+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Как «вытанцовывался» портрет

Как «вытанцовывался» портрет
(0)
Автор статьи Сергей Дмитров.

Нередко случается так, что, когда идёт съёмка для себя или по просьбе заказчика, вдруг возникает идея, которая на первый взгляд уводит в сторону от запланированной работы. Однако потом оказывается, что этот внезапный пассаж даёт в результате большее удовлетворение, чем первоначально запланированная работа. Наверное, так бывает потому, что такие неожиданные порывы связаны для каждого из нас со своими маленькими открытиями.
Так случилось и в тот раз.

ЗАГАДКА

Изначально я не планировал снимать портрет. Шла студийная съёмка двух танцующих девочек при импульсном свете. Звучала энергичная джазовая музыка. На моделях была спортивного стиля одежда. Никакой серьёзности при съёмке не предполагалось. Равно как и никакой косметики, никакой подчёркнутой женственности, никакого шарма.

Вдруг показалось, что что-то упорно привлекает моё внимание, но что?
После часа съёмки, когда мы все уже порядком устали, мы просто сели передохнуть. Пилотный свет ламп продолжал гореть. Одна из девочек сидела между двумя осветителями на корточках вполоборота ко мне. Первый осветитель находился за её спиной. На нём была обычная насадка, без софт-бокса, и «пылал» он на 1,5-2 ступени сильнее второго, который с софт-боксом был установлен чуть выше головы девочки и был направлен в сторону лица.

НАШЁЛ

Я наконец, понял: во время танца моё у внимание подсознательно очень часто привлекали именно её волосы! Их рыжий цвет был самым ярким, самым цветодинамичным пятном во всех спонтанно мной пойманных танцевальных «композициях». В этом можно было легко убедиться, взглянув на первые отснятые кадры на маленьком мониторчике цифровой камеры Canon D60, с которой работал на этой съёмке мой коллега московский фотограф Максим Калмыков, также зашедший на эту съёмку.

За время, пока танцующая девочка была в движении, её волосы превратились в такую сумасшедшую «копну», что именно теперь, когда она сидела спокойно и разговаривала о каких-то посторонних вещах, меня поразил огромный контраст между статичным выражением её лица и динамикой волос!
Полуповорот её головы заставил меня снова потянуться к камере. Даже не хотелось ничего менять в освещении.
Ракурс лица достаточно стандартен: нос не выходит за линию «дальней» щеки, губы приоткрыты, взгляд в объектив, а линия глаз не параллельна горизонтали кадра...
Всё просто!
что мы обычно хотим?
Что мы обычно хотим видеть в «технически грамотном» портрете, когда речь идёт о крупном плане? Тут любой мало-мальски начитанный или ходивший в детстве в фотокружок при Доме пионеров ответит: малую глубину резкости (с чем я очень был тогда согласен) и резкие глаза модели. Но вот тут-то и возникло огромное желание попробовать уйти от стандартного подхода, сместив акценты от глаз к тому, что так привлекало меня в данный момент.

Усилить выразительность снимка мне показалось интересно как с помощью увода глаз модели в нерезкость, так и с помощью выделения волос цветом при последующей обработке снимка. В результате кадр, снятый объективом с фокусным расстоянием свыше 150 мм при максимально открытой диафрагме (4), дорабатывался затем с помощью «неаналоговых» инструментов, а именно в графическом редакторе (в моём случае - популярнейший инструмент современности - Adobe Photoshop). С его помощью акцентировался цвет волос и одновременно обесцвечивалась остальная площадь кадра. Тут уж, извините, не придумано таких съёмочных свето- или цветофильтров, с помощью которых это можно сделать. Но на дворе, слава богу, XXI век...

ЧТО Я СДЕЛАЛ

Последующая работа над снимком велась так. Я отсканировал исходный цветной кадр (фото 1). Открыл полученный файл в Adobe Photoshop англоязычной версии 7.0 (далее все его «инструменты» упоминаю именно в английском варианте).

Оценил всю площадь кадра и определил лишнее, попросту говоря — скадрировал до нужного мне изображения. Лишнее определялось в том числе и объективными причинами, возникшими вследствие «случайной» в момент съёмки схемы освещения. Пришлось скадриро- вать яркие световые пятна, упавшие на щёку и шею девушки от источника за её спиной и слишком сильно уводившие внимание зрителя на себя. Потом показалось, что сверху можно подрезать кадр до бровей для того, чтобы кадрирование было одинаково плотным со всех сторон. В результате получился почти квадрат.

Был огромный соблазн «дать» в кадр побольше волос. Но в итоге я решил не делать акцент уж совсем навязчивым... Возможно, я не прав, решать зрителю.
Что мы обычно хотим видеть в «технически грамотном» портрете, когда речь идёт о крупном плане?
Фото 2. Портрет, полученный в результате доработки.
Фото 2. Портрет, полученный в результате доработки.

Далее я слегка отретушировал изображение с помощью инструмента Лечащая кисть (Healing brush tool), одновременно почистив отдельные мешающие волоски с ближнего (правого) глаза с помощью инструмента Клонирующий штамп (Cloning stamp tool).
Далее пришлось отрегулировать изображение по параметру Уровни (Levels), чтобы добиться того, чтобы контраст был немножко заниженным и картинка была не слишком светлой.

После этого была проведена работа со слоями. Я сделал второй (верхний) слой копией первого (Copy layer). Верхний слой сделал почти непрозрачным (Opacity) - на 90% и сделал его в режиме перекрытия (Overlay), что добавило картинке контраста и «насытило» все цвета. В этом же слое добавил немножко резкости (Unsharp mask). Сделал из двух слоёв один (Flatten image) и скопировал полученный слой (Copy layer).

Теперь дошла очередь до тональной доработки. Я убрал насыщенность цвета с нижнего слоя до 0%, получив «подложкой» абсолютно чёрно-белое изображение. Чуть поиграв с цветовым балансом, тонировал картинку в этом слое в имитацию сепии (сместил в сторону жёлтого и красного цветов).
Отдельной работы потребовала «причёска» модели. Инструментом Ластик (Eraser tool) я стёр в верхнем из слоёв цвет вокруг волосков, оставляя ярко-рыжими только отдельные из них. При этом пришлось в разных местах менять и диаметр ластика, и его прозрачность, что, пожалуй, заняло у меня больше всего времени.
Получилась следующая картинка: тонированное в сепию лицо и «цветные» волосы.
Теперь я снова свёл слои в один (Flatten image).

Далее с помощью Уровней (Levels), настроек яркости и контраста (Adjustment brightness/contrast) и Кривых (Curves) я попытался сделать рисунок ещё более контрастным, доведя разницу между зрачками и радужной оболочкой до минимума (почти до однородной черноты). Но при этом не выбеливая (не пере- свечивая) никаких частей лица.

Полученный слой я скопировал, сделав верхний прозрачным на 50%. В этом новом слое я воспользовался фильтром Добавить шум (Add noise).
Это — простейший из способов получения эффекта плёночной зернистости, который, конечно, уступает по натуралистичности специальным фильтрам, но зато он есть в стандартном наборе фильтров, предлагаемом в программе.

Зачем здесь зерно? Конечно, эффект зернистости - дело вкуса (о котором спорить, как известно, бесполезно). Это очень субъективно, и для меня объяснялось так.
Мне кажется, он, во-первых, добавляет настроения данной фотографии, а во-вторых, скрывает неизбежные в данном случае огрехи при обработке файла. В том варианте, который в итоге перед вами (фото 2), я использовал фильтр в режиме Gaussian и Monochromatic по своему вкусу.

Можно было также, после того как добавлен шум в верхнем слое на всю площадь кадра, удалить его ластиком с глаз, волос и губ.
Полученный файл я сделал однослойным (Flatten image).

Вот теперь снимок выражал именно то, что я увидел при съёмке. Со всеми акцентами.
Осталось лишь представить вам очаровательную модель - это студентка МИЭМ Наташа Гусева.
При съёмке были использованы: фотоаппарат Minolta Dynax 5 с объективом Minolta AF 70-210 MMf/4n плёнка Agfa Vista 100. Отсканировано на плёночном сканере Minolta DiMAGE Scan Elite.

Фото автора.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев