+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Minolta Dynax сегодня

Minolta Dynax сегодня
(0)
Мало того, в прошлом году начался небыстрый процесс слияния Минольты с другим грандом японского фотобианеса- корпорацией Konica, в результате чего сегодня мы имеем холдинг Konica Minolta, выпускающий, не учитывая тех направлений, которые нас в силу специфики журнала не интересуют, - полный ассортимент фотопродукции, кроме среднеформатных и крупноформатных камер.

В линейке новой суперкомпании — зеркал- ки от профессиональных до ультралёгких и сменная оптика к оным, плёночные компакт- камеры от простейших до элитных, цифровые камеры от компактных до просьюмерских ква- зизеркалок*, экспонометры, фотоплёнки, цифровые и аналоговые мини-фотолаборатории с фотобумагой и расходными материалами к оным, принтеры и бумага для струйной печати, а также разнообразные аксессуары к выпускаемой технике (от фотовспышек до футляров).

Вспомним заодно, что до середины 1980-х гг. компания Konica тоже производила оригинальные зеркальные камеры, которые и до сих пор встречаются в комиссионной торговле во вполне исправном состоянии. Разумеется, об автофокусировке в то время речь не шла (хотя те, кому положено, усиленно занимались разработками в этом направлении), но в своём классе это были вполне достойные камеры.

К началу объединения Konica выпускала всё, кроме зеркалок и просьюмерских цифровых камер. В процессе объединения было принято решение выпускать всю продукцию подобщим брендом - Когиса Minolta. На камерах, выпуск которых был освоен до объединения, были заменены шильдики.

И только плёночные зеркальные камеры сохранили (пока?) бренд Minolta, Minolta Dynax.

Именно о них, о современном состоянии линейки зеркальных камер Minolta, и пойдёт речь в данной статье. Помня о том, что производителем этих камер теперь является компания Konica Minolta, мы, как и производитель, называем их по-старому - «просто Минольтами».

Так вот, у «просто Минольт» богатая и примечательная история. Именно с маркой Минольта в 1985 г. появилась первая в мире автофокусная зеркалка современного типа - Minolta 7000 (уместно напомнить, что первая в мире автофокусная компакт-камера была выпущена компанией Konica). Конструкторам Ми- нольты первым удалось вставить в достаточно компактный корпус TTL-датчик системы автофокусировки и фокусировочный мотор, передававший вращение на объектив. С этого момента не прошло ещё и 20 лет, но как разительно изменился мир автофокусных зеркалок: сменилось уже несколько поколений этих камер; не будет ошибкой, если мы причислим появившиеся уже в этом году камеры к пятому поколению.

Ещё одним достижением конструкторов стала разработка системы дистанционного бескабельного TTL-управления дополнительными вспышками, избавившей фотографов, желающих с помощью компактных вспышек создать эффект студийного освещения, от необходимости плести паутины из многожильных синхрокабелей с узлами-разветвителями. A Minolta Dynax 9xi стала первой серийной камерой, затвор которой отсекал выдержку 1/12000 с. Сегодня, как и прежде, на рынке существует всего одна камера, способная на такое достижение, и это тоже Минольта - Minolta Dynax 9, профессиональная топ-модель.

Последним по времени наиболее существенным (на наш взгляд) достижением конструкторов стало внедрение в производство камеры с универсальным матричным дисплеем, подобным тем, которые используются в мобильных телефонах. Этот дисплей способен отображать практически любую информацию, от обычных режимов и экспозиционных параметров до распределения яркостей по полю кадра, причём в зависимости от положения камеры - горизонтального или вертикального - информация на экране может принимать наиболее удобный для считывания вид. Речь идёт о камере Dynax 7, завоевавшей в 2001-2002 гг. едва ли не все возможные почётные звания и награды, включая и звание «Лучшая зеркальная камера» Ассоциации TIPA.

Сегодня фирма выпускает семь автофокусных зеркалок разного уровня сложности, от простейшей и легчайшей «зеркальной мыльницы» Dynax 3L до уже упомянутой «девятки». Информацию о двух последних новинках - «двузначных» камерах Dynax 40 и 60 - мы поместили после «девятки», поскольку они — представители другого, новейшего (и, возможно, последнего) поколения плёночных зеркалок.
Отметим также, что Minolta - один из двух членов неформального обьединения «великая японская пятёрка», сохранивший в производстве неавтофокусную систему. Причём, в отличие от Никона, у камеры Minolta X-370s «тот ещё», неавтофокусный байонет Minolta MD. Но сегодня - о вещах современных, о камерах семейства Dynax.

Dynax 3L

Dynax 3L
Опубликованная в прошлом году в рубрике «Субъективная оценка» статья об этой камере называлась «Вместо «мыльницы» - зеркалку...». Именно так позиционируется эта камера - предельно упрощённая и облегчённая автофокусная зеркалка для любителей качественных результатов, но при условии полной автоматики, избавляющей от любого (ну или почти любого) умственного напряжения. Камера оснащена встроенным экспонометром с 14-сегментной «сотовой» (отдельные сегменты имеют шестигранную форму и вместе выглядят подобно пчелиным сотам) матрицей, такой же, как на многих камерах более высокого класса. Данное устройство играет немаловажную роль в автоматизированном получении хороших фотографий.

Возможности ручного управления отсутствуют в принципе, есть только универсальная («зелёная») автоматическая программа и комплект сюжетных программ - портрет, ночной портрет, пейзаж, спорт, крупный план (макро) и ночной портрет (синхронизация вспышки с длительной выдержкой).

Единственная подлинно творческая возможность, предоставляемая камерой, — это возможность дистанционного бескабельного TTL-управления дополнительными вспышками типа 5600 и 3600 HS(D) посредством встроенной. С этими же вспышками действует замер экспозиции типа ADI - advanced distance integration (для его работы требуется, чтобы на камеру был установлен один из объективов серии D, передающий в «мозг» камеры информацию о дистанции наводки на резкость, что позволяет точнее определить требуемую мощность импульса). В то же время эта возможность относится скорее к числу теоретических, нежели практических плюсов камеры - далеко не каждый фотолюбитель-«автомат- чик» приобретёт дополнительную вспышку по цене, ощутимо превышающей стоимость собственно камеры...

Диапазон выдержек камеры Dynax 3L гораздо шире, чем у любой «мыльницы», но, как и у «мыльниц», фотограф не может повлиять на выбор: камера не предоставляет возможности ввода ни выдержки, ни диафрагмы. Вся информация, которой камера скупо делится с фотографом посредством ЖК-дисплея, - это установленная программа съёмки, номер кадра, режим работы вспышки и режим протяжки плёнки.

Крайне редко пользуется названный фотолюбитель и возможностью смены оптики, в силу чего «пластмассовость» байонета камеры не имеет ровным счётом никаких недостатков против «металличности». Однако сама эта возможность выгоднейшим образом отличает Dynax 3L от аналогичных по цене «мыльниц». Да и приобретение бюджетного телезума, например, 70-210 или 75-300 мм в дополнение к стандартному (28-80 мм) - явление распространённое и настоятельно рекомендуемое. Тем самым создаётся минимальный лёгкий универсальный фотокомплект на все случаи жизни. Ещё один вариант - приобретение су- перзума вроде 28-300 мм, который в пределах потребностей семейного альбома станет действительно универсальным.

Диапазон выдержек камеры от 1/2000 до 30 с - гораздо лучше, чем у любой «мыльницы», но, как и у «мыльниц», фотограф не может повлиять на выбор: камера не предоставляет возможности ввода ни выдержки, ни диафрагмы. Более того, она даже не показывает самостоятельно подобранные их значения; в видоискателе имеются только индикаторы точного фокуса, готовности вспышки да экспозиции (передержка/норма/недодержка). Единственное, в чём можно быть абсолютно уверенным, так это в том, что при съёмке со вспышкой выдержка будет не короче 1/90 с. Вся информация, которой камера скупо делится с фотографом посредством ЖК-дисплея, — это установленная программа съёмки, номер кадра, режим работы вспышки и режим протяжки плёнки.

Кстати, протяжка — покадровая или серийная до 1,7 кадра/с - регулируется независимо от выбранной программы съёмки. Ещё одна из немногих творческих возможностей (кстати, в принципе не подвластная «мыльницам») — ручная фокусировка. Если у фотографа нормальное зрение, фокусировка по матовому экрану даст результат не хуже, а часто и лучше, чем автоматическая. Да и вообще, получить нерезкий снимок зеркалкой трудно - ведь в видоискатель видно то, что получится на плёнке.

Резюме: у Dynax 3L есть свой, и довольно широкий, круг потенциальных потребителей. Конечно, если предполагается творческий рост - можно купить следующую по рангу чуть более дорогую (и чуть ниже описанную) камеру, в которой есть уже все возможности ручного управления.

Из всего спектра имеющихся на рынке зеркалок с Dynax 3L может сравниться только Olympus IS-300, но у того несъёмный жёстковстроенный объектив, что потенциально сужает возможности фотографа.

Minolta Dynax 4

Minolta Dynax 4
С одной стороны, это обычная зеркалка для начинающих, пришедшая на смену аналогичным камерам прошлого поколения Dynax 400si и 404si. Однако по сути - это упрощённый и облегчённый вариант камеры более высокого класса Dynax 5.

Так, это единственная камера класса entry- level, оснащённая пользовательскими функциями (целой дюжиной). Пользовательскими функциями называются настройки, с помощью которых фотограф изменяет работу камеры так, как это ему удобно. Например, устанавливает приоритет фокуса - затвор срабатывает только при точной фокусировке, или приоритет спуска, гарантируя себе снимок любой ценой, независимо от точности наводки на резкость. Другая функция определяет, будет ли камера заматывать при обратной перемотке плёнку в кассету без остатка или оставит хвостик снаружи. Есть функции, которые запрещают срабатывание затвора без объектива или без плёнки...

Замер экспозиции производится 14-сег- ментной матрицей. Важно, что в любой момент фотограф может воспользоваться точечным замером по центральной соте (для этого нужно нажать кнопку, расположенную в зоне действий большого пальца правой руки). В режиме серийной съёмки мотор протягивает плёнку со скоростью 1,7 кадра/с. Система автофокусировки, подобно EOS 3000N, использует показания трёх датчиков (центральный - также крестообразный, то есть чувствительный и к вертикальным, и к горизонтальным линиям).

Если Canon на своих любительских зеркал- ках защищает сделанные снимки методом предварительной намотки плёнки на приёмную катушку, то данная Minolta просто не даёт открыть заднюю крышку, если в камере находится неперемотанная в кассету плёнка.

Как и многие другие автофокусные зеркал- ки Minolta, Dynax 4 весьма по-умному работает с дополнительными вспышками, поддерживая функцию дистанционного бескабельного управления (подходящая вспышка ставится отдельно от камеры в подходящем месте, а встроенная вспышка командует ею, включая её в момент открытия затвора и отключая, когда будет достигнута точная экспозиция). Если же вспышка серии (D) стоит в полозках камеры (полозки, кстати, имеют особую, ни на кого не похожую конструкцию), она работает с камерой в режиме ADI.

Камера имеет стандартный набор творческих режимов съёмки: приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, автоматическую программу, полностью ручной режим и пять сюжетных программ: портрет, пейзаж, макро, спорт и ночной портрет (программы переключаются простым нажатием на соответствующую кнопку возле дисплея).
Справа от призмы расположена ещё одна традиционная минольтовская кнопка — Р, позволяющая в любой момент одним нажатием установить универсальную программу, чтобы сделать технически качественный снимок.

Оптимальными компаньонами Dynax 4 являются объективы серии (D), однако с камерой могут использоваться все автофокусные объективы этой фирмы. Перевести камеру на питание от батарей типа АА (а заодно увеличить вес, габариты и, для некоторых фотографов, эргономику) помогает батарейный блок ВР-200. Лучшие дополнительные вспышки - 5600HS(D) и 3600HS(D), поддерживающие работу ADI-замера. Однако можно использовать и более старые автофокусные вспышки - в этом случае (как и при использовании объективов без индекса D) будет работать простое TTL-управление.

Резюме: Dynax 4 - лёгкий, но мощный фотографический инструмент, который способен удовлетворить как начинающего, так и более опытного фотографа. Заинтересовавшимся предлагаем прочитать в ФМ № 9‘02 статью об этой камере, опубликованную в рубрике «Субъективная оценка».

Dynax 5

Dynax 5
Очень компактная и очень лёгкая, универсальная любительская зеркалка, представляющая, если угодно, средний класс любительской фотоаппаратуры. Лёгкость вполне может быть и достоинством - в стандартном комплекте (то есть со стандартным зумом 28-80 мм f/3,5-5,6 (D), также предельно облегчённым и малогабаритным) «пятёрка» совершенно не перегружает шейные позвонки.

Характеристики камеры не уступают конкурентам, а кое в чём и превосходят их. Так, автофокусировка выполняется по семи датчикам, образующим своего рода «конверт» в поле видоискателя. В экспонометрической матрице камеры те же 14 сегментов, что и у многих других. Имеется репетир диафрагмы, позволяющий оценить глубину резко изображаемого пространства при рабочей диафрагме.

Отметим высокую скорость автофокусировки. Хотя бы при использовании некоторых дискретных объективов она сравнялась с кэноновской (для камер аналогичного класса), а ведь, в отличие от камер Canon, у Минольты вращение передаётся на объектив трансмиссией, что, как показал исторический опыт, в целом не так эффективно по сравнению с встроенными в объектив фокусировочными моторами.

Если с камерой используются объективы и вспышки, имеющие в обозначении индекс D, реализуется режим замера ADI. Со вспышками HS(D) возможен не просто режим дистанционного бескабельного TTL-управления, но и синхронизация вспышек со сверхкорот сверхкороткимивыдержками в этом самом бескабельном TTL-режиме.

Камера имеет «защиту от дурака», не позволяющую открыть заднюю крышку, если под ней имеется неперемотанная плёнка. О том, что крышку нельзя открыть, предупреждает окошечко, расположенное на задней стенке внизу справа, по соседству с кнопкой открывания задней крышки (место для этой кнопки непривычное, но она там ничему не мешает).

В камере 14 пользовательских функций. Среди них не только функция «незамотки» хвостика плёнки в кассету, но и, например, блокировка затвора при снятом объективе (если плёнки нет, это экономит батареи, а если она есть - бережёт кадры). От непредвиденных случайностей оберегает плёнку и функция блокировки задней крышки, которую можно открыть только тогда, когда она перемотана в кассету.

Для повышения эргономичности (и экономичности) можно приобрести батарейный блок ВР-200, который позволяет питать камеру от четырёх батарей типа АА.
Результаты проведённых в редакции испытаний вы сможете прочитать в ФМ № 1-2‘02, а в рубрике «Субъективная оценка» мы рассказали об этой камере в № 12‘01.
Резюме: Minolta Dynax S — полнофункциональная современная камера для фотолюбителей с самым разным уровнем подготовки и разными запросами, предъявляемыми к аппаратуре. А быстрая многозонная автофокусировка превратила «пятёрку» в достойного конкурента моделям среднего класса других производителей.

Dynax 7

Dynax 7
Семёрка» - пожалуй, до сих пор самое наглядное воплощение проникновения передовых электронных технологий в плёночную, аналоговую фотокамеру. В результате у конструкторов получилась универсальная и очень интересная камера, собравшая, как уже отмечено, целый букет престижных мировых наград. Кстати, в честь этого Минольта даже выпустила ограниченной серией специальную версию камеры с улучшенным дизайном - Dynax 7 Limited.

Dynax 7 - пожалуй, до сих пор самое наглядное воплощение проникновения передовых электронных технологий в плёночную, аналоговую фотокамеру Минольта даже выпустила ограниченной серией специальную версию камеры с улучшенным дизайном - Dynax 7 Limited.

Камера имеет широкий диапазон выдержек (от 1/8000 с) с нормальной синхронизацией на 1/200 с и сверхскоростной - с согласованными вспышками серий HS и HS(D), 9 датчиков в системе автофокусировки (причём центральный - двойной крестообразный), обычную фирменную 14-сегментную матрицу экспонометра, 35 (!) пользовательских функций, развитой режим дистанционного TTL-yn- равления дополнительными вспышками (со вспышками HS(D) возможен режим дистанционного бескабельного TTL-управления на сверхкоротких выдержках).

Главной особенностью камеры, отличающей её от всех остальных плёночных зеркалок, вне всякого сомнения, является многофункциональный навигационный матричный дисплей, расположенный на задней стенке камеры. На нём подробнейшим образом указывается вся необходимая в том или ином режиме информация, причём при вертикальной съёмке и надписи на дисплее могут принимать соответствующую ориентацию (данная опция задаётся одной из пользовательских функций).

Это первая и пока единственная плёночная камера, которой не требуется шпаргалка по пользовательским функциям: в специальном режиме дисплея их наименование и возможные варианты пишутся словами на разных языках - английском, немецком, французском, испанском или японском. Текстовая информация на дисплее занимает до пяти строк. На дисплее также можно оценить распределение яркостей по полю кадра (так, как это зарегистрировала матрица экспонометра).

Три канала памяти позволяют запоминать предпочитаемые сочетания различных настроек и пользовательских функций. Камера запоминает экспозиционную информацию на 7 роликов плёнки по 36 кадров. Эту информацию можно просматривать на дисплее позднее, в более удобное время.

Нужная фокусировочная зона выбирается удобным круглым пультом, напоминающим «джойпэд» Nikon F5. Встроенная система автоматического слежения за движущимся объектом корректно отслеживает перемещения объекта по полю кадра, даже весьма затейливые. В серьёзной работе также полезна функция прямой ручной фокусировки (DMF). При нажатии на спусковую кнопку до половины производится наводка на резкость, но, как только она выполнена, «отвёртка» отцепляется от объектива. Тем самым объектив можно спокойно подфокусировать вручную, что может понадобиться, например, в портретной съёмке и вообще при съёмке крупным планом.

Именно на «семёрке» Минольта впервые реализовала (среди зеркалок) функцию блокировки задней крышки — пока плёнка не «уедет» обратно в кассету, открыть крышку без применения спецсредств невозможно. И именно на «семёрке» впервые реализована ADI-флэшметрия - аналог никоновского 3D (пространственного) замера, когда объектив передаёт в камеру информацию о дистанции наводки, а компьютер камеры соответственно корректирует мощность импульса вспышки. Причём вспышка оценивается той же 14-сегментной «сотовой» матрицей, которая замеряет и обычную экспозицию.

Пожалуй, самым интересным системным дополнением, разработанным специально для Dynax 7, является устройство Data Saver DS- 100. Это насадка, ставящаяся в байонет камеры вместо объектива. В эту насадку вставляется карта памяти (флэш-карта) типа SmartMedia. На карту ничтожного по нынешним меркам объёма 4 МБ помещается подробнейшая съёмочная информация по каждому кадру 400 (!) плёнок.

Вертикальная рукоятка VC-7 позволяет не только с повышенным удобством использовать камеру при вертикальной съёмке, но и является дополнительным блоком питания, причём штатная батарея остаётся в камере и может использоваться при необходимости.

Резюме: очень приятная в общении камера с изощрённой электроникой и отличными характеристиками. Универсальный фотографический инструмент, не рассчитанный только разве что на смену видоискателя.

Dynax 9

Dynax 9
Топ-модель в линейке камер Dynax рассчитана на самых требовательных профессионалов. Шасси, верхняя панель и задняя крышка камеры изготавливаются из стали, боковины и нижняя панель - цинковые, корпус с резиновыми накладками, все стыки и органы управления герметизированы, 100% отображение кадра в видоискателе, оттестированный на 100 тыс. циклов затвор, сменные фокусировочные экраны и настройка окуляра видоискателя по зрению - словом, стандартный (причём далеко не полностью перечисленный) набор характеристик надёжной репортёрской камеры.

Камера отличается эргономичностью и продуманной системой управления, в которой широко используются диски и рычажки. Это позволило уменьшить площадь ЖК-дисплея — выбранный режим экспонирования, значение экспокоррекции с переменным шагом (±2 ступени шагом 1/3 ступени или ±3 ступени шагом 1/2 ступени), экспокоррекция вспышки, режим протяжки плёнки, тип замера экспозиции понятны по расположению соответствующих органов управления. При этом дисплей видоискателя максимально информативен и позволяет после необходимого привыкания работать камерой буквально не отрывая её от глаза.

В широкозонной системе автофокусировки используются три датчика, центральный является крестообразным. Экспозиция измеряется отработанной 14-сегментной «сотовой» матрицей, с помощью отдельной четырёхзонной матрицы осуществляется TTL-управление вспышкой. Кстати, Dynax 9 - первая профессиональная зеркал- ка, оснащённая встроенной вспышкой. При достаточно скромных характеристиках эта вспышка позволяет пользоваться возможностью дистанционного бескабельного TTL-управления без использования отдельного (и довольно дорогого) контроллера, как это было на прежней топ-модели Dynax 9xi. Кроме того, как уже было отмечено, это единственная на сегодня серийная камера с минимальной выдержкой 1/12000 с. Впрочем, практическая ценность такой выдержки неочевидна; она стоит на грани отклонений от закона взаимозаместимости (а для некоторых цветных плёнок - за гранью). А вот выдержка обычной синхронизации 1/300 с - это здорово.


Топ-модель Dynax 9 рассчитана на самых требовательных профессионалов. Шасси, верхняя панель и задняя крышка камеры изготавливаются из стали, боковины и нижняя панель - цинковые, корпус с резиновыми накладками, все стыки и органы управления герметизированы.

Параметры отработки автоматической экспозиционной вилки изменяются в весьма широких пределах - 3, 5 или 7 кадров с вариацией экспозиции 0,3, 0,5, 0,7 или 1 ступень. Возможна неограниченная мультиэкспозиция. Скорость серийной съёмки 2 или до 5,5 кадра/с. Дополнительно оптимизировать работу камеры в соответствии с личными предпочтениями позволяет 21 пользовательская функция.

Вертикальная рукоятка VC-9 помимо своего прямого предназначения - облегчения вертикальной съёмки - позволяет избавиться от проблемы подбора источника питания камеры. В рукоятку можно вставить две батареи CR123A, одну 2CR5/DL245 (причём эти два типа могут устанавливаться одновременно) либо четыре щелочные или никель-кадмиевые батареи типа АА. При этом ещё две батареи CR123A могут оставаться в батарейном отсеке камеры. Иными словами, в камеру с рукояткой VC-9 могут быть заряжены до трёх групп источников питания одновременно, а их переключение осуществляется простым поворотом диска. Тем самым фотограф надёжно страхует себя от отказа питания в неподходящий момент.

Эргономика складывается из множества мелочей, кроме собственно удобства удерживания камеры в руках и нажимания на её кнопки. Заглушка гнезда для подключения электронного спускового тросика не снимается с камеры, а отщёлкивается вниз. Подобным образом ведёт себя заглушка контактной группы стыковки с вертикальной рукояткой; их невозможно потерять! Если бы заглушки синхроконтакта и горячего башмака вели себя так же, фотограф мог бы навсегда забыть кошмар с мелкими пластмассовыми крышечками, про которые надо всегда помнить - куда ты их дел на этот раз.

Полезное дополнение к камере - датирующая крышка DM-9 со встроенным блоком памяти. Крышка DM-9 может записать на стандартную карту памяти SmartMedia ёмкостью 2 МБ до 18 показателей, характеризующих каждый кадр 400 плёнок длиной 36 кадров. Среди запоминаемых данных - выдержка и диафрагма, фокусное расстояние объектива, заданная экспокоррекция, режим протяжки плёнки, тип замера и др. Вся записанная информация может переноситься в компьютер для последующей обработки и архивирования.

Кроме записи данных в память крышка DM-9 может впечатывать некоторые сведения в межкадровое пространство (в частности, выдержку, диафрагму, номер серии и серийный номер кадра, а также дату и время съёмки).

С субъективной оценкой камеры вы можете ознакомиться в ФМ Ма 3‘2000, а по результатам редакционного тестирования (ФМ Ms 4‘2000) камера получила твёрдую четвёрку.

Резюме: профессиональная (репортёрская) зеркалка.

Dynax 40

Dynax 40
Свежий продукт в линейке Dynax и первая камера нового, «двузначного» поколения.

Вспомним, кстати, историю. Сначала появились камеры «тысячные» - 5000, 7000, с позднейшими вариантами, имевшими индекс «Ь>. Затем пошла серия «экс-ай» (5xi, 7xi и т.п.). Она была сменена в производстве «трёхзначными» камерами вроде 500si, 600si Classic и т.п., три из которых (303si, 404si и 505si) имели впоследствии усовершенствованные версии. Интересно, что в этой серии были «тяжёлые» камеры, но не было настоящей репортёрской топ-модели. Она - эта самая вышеописанная Dynax 9 - появилась в следующем, «единичном» поколении камер, которое в целом и описано в данной статье. И вот теперь мы наблюдаем зарождение (причём весьма бурное — двумя камерами сразу) новой серии. Которая, в свете известных тенденций, имеет немало шансов стать последней. Последней серией автофокусных плёночных зеркалок.

С одной стороны, Dynax 40 явно и прицельно бьёт в ту же мишень, что и камеры позапрошлого поколения Dynax 400si/404si, и описанная здесь Dynax 4. Но при этом очевидно, что камера - при сохранении функционального набора в целом - стала проще.

Камера Dynax 40 получила при рождении корпус, который почти копирует форму камер предыдущего поколения Dynax 3L, 4, 5 и соответственно практически так же лежит в руке. Но что же происходит в глубине?

Очевидно, фирма решила чётче развести по разным нишам Dynax 40 и ещё одну новинку — камеру Dynax 60, которая относится уже к тяжёлому любительскому классу, её можно назвать усложнённой преемницей Dynax 5 (поскольку до уровня 600si Classic она всё же не дотягивает).

В аппарате Dynax 40 исключены практически все излишества, так или иначе облегчающие (или усложняющие) жизнь фотографу, в частности была «вырезана» функция беспроводного управления внешними вспышками, которая долгие годы входила в перечень возможностей всех зеркалок, вплоть до простейшей Dynax 3L.

По сравнению с Dynax 4 дисплей в видоискателе упростился до нескольких простейших индикаторов, информирующих лишь об основных режимах камеры (как в 3L и 300si). Группой светодиодов индицируется точный фокус, стрелки недодержки/передержки и символ включённой вспышки — более чем скромно. Правда, на внешнем дисплее выдержка и диафрагма отображаются.

Максимальному упрощению подверглось и экспонометрическое устройство аппарата — 2 сегмента экспонометра против 14 даже у Dynax 3L. По большому счёту, две зоны — это возврат к старому доброму, но и более простому центровзвешенному замеру. Зато, кстати, скорость серийной съёмки выросла до 2 кадров/с против 1,7 у Dynax 4. Количество фокусировочных зон осталось тем же - их три.

Дисковый переключатель режимов теперь подчиняется логике, знакомой по камерам Canon: относительно положения «выключено» на нём разграничены творческая зона для серьёзных фотографов (шифт-программа с возможностью изменения экспопары, приоритеты выдержки, диафрагмы и ручной режим) и автоматическая - для «чайников». В списке сюжетных программ - портрет, пейзаж, макросъёмка, спорт и ночной портрет, ну и просто универсальная программа.

Исчезла кнопка Р, которая возвращала из любого ручного режима в обычный программный, играя роль палочки-выручалочки в случаях, когда фотограф чрезмерно увлёкся настройками в одном из творческих режимов съёмки.

Режим предиктивной следящей фокусировки доступен только в программе «спорт», что логично для камеры этого класса. Ручная фокусировка теперь включается через меню камеры, поскольку камера утратила рычажок у основания объектива, который отвечал за переход к ручной фокусировке и обратно у всех предшествующих моделей. Нет защиты от случайного открытия плёночного отсека.

При всём вышесказанном камера Dynax 40 совместима со всем богатством оптики и внешних вспышек Minolta. При использовании объективов серии D и внешних вспышек с тем же индексом камера поддерживает экспонометрический режим ADI. Это, кстати, по нашему мнению, важнее, чем возможность дистанционного бескабельного TTL-управления внешними топ-вспышками. Ну и, наконец, выгодное отличие от камеры 3L, роднящее Dynax 40 с «четвёркой» и «четырёхсоткой», — экспокоррекция, эксповилка, ручная установка чувствительности плёнки, то есть те функции, которые требуются при действительно творческом подходе к съёмке, не ограничивающимся, например, простой установкой приоритета диафрагмы.


С одной стороны, Dynax 40 явно и прицельно бьёт в ту же мишень, что и камеры позапрошлого поколения Dynax 400si/404si, и описанная здесь Dynax 4. Но при этом очевидно, что камера - при сохранении функционального набора в целом - стала проще.

Подробную статью об этой камере в рубрике «Субъективная оценка» мы опубликовали в ФМ № 5‘04, а её тест опубликован в прошлом номере.

Резюме: простая и удобная камера, созданная для тех, кто только собирается осваивать зеркальную систему или предпочитает недорогую и простую в управлении камеру на каждый день, лёгкую и компактную, кому не требуется могучее изобилие возможностей в спецификации камеры.

Dynax 60

Dynax 60
Новейший представитель среднего любительского класса, представленный в начале года на выставке в Лас-Вегасе одновременно с Dynax 40. Поскольку в ближайшее время вас ожидает наша «Субъективная оценка» этой камеры, особенно подробно расписывать её особенности не будем, но о главном, разумеется, скажем.

Камера имеет девятизонную систему автофокусировки. При использовании объективов типа D действует режим прямого доступа к ручной фокусировке, позволяющий выполнять тонкую подстройку фокуса. Есть репетир диафрагмы, настройка окуляра по зрению. Повышена мощность встроенной вспышки, а при съёмке с дополнительными вспышками серии (D) действует замер ADI (по отражённому от плоскости плёнки свету); поддерживается режим синхронизации со сверхкороткими выдержками. Поддерживается и дистанционное бескабельное TTL-управление отдельными вспышками (что перестала делать «сороковка»). Скорость серийной съёмки — 3 кадра/с, чего вполне достаточно для фотолюбительской практики.

Экспонометрическая система работает на традиционной 14-сегментной матрице, позволяющей выполнять и центровзвешенный, и точечный замер экспозиции. Есть экспокоррекция, эксповилка. А для индивидуальной настройки камеры в соответствии с личными предпочтениями фотографу предлагается 14 пользовательских функций.

Список режимов экспонирования - привычный для минольтовских зеркалок среднего класса: универсальная программа с подпрограммами Ра и Ps, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной режим. Имеется и стандартный набор сюжетных программ, включающий и ночную.

Резюме: новая универсальная и мощная «рабочая лошадка» фотолюбителя, которая, похоже, станет достойной сменой камере Dynax 5.

ОПТИКА

Новые объективы серии SS/И (AF 70-200 мм (72,8 АРО G (D) SSM и АР 300 мм (72,8 АРО G (D) SS/И) благодаря встроенным фокусированным моторам обеспечивают скорость автофокусировки, не уступающую никаким конкурентам.
Новые объективы серии SS/И (AF 70-200 мм (72,8 АРО G (D) SSM и АР 300 мм (72,8 АРО G (D) SS/И) благодаря встроенным фокусированным моторам обеспечивают скорость автофокусировки, не уступающую никаким конкурентам.

Для своих камер Minolta выпускает достаточно широкую гамму объективов, в которой недостаёт, пожалуй, только «шифтов» (объективов со смещением оптической оси). Все объективы делятся на три группы. Помимо обычных (старых, простых) выпускаются также улучшенные (иногда именуемые профессиональными) с индексом G. Последние отличаются, как правило, белыми деталями внешней отделки, золотым ободком на оправе и высокой ценой. В них применяются специальные сорта стекла с пониженной дисперсией (AD), они имеют увеличенную светосилу, а длиннофокусные представители семейства - апохроматическую коррекцию (обозначается Аро).
Последняя по времени появления группа оптики имеет индекс D. Эти объективы поддерживают ADI-экспозамер при использовании дополнительных вспышек серии HS(D).

Линейку открывает фишай 16 мм f/2,8 и замыкает суперте- левик 600 мм f/4 Аро G. Имеется лёгкий зеркально-линзовый телевик 500 мм f/8. Достаточно велик выбор зумов, в том числе стандартных: сравнительно недорогой 28-80 мм f/3,5-5,6(D). Есть зумы с увеличенным диапазоном фокусных расстояний - 24-85 мм f/3,5-4,5, 24-105 мм f/3,5-4,5(D). Есть и традиционная пара дорогих светосильных зумов 28-70 мм f/2,8 G и 80-200 мм f/2,8 Аро G. Есть короткофокусный зум 17-35 мм f/3,5 G и супердлиннофокусный 100-400 мм f/4,5-6,7 Аро. Для макросъёмки предназначен зум-объектив ЗХ-1Х f/1,7-2,8 (вместо фокусного расстояния указываются масштабы съёмки - от натуральной величины до трёхкратного увеличения) и ряд дискретников с фокусным расстоянием 50,100 и 200 мм. Для портретной съёмки выпускаются объективы 85 мм f/1,4 G (D), софтфокусный 100 мм f/2,8 и объектив с регулируемой нерезкостью STF 135 мм f/2,8 [Т4,5]. Есть в линейке два телеконвертера 1,4х II и 2х II, оба апохроматические.

Последнее расширение линейки - ряд профессиональных объективов типа SSM, оснащённых встроенными фокусировочными моторами - Minolta AF 70-200 мм f/2,8 АРО G (D) SSM и Minolta AF 300 мм f/2,8 АРО G (D) SSM (они функционируют со всеми современными камерами, кроме Dynax 9, которой требуется модернизация, выполняемая в сервисных центрах). Эти недешёвые объективы ещё более повышают конкурентоспособность системы.
Словом, линейка оптики более чем разнообразна и способна удовлетворить почти любые запросы.

ВСПЫШКИ И АКСЕССУАРЫ

Вспышка MINOLTA
Флагманом линейки согласованных системных вспышек является вспышка Program 5600HS(D) - мощный и универсальный осветитель с ведущим числом 30-56 (здесь и далее ведущее число указано для плёнки чувствительностью 100 ISO) и автоматическим зум-рефлектором, изменяющим угол освечивания под объективы от 24 до 85 мм (есть встроенная широкоугольная насадка для объективов от 17 мм). Естественно, что головка вспышки вращается во всех плоскостях. Кроме этого, вспышка имеет стробоскопический режим, частичные уровни мощности (от полной до 1/32), режим пилотного света. С камерами Dynax 9, 7, 5, 60, 40 возможна синхронизация на сверхкоротких выдержках (в полном диапазоне выдержек короче минимальной выдержки обычной синхронизации) за счёт равномерного растягивания импульса на всё время пробегания щели затвора через кадровое окно, однако ведущее число при этом существенно уменьшается. До 9 м действует источник подсветки автофокуса, оптимизированный для камер с широкозонной многоточечной автофокусировкой с объективами от 24 до 105 мм. При использовании объективов серии D поддерживается усовершенствованная ADI-экспонометрия. Чтобы в режиме дистанционного бескабельного управления одновременно могли работать разные фотографы или разные группы вспышек, для этой функции предусмотрены четыре канала управления.
Вспышка Minolta
Источником питания служат четыре щелочные, аккумуляторные никель-металлогид- ридные или литиевые батареи типоразмера АА, дающие соответственно 90, 80 и 250 вспышек минимум (с полной мощностью). Могут использоваться внешние источники питания ЕР-2 на 6 батарей типа АА и ЕР-1 на 6 батарей типа С.
Попроще и послабее вспышка Program 3600HS(D). Она имеет автоматический зум- рефлектор под объективы от 24 до 85 мм (есть рассеиватель на 17 мм), ведущее число 20-36, подъёмно-поворотную головку, источник подсветки автофокуса. Вспышка полностью поддерживает режим синхронизации со сверхкороткими выдержками и ADI-замер (с соответствующими камерами). Питается вспышка также от четырёх батарей АА.

Самая доступная согласованная вспышка - Program 2500 (D). Она также поддерживает ADI-замер, имеет подъёмную головку, но не работает в режиме синхронизации со сверхкороткими выдержками и «не понимает» дистанционного бескабельного TTL-управления.

Выпускаются две вспышки, предназначенные специально для макросъёмки. Кольцевая вспышка Macro 1200AF имеет четыре индивидуально включаемых излучателя и четыре пилотных лампочки, позволяющих проконтролировать расположение теней. Вспышка Macro Twin 2400 освещает объект при помощи двух миниатюрных излучателей, стоящих на крепящемся к объективу кольце.

Следует упомянуть о том, что Minolta разработала свою собственную конструкцию башмака для крепления вспышек. Конечно, сторонние производители (в частности, Metz) успешно освоили выпуск согласованных вспышек для зеркалок Minolta, однако специфический дизайн полозков всякий раз напоминает о предпочтительности использовать родные согласованные аксессуары. Да и искушение поставить на камеру какой-нибудь Луч исключается в принципе.
Вспышка Минолта
Завершая рассказ, отметим, что перед нами предстала достаточно обширная и гибкая система, пригодная для самых разных видов фотосъёмки. Подходящую камеру сможет подобрать практически любой фотограф, как бы ни был велик (или мал) его опыт, сколь жёсткими бы ни были предъявляемые им к оборудованию требования.
Нет оснований говорить о том, что камеры Minolta лучше или хуже камер других марок. Камеры одного класса, но разных производителей обладают весьма сходными характеристиками. Если перед вами не стоят специфические задачи, которые заведомо не по плечу камерам Minolta (вроде необходимости использовать сменные видоискатели), выбор должен зависеть только от ваших личных предпочтений.

* На сентябрьской Фотокине ожидается появление цифровой зеркалки со сменной оптикой, создаваемой на базе «семёрки».

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев