+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Гуманизм, который мы потеряли

Гуманизм, который мы потеряли
(0)
Автор статьи Андрей Харитонов.

Хотел написать «Антропоцентризм, который...», но потом понял, что имелось в виду нечто иное. Извините за несколько громоздкое построение фразы, но работы этого латышского фотографа отличает то, что отличает произведения современной коммерческой фотожурналистики от наивно благородных порывов пионеров «уличной фотографии» 60-х годов прошлого века: внимание к человеку как к личности, понимание важности и неповторимости каждого отдельно взятого мгновения человеческой жизни.

Всё это вместе я назвал бы «движением сверху»: это когда фотограф сначала воодушевляется какой- либо идеей, а уж потом воплощает её в жизнь - в виде фотографий, разумеется.

Бывает и «движение снизу». Это когда фотограф уподобляется грибнику на пленэре: шёл-шёл, гриб размером с балалайку нашёл! Сфотографировал! Ай, молодец!
В этом, конечно, нет ничего плохого. Однако если фотограф хочет добиться общественного признания (а кто ж не хочет его добиться, спросите вы), философского осмысления жизни не избежать. Хотите верьте, хотите нет.

Этот снимок, опубликованный в книге «Ветер мечты» (г. Рига, 2000 г.), привлекает внимание уже тем, что как бы нарушает композиционные каноны портретной фотографии: линия глаз проходит по середине кадра, в центре кадра находится яркое, чётко различимое тёмное пятно...

Пишу эти до смерти надоевшие слова, сотни и тысячи раз повторённые в «Фотокритике», и думаю о том, что всё в жизни относительно: что одному здорово, то другому - погибель. Верно, крестообразная схема построения композиции присутствует. Вроде бы. Однако посмотрите, как ею распорядился автор: в верхней части снимка внимание привлекает в первую очередь блик - светлое пятно на лице мужчины. В то же время центральное расположение ярких теней в уголках его глаз эффективно смещается влево благодаря чётко переданному направлению взгляда (посмотрите на блики в зрачках), подчёркнутого бликом на переносице. Ещё одно светлое пятно на этом снимке, выполненном в тёмной тональности, находится на губах портретируемого. Всё вместе это означает, что портрет выполнен очень динамично, нестандартно. Отчётливо ощущается движение, направленное из точки, находящейся справа вверху, к некоему пункту притяжения слева внизу.

Один из законов психологии восприятия гласит, что такое построение кадра означает использование т.н. «минорной» диагонали - её направление я только что обозначил. Такое композиционное решение снимка вызывает у зрителя ощущение напряжения душевных сил, необходимости преодоления трудностей, внутреннего напряжения. Что, очевидно, и хотел передать автор.

При рассматривании этого снимка бросается в глаза то, что отнюдь не глаза портретируемого доминируют на этом изобразительном поле, что для портретного фото весьма необычно. Не глаза, так что же? Да морщины на лбу, мастерски подчёркнутые самыми простыми техническими средствами, а именно: внимательным, вдумчивым наблюдением за направленностью освещения и соответствием этого освещения характеру портретируемой личности.

На соседней странице альбома помещена фотография рыбацких сетей, вывешенных на просушку. Однако и без такого недвусмысленного подтверждения можно догадаться, что этот человек всю жизнь работает на вольном воздухе и под открытом солнцем, он рыбак, настоящий рыбак. А даже если и не рыбак, то уж точно селянин.

Чтобы до конца понять психологическое напряжение этого человека, рекомендуется прикрыть ладонями (да чем угодно!) всё на снимке, кроме его глаз. Этот несложный приём позволяет оценить мастерство фотографа-портретиста, который стремился не отобразить некое событие (стихийное бедствие), обрушившееся на человека, а характер самого человека, пережившего многое.

Работа Валдиса Браунса (г. Рига, Латвия) напоминает о том, что в фотографии композиционное решение снимка управляется внутренней драматургией сюжета, находится под её давлением. Вот это и есть то самое «движение сверху», которого так не хватает сегодня отечественной фотожурналистике. Да и любительской фотографии тоже.

Фото: Валдис Брауне (Латвия).

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев