+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Начало

Начало
(0)

Об авторе

Фото 2. мечты под красным абажуром.
Фото 2. мечты под красным абажуром.

Гостья нашего семинара - Маргарита Щетинская. Она студентка, учится по специальности «Дизайн». Фотография, которую она обязана изучать как один из обязательных предметов, вышла для неё за рамки учебной рутины и, похоже, становится вполне серьёзным увлечением. При ознакомлении с её работами захотелось поговорить не столько о каком-нибудь конкретном снимке, сколько о начинающем формироваться подходе к фотографии, в котором просматриваются многообещающие тенденции.

Техническая справка

Снимает наш молодой автор на цифру фотоаппаратом Canon PowerShot G3. Но дело тут не столько в цифровом фотоаппарате, сколько в цифровом мышлении и восприятии. Она пользуется современным арсеналом цифровой обработки своих композиций - от рутинных приёмов улучшения изображений типа ретуши и тональной коррекции и до достаточно сложного многокомпонентного коллажа. Важно при этом, что богатый арсенал приёмов используется не спонтанно, чтобы по ходу дела как-нибудь улучшить уже содеянное и кого-нибудь удивить, а целенаправленно, согласно творческому замыслу. Подготовленные окончательно изображения, к обсуждению которых мы приступаем, подвергались дополнительному увеличению резкости с помощью фрактальной обработки.

Иероглиф

Фото 3. Питер.
Фото 3. Питер.

При съёмке в комнате применялись макрорежим и экспопо- правка. Свет солнечный, из окна.На стуле лежит маковая головка в жёстком контровом свете солнца через окно. До осязаемости проработанная фактура обивки на стуле оказывается специфическим жёстким фоном для контрастного теневого и почти каллиграфического рисунка, как объяснила мне автор, созданного тенью от руки. Из материалов, как подручных, так и в прямом смысле «ручных», автором порождён эдакий восточный (или, скорее, дальневосточный) узор, в котором присутствует своеобразная упругая динамика. Он построен на контрастном освещении, колористическом минимализме и фантазии фотографа. Взгляд взбирается по активной диагонали кадра из затемнённого левого угла через пятна «иероглифа» навстречу свету.

В этом снимке компьютерная доработка была небольшая и лишь техническая. Широты матрицы не хватило, и пришлось вручную снижать яркость светлой кромки на головке мака. Однако это не совсем удалось. Всё-таки хотелось бы, чтобы фактура в самом ярком месте снимка была бы видна лучше, но, увы! Цифра не плёнка, фотографическая широта меньше, и до совершенства этот участок изображения довести не удалось даже с помощью ретуши. И тем не менее получилась картинка неожиданная, броская, эффектная, с чуть заметным лукавством.

Мечты

Второй снимок, витиевато названный «Мечты под красным абажуром», сложнее. Он построен из разных компонентов, которые собраны затем на компьютере вместе в лаконичный и игривый коллаж. В нём смонтированы отдельно сфотографированные в широкоугольном режиме объектива лица, абажур и луна, снятая при максимальном длиннофокусном положении объектива. До монтажа лица подвергались геометрическому трансформированию.
Присмотримся к фотографии. Сочетание нескольких округлых элементов прихотливо вплетено в устойчивый композиционный треугольник, образованный лицами девушек и луной, которая видна не то в телескоп, не то через дымоход в юрте.

В этой композиции наблюдается интересный эффект: все три элемента треугольника освещаются лампой, которая, хотя и оказывается самым ярким элементом снимка, но остаётся вспомогательным и лишь освещает «шатёр» и девушек.

Эта хитро построенная композиция чётко делится на две половины со своими действующими лицами. Левая - искусственно мечтательная, которой мы нехотя собираемся поверить, и правая, озорно развеивающая наше готовое невольно вырваться брюзжание. «Тише! - Как будто говорит девушка справа. - Не мешайте, шутка ведь это, игра!»

И мы охотно в эту игру втягиваемся.

Образ Питера 

Cъемка произведена в макрорежиме с отрицательной экспопоправкой. Фокусировка ручная. В изображении ретушировались царапины на стекле.
Третий снимок, в противоположность первым двум, совсем реальный, жизненный и очень питерский. Да, конечно, Питер снимали-переснимали, и окна слезами дождя украшали. И тем не менее в этой фотографии незримо присутствует тот, кого в литературе называют лирическим героем.

Перед нами Питер с его типичной погодой, со шпилем Адмиралтейства и куполом Исаакиевского собора. Главная привлекательность снимка в его тональности - скромной, предельно сдержанной, но при этом не монотонной: нежным, тёплым серым тонам неба противопоставлены лёгкие холодные тона нижней части кадра. Уж не знаю, вышло так случайно или по воле автора, но получилось красиво, со сдержанным достоинством.

Что касается композиции, то автор, по-моему, слегка увлёкся и сдвинул фотоаппарат влево больше, чем следовало. Левая часть кадра оказалась достаточно загруженной (вершины зданий, излом крыши ближайшего дома, активны небо и даже сгущение капель на стекле в левом верхнем углу). Правая же половина кадра осталась скучновато-пустой. Глаз невольно соскальзывает в левую сторону снимка и наталкивается на некую границу. Для такого спокойного, лирически-созерцательного сюжета композиция могла быть немного более уравновешенной.

Богатый арсенал приёмов цифровой обработки используется не спонтанно, чтобы по ходу дела как-нибудь улучшить уже содеянное и кого- нибудь удивить, а целенаправленно, согласно творческому замыслу.


Завершая на этом краткое обсуждение представленных работ, заметим в заключение, что, хотя трудно сейчас сказать, станет ли фотография для Риты профессией, из фотографических пелёнок она как-то сразу выпорхнула на творческий простор со своим собственным взглядом и лирическим мироощущением. Пожелаем же ей успеха!

Все фото: М. Щетинская.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев