+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Ilford Delta Professional Какая «гамма» у «дельты»?

Ilford Delta Professional Какая «гамма» у «дельты»?
(0)
Автор статьи Анатолий Жовинский.

Номинальные светочувствительности плёнок серии Delta составляют 100, 400 и 3200 ISO. Вторая и третья из плёнок могут существенно изменять свою эквивалентную светочувствительность в зависимости от условий проявки. Так, чувствительность EI плёнки Delta 400 Professional в соответствии с данными фирмы можно менять от 200 до 3200 при наилучшем качестве изображения при номинальном значении чувствительности.
Рис. 1. Характеристические кривые плёнок Ilford Delta Professional (здесь и далее по оси абсцисс указаны значения экспозиции в люкс-секундах, отложенные в логарифмическом масштабе): а - плёнка 100 Delta Professional, 6 - Delta 400 Professional, в - Delta 3200 Professional.
Для плёнки Delta 3200 Professional аналогичный диапазон составляет от значения EI, равного 400, до 6400, а в случае необходимости можно снимать на эту плёнку как на имеющую чувствительность EI 25 000. Однако в последнем случае рекомендуются предварительные пробы для уточнения возможностей конкретной партии плёнки. Первая и третья плёнки уже давно выпускаются и продаются в России, а плёнка 400 ISO сравнительно новая. Даже на их коробочках стоит надпись NEW.

Плёнки этой серии могут существенно изменять свою эквивалентную светочувствительность в зависимости от условий проявки

Инструментальные испытания плёнки проводились в Испытательном центре «Кинофотоматериалы» Российского союза научной и прикладной фотографии.

Инструментальный анализ

Инструментальному анализу подвергались образцы плёнки 100 Delta Professional, Delta 400 Professional и Delta 3200 Professional, которые обрабатывались в Испытательном центре по чёрно-белому процессу в проявителе D-76 в течение рекомендованного изготовителем времени, указанного на внутренней стороне упаковочных коробочек. После обработки проводились измерения сенситометрических, структурометрических и физико-механических характеристик.
При испытаниях был использован следующий сертифицированный комплект приборов и установок: сенситометр Kodak-7A, денситометр TD-504 AJM, резольвометр РП-2М, анализатор ЧХК и СГ СР-31, прибор измерения прочности эмульсионного слоя ПИЭС-2.
Фото 1. Под куполом большого 6-метрового телескопа Академии наук. Плёнка Ilford 100 Delta Professional. На снимке можно видеть всю тональную гамму от самого светлого до чёрного.
Фото 1. Под куполом большого 6-метрового телескопа Академии наук. Плёнка Ilford 100 Delta Professional. На снимке можно видеть всю тональную гамму от самого светлого до чёрного.

Характеристические кривые испытывавшихся образцов плёнки приведены на рис. 1. Параметры плёнки, полученные при испытаниях, даны в сводной таблице.
Гамма (у) на языке специалистов - это коэффициент контрастности. Поэтому она и попала в заголовок. Так вот по этой самой гамме, равно как по её практически более используемом параметре среднем градиенте g, у испытанной серии плёнок полный порядок. Проявленные по рекомендации на упаковке, плёнки сразу дали стандартное значение среднего градиента около 0,62, при котором положено измерять светочувствительность. По чувствительности у «сотки» оказался приличный запас, у плёнки 400 ISO также выявился запас. С плёнкой Delta 3200 Professional дело обстоит сложнее. Фирма указывает, что в стандартных условиях измерения должны дать около 1200 ISO. Однако рекомендации по проявке позволяют довести эквивалентную чувствительность этого материала до EI 12 500. Мы вернёмся к этому при описании субъективной оценки, но напомним, что с плёнками столь высокой чувствительности такие явления нередки. Вспомним хотя бы испытания плёнки Kodak Т-Мах 3200 (ФМ № 3‘02). У этой плёнки тоже возникали проблемы при стандартном измерении чувствительности, но на практике было всё в порядке.
Фото 2. Река Зеленчук. Ilford 100 Delta Professional. Галечные берега горной реки - очень удобный тест-объект для иллюстрации резкостных свойств плёнки.
Фото 2. Река Зеленчук. Ilford 100 Delta Professional. Галечные берега горной реки - очень удобный тест-объект для иллюстрации резкостных свойств плёнки.

Есть особенности в этот раз и с оценкой фотографической широты. Конечно, полученные значения неплохие, но по характеристикам видно, насколько они линейны и как ровно уходят вправо на графиках. По-видимому, реальные значения широты могут оказаться ещё больше, чем указанные в таблице, но у испытателей есть жёсткое ограничение на отклонение от линейности характеристической кривой, которое вынуждает «обрывать» почти линейный участок, хотя им можно пользоваться и при больших экспозициях, чем на правых границах графиков.

Всё в порядке у испытанных плёнок и с разрешающей способностью. Однако физико-механические параметры местами оставляют желать лучшего. У плёнок серии Delta велика скручиваемость и влагоёмкость. Прочность эмульсии у плёнок 100 и 400 ISO оказалась очень хорошей, а у плёнки 3200 ISO более чем вдвое хуже.

Субъективная оценка

Фото 3. Деревянная церковь. Ilford Delta 400 Professional. Снимок позволяет увидеть тональные переходы, передаваемые плёнкой, н резкость мелках детален.
Фото 3. Деревянная церковь. Ilford Delta 400 Professional. Снимок позволяет увидеть тональные переходы, передаваемые плёнкой, н резкость мелках детален.

Субъективный анализ свойств плёнок мы начнём, как обычно, с репродукций шкал. Тех, кто следит за нашими публикациями, предупреждаем, что с этого номера мы будем репродуцировать не старые шкалы советских времён, про которые мы не можем сказать читателям, где их можно достать. Мы будем работать с имеющимися в продаже стандартными шкалами фирмы Kodak производства фирмы Tiffen. Так вот репродукции этих шкал и приводятся на фото 5, 6 и 7. По этим фото мы видим, что контраст при недодержке падает достаточно быстро, хотя у двух плёнок имеется запас по чувствительности. Резкость изображения хорошая, зерно при небольшом увеличении на плёнке 3200 ISO не проглядывается.

Рассмотрим теперь некоторые особенности плёнок на сюжетных снимках. Тональная широта плёнки 100 Delta Professional хорошо видна на снимке, представленном на фото 1.

Фото 2, выполненное на этой же плёнке, может служить примером передачи мелких деталей, в качестве которых не хуже штрихов миры выступает галька на берегах горной речки.
Фото 4. Фрагмент кадра, увеличенный в 7,5 раза. Ilfon Delta 400 Professional. На этом примере мы практически не видим зерна.
Фото 4. Фрагмент кадра, увеличенный в 7,5 раза. Ilfon Delta 400 Professional. На этом примере мы практически не видим зерна.

Тональные и резкостные свойства плёнки Ilford Delta 400 Professional можно попытаться оценить по фото 3, где тонкие тональные переплетения и мелкие детали стен и крыши деревянной церкви хорошо иллюстрируют возможности плёнки. Зернистость этой плёнки можно себе представить по фото 4, где портрет молодого человека - это фрагмент полного кадра, увеличенный в 7,5 раза. Зерно здесь можно разглядеть лишь вплотную, но размер кадра на этой иллюстрации соответствует размеру отпечатка 18x27 см.
фото
Пожалуй, наибольший интерес в описываемой серии вызывает плёнка Delta 3200 Professional. Она применима в условиях очень жёстких ограничений по освещённости. Интересно посмотреть, насколько далеко простираются эти условия. На фото 8 показан момент выступления одного из наших известнейших бардов, профессора Александра Городницкого. Снято без вспышки при очень скромном освещении сцены зала.
Фото 8. На выступлении барда Александра Городницкого. Ilford Delta 3200 Professional. Съёмка и обработка по номиналу. Тёмные участки снимка «проваливаются», но средние и светлые смотрятся хорошо при очень небольшой зернистости. Освещение составляли сценические прожектора невысокой мощности.
Фото 8. На выступлении барда Александра Городницкого. Ilford Delta 3200 Professional. Съёмка и обработка по номиналу. Тёмные участки снимка «проваливаются», но средние и светлые смотрятся хорошо при очень небольшой зернистости. Освещение составляли сценические прожектора невысокой мощности.

Съёмка и обработка велась в расчёте на EI 3200, т.е. по номиналу. Проявка производилась в проявителе Kodak XTOL. На упаковке сведения о режиме проявки в этом проявителе отсутствуют. Данные по проявке были взяты из статьи в журнале FOTOGRAFIE-MAGAZIN 9/99, где был опубликован материал по испытанию этой плёнки. Хотя объём контролируемых параметров там был меньше, но испытатели не поленились проявить плёнку в семи различных проявителях. Рекордсменами по «вытягиванию» чувствительности оказались илфордовский Microphen и кода- ковский XTOL. Последним я и воспользовался в расчёте на EI 12 500. Вспомним, что сам изготовитель рекомендует испытать плёнку на «вытягивание» перед её ответственным использованием. Вот что с этими испытаниями получилось.
Фото 9. Испытательный натюрморт, снятый на плёнке Ilford Delta 3200 Professional, при разном уровне освещения вспышкой в расчёте на следующие чувствительности: а — EI 1600, 6-EI 3200, в - EI 6400, г - EI 12 500, д - EI25 000.
Фото 9. Испытательный натюрморт, снятый на плёнке Ilford Delta 3200 Professional, при разном уровне освещения вспышкой в расчёте на следующие чувствительности: а — EI 1600, 6-EI 3200, в - EI 6400, г - EI 12 500, д - EI25 000.

На пяти кадрах на фото 9а-д показан сюжет, снятый в одних и тех же условиях, но с различными уровнями освещения, которые обеспечивались разными мощностями вспышки в расчёте на EI от 1600 до 25 000. Негативы первых двух кадров оказались сильно передержанными, но в силу хорошей линейности характеристической кривой позволили получить нормальные отпечатки. Также неплохо смотрятся кадры, снимавшиеся в расчёте на EI 6400 и 125 000. На EI 25 000, конечно, сильная недодержка. Но тут уж особо рассчитывать на качество и не приходится, ведь проявка велась до EI 12 500.
Сводная таблица результатов испытаний плёнки Ilford Delta Professional

Однако в случае необходимости в экстремальных условиях вполне возможно снимать на эту плёнку как на EI 25 000, особенно если соответственно и проявлять подольше. Возможно, печатать придётся на высококонтрастной бумаге или «вытягивать» картинку на компьютере. Разумеется, в таком случае высокого качества передачи теней получить нельзя. Однако ещё на памяти многих фотографов плёнка 250 ед. ГОСТ считалась высокочувствительной. Кстати, обычный предел сегодняшних хороших цифровых фотокамер EI 1600.

Фото автора.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев