из горизонтальной превратилась в вертикальную, её левая часть с двумя солистами и двумя артистками балета осталась, а ещё двух артисток «отрезали», причём довольно грубо: линия отреза прошла прямо по фигуре артистки, оставив левую руку с головой на плоскости обложки, а о наличии правой руки и ноги можно было только догадываться. Край «отреза» не был никак композиционно оправдан и графически не решён.
Артистка балета во 2-м акте спектакля «Жизель». Pentax Z-20, Sigma 28-105 мм. Fujicolor Press 800. Съёмка из 1-й правой кулисы.
Артистка балета во 2-м акте спектакля «Жизель». Pentax Z-20, Sigma 28-105 мм. Fujicolor Press 800. Съёмка из 1-й правой кулисы.

И такой «дизайн» был создан не в развивающейся в эстетическом отношении стране, а в Германии с её высокой графической культурой. Но, как в дальнейшем выяснилось, культура дизайна Германии здесь была не при чём. Тут был виноват культурный уровень организатора гастрольного тура - импресарио, бывшей гражданки
СССР, которая в целях экономии поручила дизайн буклета малопрофессиональному графику. И, как мне рассказали, сама импресарио принимала участие в производстве. По её инициативе была создана и гирлянда непонятных цветов на обложке, и грязно-розовые фоны внутри буклета. Как говорится, до боли знакомая картина. Кстати, реклама являлась звеном в цепи неудач в организации гастрольного тура, а, как известно, все звенья в цепи связаны между собой.

Пользуясь правом автора, я запретил импресарио в дальнейшем использовать мои фотографии в рекламе. К счастью, договором повторная публикация не была предусмотрена.

Здесь важно отметить, что очень часто договор с фотографом заключается на одну публикацию, но в дальнейшем изумлённый автор видит и вторую, и третью, причём без его ведома, разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Такие действия издателя - серьёзное нарушение закона об авторском праве. И вы как автор можете обратиться в суд, и высока вероятность, что дело вы выиграете. Хотя, конечно, лучше дело до суда не доводить, и, прежде чем отдать свои фотографии в чужие руки, т.е. заказчику, сначала правильно составьте контракт, постарайтесь побольше узнать об этой компании - о том, как она ведёт свои дела, посмотрите её печатную продукцию, её качество и дизайн.
Если же компания или издательство ведут дела не на должном уровне, то ваши фотографии не прозвучат, ибо не получат должного воплощения в печати, и единственным утешением для вас может быть выплата гонорара - если вы получите его полностью.

Совсем иная ситуация сложилась при сотрудничестве с английской компанией Columbia Artists Management, в которой директором гастрольного тура балета был менеджер, проработавший много лет в Большом театре и хорошо знавший, как грамотно организовать творческий процесс. Он же занимался и рекламой.

После заключения соглашения я послал компании для информации и предварительного отбора около 30 фото трёх спектаклей гастрольного тура в виде отпечатков размером 10x15 см. Через некоторое время мне сообщили, что фото утвердили, отправили дизайнеру, а затем в типографию, и нет необходимости присылать фотоотпечатки больших размеров.
Т. Синатская в балете П. Чайковского «Лебединое озеро». Pentax Z-1, Pentax 28-105 мм. Fujicolor Press 800.
Т. Синатская в балете П. Чайковского «Лебединое озеро». Pentax Z-1, Pentax 28-105 мм. Fujicolor Press 800.

Но, получив готовый буклет, я был приятно удивлён качеством дизайна и полиграфии. Мои маленькие отпечатки были, по-видимому, очень грамотно отсканированы и растянуты на большие форматы, даже на полосы и развороты. Зерно, неминуемо появляющееся при такой операции, конечно, присутствовало, но небольшое, хотя снимал я на плёнку Fujicolor Press 800. Лондонский дизайнер бережно отнёсся к моим снимкам, не изменив ни их композицию, ни цвет и создав на их основе, варьируя размеры, цвет и колорит фонов, образное художественное решение 26-страничного буклета.

В 1999 г., перед повторным туром балета, я по почте получил контракт на вторичное использование моих фотографий в новом буклете, подписал его, а затем по факсу мы согласовали некоторые детали, и через несколько дней на мой банковский счёт компания перечислила гонорар.

Конечно, такая почти идеальная схема взаимоотношений фотографа и заказчика реализуется далеко не всегда. Но многое зависит от самого фотографа, от того, насколько правильно он будет вести переговоры с заказчиком, отстаивая свои творческие и финансовые интересы.

Балетный спектакль как театральное зрелище состоит из многих компонентов, и одним из важнейших является сценический свет. В театре вы не сможете выставить свет, как в студии, и вам придётся, снимая балет, работать на тех световых программах, которые установили балетмейстер и художник по свету. Даже если вы добьётесь разрешения снимать со вспышкой, то это всё равно не решит проблему, и даже наоборот: блиц разрушит образность, подсветит, к примеру, декорации не первой свежести, тряпки, изображающие озеро и имитирующие листву, струйки пота на лицах артистов, плывущий грим, помятые костюмы... Со вспышкой у вас получится репортаж о тяжёлой работе балетного артиста, и если ваша задача была такова, то вы её выполните.

Но если вы хотите снять балет как произведение искусства, то придётся приспособиться к тем световым условиям, в которых проходит спектакль.

Специфика театрального света заключается в том, что сценическая коробка укомплектована большим количеством фонарей разных марок, разной мощности и светового потока с лампами различной цветовой температуры, к тому же большинство фонарей зафильтровано цветными стёклами и фильтрами.

Здесь необходимо использовать синий конверсионный светофильтр, который выровняет свет, уберёт излишнюю желтизну - при этом вы потеряете две ступени экспозиции. В светлых картинах это не страшно, ибо работает 70-80% всего сценического света, но в тёмных сценах, таких, как 2-й акт «Жизели» и «Озеро» в «Лебедином», где работают только синие и зелёные группы на софитах и портальных башнях, синий фильтр можно снять, и вы отыграете две диафрагмы обратно.
Но всё равно света вам не будет хватать. Эту проблему можно решить, используя плёнку высокой чувствительности - от 400 до 1600 ISO. Не бойтесь зерна - при правильном экспонировании и грамотной проявке оно будет минимальным.

Я никогда не снимал балет со штатива и не рекомендую это делать и вам. Ваша камера на штативе не сможет угнаться за артистом на сцене, и даже в статичных балетных эпизодах штатив будет мешать. Когда камера на руках, легче будет влиться в действие, почувствовать ритм и темп,
а это очень важно при съёмках балета. И в результате ваши фото будут более образны и динамичны.

  Фото автора.

Съёмки проводились на спектаклях коллектива «Русский национальный балет». Художественные руководители Елена и Сергей Радченко

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев


Warning: Unknown: write failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/bitrix/tmp) in Unknown on line 0