+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Kodak Professional Supra Endura Paper значит надолго

Kodak Professional Supra Endura Paper значит надолго
(0)
Автор статьи Анатолий Жовинский.

Слово Endura означает; что фирма усовершенствовала технологию производства с целью увеличения долговечности отпечатков.

Фотобумага фирмы Kodak, известная по марке Supra с соответствующими номерами модификаций, получила новое развитие, что в маркировке отразилось в замене номеров в названии на дополнительное обозначение Endura. Это слово означает, что фирма усовершенствовала технологию производства с целью увеличения долговечности отпечатков.

Однако, судя по материалам фирмы, совершенствование фотобумаги, называемой теперь Kodak Professional Supra Endura Paper, велось по нескольким направлениям. Улучшено соответствие между цветом, зафиксированным плёнкой фирмы Kodak, и цветопередачей фотобумаги, а также повышена насыщенность тонов на отпечатке. При этом обеспечивается практическая идентичность печати на оптических и цифровых принтерах. Новая бумага стала альтернативой бумаги для цифровых принтеров Kodak Professional Digital III Color Paper.
Рис. 1. Частичные характеристические кривые бумаги Kodak Professional Supra Endura Paper (здесь и далее по оси абсцисс указаны значения экспозиции в люкс-секундах, отложенные в логарифмическом масштабе): а - для бумаги с глянцевой поверхностью, 6 - для матовой бумаги.
Рис. 1. Частичные характеристические кривые бумаги Kodak Professional Supra Endura Paper (здесь и далее по оси абсцисс указаны значения экспозиции в люкс-секундах, отложенные в логарифмическом масштабе): а - для бумаги с глянцевой поверхностью, 6 - для матовой бумаги.

По сообщениям фирмы, значительные усилия были приложены для повышения технологичности нового поколения бумаг. Это означает, что бумага стала выносливее по отношению к колебаниям режимов процесса обработки. Вместе с тем повышена экономичность обработки, поскольку теперь можно реже обновлять раствор проявителя, а значит, реже останавливать оборудование на обслуживание и уменьшить количество отходов.
Инструментальные испытания бумаги проводили специалисты Испытательного центра «Кинофотоматерналы» Российского союза научной и прикладной фотографии. Над субъективной оценкой работал наш автор и специалист по ручной печати Александр Кулик.
Фото 1. Осень в горах. На этом снимке видны прекрасная передача осенней листвы и точная передача серой скальной породы.
Фото 1. Осень в горах. На этом снимке видны прекрасная передача осенней листвы и точная передача серой скальной породы.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Инструментальному анализу подвергались образцы бумаги Kodak Professional Supra Endura Paper с двумя видами поверхностей: глянцевой и матовой.
После обработки по процессу RA-4 в проявочном устройстве ATL-2000 образцы бумаги подвергались измерениям сенситометрических, структурометрических и физико-механических характеристик.

При испытаниях был использован следующий сертифицированный комплект приборов и установок: сенситометр Kodak-7 А, денситометр RD-918, резольвометр РП-2М, прибор измерения прочности эмульсионного слоя ПИЭС-2.
Фото 2. Пуговицы. На этом снимке мы можем видеть сочетание тонких переходов цвета на разных пуговицах и яркое пятно ниток.
Фото 2. Пуговицы. На этом снимке мы можем видеть сочетание тонких переходов цвета на разных пуговицах и яркое пятно ниток.

Характеристические кривые испытывавшихся видов фотобумаги приведены на рис. 1, где приведены частичные характеристические кривые, плотности для которых измерялись за тремя соответствующими цветными светофильтрами. Полученные при испытаниях в соответствии с международным стандартом ISO параметры показаны в сводной таблице результатов испытаний.
Фото 3. Морские искры. Так фотобумага передаёт очень контрастный сюжет, не уложившийся в полезный интервал экспозиций бумаги.
Фото 3. Морские искры. Так фотобумага передаёт очень контрастный сюжет, не уложившийся в полезный интервал экспозиций бумаги.

Полученные в ходе инструментального анализа результаты позволяют сделать следующие заключения. Бумага имеет хорошую разность между максимальными и минимальными плотностями и неплохо сбалансирована по градиентам. В то же время максимальные плотности и верхние градиенты для глянцевой бумаги имеют приличный разбаланс. Кроме того, на характеристических кривых можно видеть ощутимо более крутые подъёмы для синих частичных кривых. Вполне возможно, хотя не берусь утверждать наверняка, что в этом сказывается упоминаемое фирмой согласование характеристик бумаги с характеристиками соответствующих плёнок. В целом же разница между глянцевой и матовой бумагами оказалась незначительной, не считая, конечно, несколько больших значений максимальных плотностей у глянцевой бумаги.
Фото 4. «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей». Хорошо переданы телесные тона и все нюансы скальной породы с загадочными отпечатками.
Фото 4. «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей». Хорошо переданы телесные тона и все нюансы скальной породы с загадочными отпечатками.

При анализе механических характеристик показались интересными два момента: высокая прочность эмульсин и скручиваемость листов бумаги на основу, т.е. серединой вверх, если лист лежит вверх эмульсией. В практике ручной печати это немного удобнее, чем когда бумага скручивается краями вверх. Хотя значение скручиваемости очень невелико.

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА

Фото 5. Неземной пейзаж. Монохромный отпечаток в голубых «сыроватых» тонах.
Фото 5. Неземной пейзаж. Монохромный отпечаток в голубых «сыроватых» тонах.

В обсуждаемых ниже примерах невозможно на страницах журнала увидеть разницу между отпечатками, сделанными на глянцевых и матовых образцах бумаги. Во- первых, едина поверхность журнальных страниц, а во-вторых, очень мала разница по существу. Поэтому акцентировать внимание на различиях свойств глянцевой и матовой бумаг в данном случае не имеет смысла.

Рассмотрим теперь отпечатки, выполненные ручным способом и отличающиеся характером сюжетов по цвету и контрасту воспроизводимых объектов.
На фото 1 представлены яркие краски горной осени, которые демонстрируют возможности передачи бумагой тёплых тонов и точность отображения нейтрального серого цвета проглядывающих через ветви дерева скальных участков. На этом снимке сюжет неконтрастный. Он хорошо уложился в полезный интервал экспозиций бумаги.
Другой пример - прямо противоположный (фото 3). Он показывает характер изображения на бумаге при очень контрастном изображении, выходящим по интервалу яркостей далеко за возможности бумаги, а может быть, даже и плёнки. Здесь, кроме того, имеется участок глубокого синего цвета на небе.

Остальные примеры отпечатков имеют неяркие сюжеты, но каждый из них показателен по-своему. Так, на фото 2 мы видим «бытовой» натюрморт без специально поставленного освещения с очень богатой гаммой близких между собой тёплых тонов. На испытуемой бумаге хорошо смотрятся цвета местами полупрозрачных пуговиц и яркое красное пятно шерстяных ниток.

С примером передачи телесного цвета можно познакомиться на фото 4, где мы видим загорелого молодого человека на фоне камня естественно переданных скал с какими-то фантастическими отпечатками лап, по-видимому, очень древних существ.

С монохромным изображением проще. Ему при соответствующей цветокоррекции можно придать любой требуемый оттенок, в том числе голубоватый оттенок сырого осеннего утра, как это было сделано на фото 5. Бумага без проблем позволяет такие вариации.
Сводная таблица результатов испытаний фотобумаг Professional Supra Endura Paper

В целом бумага Kodak Professional Supra Endura Paper проявила все необходимые свойства, которые могли быть проверены в ходе испытаний в процессе ручной печати. Однако нашему испытателю показалась несколько тонковатой подложка испытуемой бумаги. Так, при печати одной из проб под полоску бумаги попало что-то контрастное. Отпечаток имел в этом месте на лицевой стороне «перевёрнутую» по тону полоску. Хотя, конечно, печатать следует только на ровном по тону экране, испытатель отметил этот случай. Для фотобумаг не вводится такой параметр, как просвечиваемость. Это делается для бумаг для струйной печати, поскольку там предусматривается двухсторонняя печать. Возможно, при более толстой подложке такое явление не было бы заметно совсем.

К сожалению, у испытателей ни в ходе инструментальной оценки, ни при субъективной оценке не было возможности каким- либо образом оценить долговечность отпечатков, поэтому, насколько испытанная бумага действительно имеет свойство Endura, нам остаётся только поверить разработчикам фирмы с более чем серьёзной репутацией.

Фото: Александр Кулик.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев