+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Horizon S3Pro Красногорский завод для профессионалов

Horizon S3Pro Красногорский завод для профессионалов
(0)

Ваш покорный слуга уже отдал дань отечественной аппаратуре, написав статью «Зенит как он есть» (см. ФМ № 5‘99). Напомню вкратце некоторые из выводов, к которым я пришёл 5 лет назад: 1. Сильные стороны аппаратуры - низкая цена и очень приличная оптика. 2. Слабые стороны - изрядное светорассеяние, вызываемое не всегда качественным чернением лепестков диафрагмы объективов и внутренних поверхностей фотокамер, невысокий уровень комфорта при съёмке и недостаточная надёжность.

И вот красногорский продукт с маркировкой Pro. Если память мне не изменяет, в линейке панорамных камер от КМЗ это шестая модель. Началось всё с оборонной разработки - устройства для панорамной фотосъёмки ФТ-1 (1948 г.), дававшего с каждого ролика 12 кадров размером 24x110 мм. Объектив 50 мм двигался по дуге, обеспечивая панорамирование. Однако, без сомнения, наибольший успех пришёлся на долю четвёртой по счёту модели, попавшей на прилавки в 1967 г. и называвшейся просто, но эффектно - Горизонт. Металлический корпус, неплохой дизайн, угловатая пластмассовая рукоятка (под левую руку) несколько экстравагантной формы. Правда, панорамный видоискатель на верхней панели почему-то был размещён слева.

Весной на Патриарших. Высокое качество оптики обеспечило отличную проработку как светов, так и теней, которых здесь достаточно.Весной на Патриарших. Высокое качество оптики обеспечило отличную проработку как светов, так и теней, которых здесь достаточно.

Вспоминаю снимок из журнала «Советское фото»: толпа покупателей на фоне полок в популярном московском магазине «Юпитер», заставленных... панорамными Горизонтами. Кстати, уже в те времена остро встала проблема: как печатать фотографии с негатива размером 24x58 мм? Единственно пригодными для такой цели были фотоувеличители, способные работать с 60-миллиметровой плёнкой — техника, которая никогда не была особенно популярной (хорошо, что расцвет цифровых технологий открыл целый ряд дополнительных возможностей работы с такими снимками — сейчас гораздо проще напечатать отсканированные изображения, если в лаборатории есть соответствующее оборудование или если фотограф владеет и сканером, и принтером). Кончилось всё тем, что вполне удачный фотоаппарат в 1973 г. был снят с производства. Я всё это к тому говорю, что почти сразу после этого Горизонт стал дефицитом, и долгие годы в том же самом «Советском фото» натужно обсуждался вопрос большой общественной важности, а именно: возобновление его производства. Так, под давлением общественного мнения уже в новейшее время российской истории на прилавки попал Horizon 202 Panorama, послуживший непосредственным прообразом предмету нашего обсуждения. Приступим, однако, непосредственно к Горизонту S3 Pro.

По сравнению с предыдущей моделью он выглядит более цивилизованно. Обводы корпуса стали элегантнее, появились наплывы, позволяющие удерживать камеру в руках с большим комфортом. Диапазон выдержек подвергся расширению в длинную сторону вплоть до 1 с, что расширило возможности вечерних и ночных съёмок. Как и прежде, встроенный объектив вращается в процессе экспонирования, обеспечивая искомое панорамирование. Рукоятка, предназначенная для придания конструкции большей устойчивости в руках фотографа (и чтобы хотя бы одна рука была лишена возможности случайно влезть в кадр), оказала фотографу (мне то есть) на первых порах упорное сопротивление. Она никак не хотела завинчиваться в гнездо на корпусе, поскольку и соответствующий винт, и гнездо, для него предназначенное, оказались не самой тонкой работы. Когда всё прикрепилось, то выяснилось, что автору удобнее визировать без рукоятки. Пришлось сунуть её обратно в чехол для Горизонта (входит в комплект) и забыть о ней. Не навсегда, как выяснилось, а лишь на время.

Устройства наводки на резкость у Горизонта нет - объектив заранее сфокусирован на гиперфокальное расстояние. Управление резкостью осуществляется при помощи таблицы глубин резкости, опубликованной в инструкции. Взгляните на эту таблицу, и вы поймёте, что наиболее часто используемыми значениями диафрагмы будут f/8, 11 и 16, обеспечивающие резкую передачу панорамы на дистанции как минимум от 2 м до бесконечности. Глубина резкого изображения на f/2,8 начинается от 5,5 м - годится, например, для съёмки пейзажа без массивных объектов на переднем плане или архитектурных ансамблей. Кстати, при желании завод может пойти навстречу фотографу и изменить фиксированную фокусировку объектива, что сделает камеру более пригодной для интерьерной и - почему бы нет - портретной съёмки. Правда, бесконечность при этом уйдёт из резкости.

ГУМ. Стены торгового пассажа в полном порядке, это просто следствие искажения перспективы при реальной панорамной съёмке. Справа внизу фрагмент правой руки автора снимка: за руками надо следить, чтобы не лезли, куда не надо. Кстати, в этом поможет та самая рукоятка.ГУМ. Стены торгового пассажа в полном порядке, это просто следствие искажения перспективы при реальной панорамной съёмке. Справа внизу фрагмент правой руки автора снимка: за руками надо следить, чтобы не лезли, куда не надо. Кстати, в этом поможет та самая рукоятка.

Настоящие приключения начались тогда, когда я попытался вставить в фотоаппарат плёнку. Согласитесь, это одна из самых рутинных операций при фотографической съёмке. Чем меньше времени она отнимает и чем более нагляден контроль за корректным её выполнением, тем лучше. В случае с Горизонтом описывать этот процесс довольно сложно. Функции прижимного столика выполняет дугообразная пластмассовая конструкция с выемкой посередине. Конечно, рекомендуются многократные тренировки, но что мешало изготовителю разместить прямо на задней крышке схему зарядки? Итак, плёнку кое-как зарядили (к этой острой теме мы вернёмся несколько позже). Приступаем к съёмке. Установка выдержек производится вращением одного из двух дисков, размещённых над объективом один над другим. Жёлтые циферки демонстрируют длинные выдержки, белые - короткие. Переключение режимов установки происходит легко и просто при помощи элементарного движка, который нетрудно обнаружить позади рулетки обратной перемотки плёнки. Отметим попутно, что кнопка включения обратной перемотки находится на своём привычном месте - на нижней панели камеры, он защищён от случайного нажатия специальной выемкой. Тоже, впрочем, вполне привычной.

Картинка в видоискателе весьма яркая, светлая. Визирование не составляет никаких затруднений, и даже балансировочный пузырёк с верхней панели видоискателя, чей светлый образ проецируется чуть ниже нижней границы кадра, практически не отвлекает. Лично мне он ни разу не пригодился: контроль за передачей перспективы весьма нагляден и не требует особого контроля. Хотя кому-то это устройство, позволяющее почти идеально выравнивать камеру, наверняка понадобится. Не лишним было бы нанести в видоискателе тонкие линии, горизонтальную («ловить» этот самый горизонт) и пару-тройку вертикальных, чтобы облегчить построение кадра по вертикальным объектам. Спуск затвора довольно тих и даже почти мягок, хотя и сопровождается ощутимым глухим ударом, а вот протяжка плёнки сопровождается характерным лёгким поскрипыванием. Протяжка, надо отметить, стала основным выявленным недостатком камеры.

Съёмка вертикальных кадров представляет особый интерес. Есть возможность включить в композицию эффектный фрагмент неба.Съёмка вертикальных кадров представляет особый интерес. Есть возможность включить в композицию эффектный фрагмент неба.

Бывает, кадры наползают друг на друга. Происходит это не всегда, но периодически. То есть затвор взводится, а плёнка на должное расстояние не транспортируется. Возможно, мне просто попался неудачный экземпляр (на объективе был номер 030078). Но в названии-то имеет место быть указание «рrо», а «рrо» должно безукоризненно работать с первого раза. Особенно обидно было наблюдать это дело в сочетании с превосходным качеством оптики. «Пейзажи, интерьеры, спортивные сюжеты, архитектура, репортажи в совершенно другом формате. Фотографируешь то, что видишь, без потерь! Используешь обычную 35-мм стандартную плёнку. Это удивительная возможность экспериментировать!» - провозглашает рекламный текст на официальном интернет-сайте завода. И тут же рядом, в таблице: «...объектив с улучшенными оптическими характеристиками». Насчёт формата и оптических характеристик всё правильно. А вот насчёт потерь...

Рассмотрев первые испорченные снимки, я решил найти способы борьбы с потерями — наверняка ведь чего-нибудь упустил. Так, выяснилось, что наползания наблюдаются в начале и ближе к концу плёнки. А это, в свою очередь, навело меня на мысль о том, что зарядке плёнки стоит уделить больше внимания. Что я и сделал. Выяснилось вот что: привычное желание фотографа заправить в приёмную катушку хвостик плёнки подлиннее здесь приводит к неудовлетворительным результатам, что роднит новый Горизонт с современными моторизированными фотокамерами - там это тоже не рекомендуется. Как только кончик плёнки, пройдя довольно сложный путь, окажется рядом с приёмной катушкой, следует немедля заправить выступающую часть его в приёмную щель и убедиться в том, что плёнка там закрепилась. Тщательно проконтролировав зарядку плёнки, можно свести потери к минимуму, а то и вовсе избежать их, если повезёт. Кроме того, оптимальная длина плёнки для использования с новым Горизонтом, по моему мнению, составляет 24 кадра. На 36-кадровых нестабильность протяжки более заметна. Именно 24-кадровые плёнки были отсняты вообще без наползаний. Если долго мучиться, что-нибудь получится.

Досадное недоразумение - кадр на кадре. На самом деле проблема решается просто: не стоит снимать что-то особо ответственное на начало и конец плёнки длиной 36 кадров.Досадное недоразумение - кадр на кадре. На самом деле проблема решается просто: не стоит снимать что-то особо ответственное на начало и конец плёнки длиной 36 кадров.

Инструкция к фотокамере рекомендует вставить кончик плёнки в щель приёмной катушки, а затем, нажав кнопку обратной перемотки и разблокировав таким образом механизм транспортировки, вращая зубчатый барабан, обеспечить плотную намотку плёнки на приёмную катушку. Если учесть, что при этом сама приёмная катушка свободно (т.е. вручную) вращается почему-то только в противоположную сторону, легко заключить, что натяжение плёнки достигается движением курка взвода затвора. Процесс значительно усложняется тем, что плёнка в кассете закручена в противоположную сторону, и в процессе достижения приёмной катушки, особенно в последней фазе процесса, неоднократно натыкается на разнообразные конструктивные выступы в правой части внутреннего пространства фотоаппарата. Прошу прощения за несколько косноязычное изложение, но иначе всё это не описать. Ещё одна трудность заключается в том, что обещанная в инструкции блокировка затвора от спуска при неполном взводе работает нестабильно, что чревато случайно испорченными кадрами.

Кстати, об упоминавшейся выше рукоятке. У неё внутри размещён тайник, открыв который можно обнаружить завёрнутые в бумажку 3 светофильтра оригинальной конструкции: UV (прекрасно!), нейтральный серый 2х (неплохо, но можно было бы и 4х, чтобы увереннее пользоваться длительными выдержками днём) и жёлто-зелёный 2х - не самый полезный предмет; для цветной съёмки больше пригодилась бы пара конверсионников, например, 82А (для съёмки на рассвете и на закате) и, скажем, 80А (для съёмки при искусственном освещении).

На самом деле как раз кадры с перспективными «завалами», по-моему, и представляют наибольший интерес. Есть в них что-то космическое, вселенское, что ли... А объектив на самом деле хорош!На самом деле как раз кадры с перспективными «завалами», по-моему, и представляют наибольший интерес. Есть в них что-то космическое, вселенское, что ли... А объектив на самом деле хорош!

Светофильтр для Горизонта представляет собой маленькую квадратную рамочку из пластика, оснащённую U-образной пружинкой с крючками. Вставить светофильтр в узкую вертикальную амбразуру объектива без тренировки - операция довольно сложная, но после некоторой практики она не вызывает затруднений. Поставив фильтр, я обнаружил, что тот прижимается к передней панели объектива неравномерно, под углом, и исправить ситуацию своими силами невозможно. Оставил всё как есть. Чтобы вынуть светофильтр, нужно взять другой и, зацепив крючки первого крючками второго, произвести выемку. Если нерадивый фотограф потеряет два из трёх фильтров, нужно будет упражняться, например, с канцелярскими скрепками, но... не надо быть нерадивым фотографом! Я неспроста уделил своим непродуктивным эмоциям столь много времени и журнальной площади. Как говорится, уж сколько раз твердили миру: механика, механика, механика. Уж сколько говорено о том, что отличная оптика в сочетании с проблемной механикой теряет множество преимуществ.

Желаем Красногорскому заводу скорейшего осознания необходимости избавиться от недостатков выпускаемой им фотографической продукции, ставших уже почти легендарными. Резюме: фотокамера с большими возможностями, требующая повышенного внимания при зарядке плёнки. Рекомендуется отработать процедуру до мелочей - потом это воздастся сторицей. Следует помнить о том, что при съёмке (особенно на длинных выдержках) нужно дождаться окончания движения оптического блока камеры, и лишь потом менять её положение и взводить затвор. Угол движения рычага взвода составляет 210°: рекомендуется избегать слишком резкого взвода во избежание неравномерной протяжки плёнки. И если вы всё будете делать правильно - удовольствие от отличных панорамных снимков не заставит себя ждать.

Фото автора.

Технические характеристики Horizon S3Pro

Объектив: жёстковстроенный, 28 мм f/2,8 МГ.
Формат кадра: 24x58 мм.
Применяемая плёнка: перфорированная 35-мм.
Количество кадров: 22 (плёнка тип 135/36).
Угол поля зрения (панорамирования): по горизонтали: 120°; по вертикали: 45°.
Увеличение окуляра: 0,4х.
Диапазон выдержек: 1/250-1 с.
Глубина резкости объектива: f/2,8:5,5 м - оо f/4:3,9 м - оо f/5,6:2,9 м - оо f/8:2,0 м - оо «11:1,5 м-оо
f/16:1,0 м - оо
Штативное гнездо: 1/4”.
Габариты (ДхШхВ): 146x117,5x73 мм. Вес: 0,75 кг.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев