+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Olympus Camedia С-70 Zoom участник марафона

Olympus Camedia С-70 Zoom участник марафона
(0)
Автор статьи Эрик Турман.
«Камушки, таки, разные...» JPEG-SHQ, супермокро, 100 ISO; ручная установка баланса белого; режим съёмки A, f/8, 1110 с.

«Камушки, таки, разные...» JPEG-SHQ, супермокро, 100 ISO; ручная установка баланса белого; режим съёмки A, f/8, 1110 с.

Такой образ встаёт перед глазами, когда наблюдаешь нынешний бесконечный марафон производителей фототехники. Но... таковы реалии — прогресс идёт и его не остановишь. Вот и сейчас выпустили очередную, на 1/1,8 дюйма, 7-мегапиксельную ПЗС-матрицу - и посыпались с заводов новые модели цифрокомпактов.

Первое интервью

Держу в руках красивую глянцевую коробку тёмно-синего цвета. На её верхней стороне изображён серебристый фотоаппарат и имеется чёткая, выделяющаяся надпись: Olympus Camedia С-70 Zoom. Это новый цифрокомпакт от Olympus. 7-мегапиксельный. Что же представляет собой этот участник цифрового марафона?

Открываю коробку - да, это настоящий фирменный стиль компании! Всё аккуратно, удобно и со вкусом уложено и запаковано. Достаю героя этой статьи - благородного матового серо-серебристого цвета и чуть грубоватого - в стиле хай- тек - дизайна, цифрокомпакт. Весь такой крепко сбитый, тяжёлый — металл! И это хорошо, так как до ужаса надоели все эти легковесные скользко-пластмассовые побрякушки.

Первым делом беру камеру в руку - как она лежит? Лежит хорошо: удобный наплыв для пальцев спереди, позволяющий крепко и надёжно удерживать камеру, несмотря на её весьма небольшие размеры.
Фотосъёмка неискушённым пользователем; JPEG-SHQIHQISQ; установка светочувствительности авто, автобаланс белого, автофокусировка iESP, замер экспозиции ESP, авторежим встроенной вспышки.
Фотосъёмка неискушённым пользователем; JPEG-SHQIHQISQ; установка светочувствительности авто, автобаланс белого, автофокусировка iESP, замер экспозиции ESP, авторежим встроенной вспышки.

Сразу отметил, что все органы управления на задней стенке легко доступны большому пальцу - снимать такой камерой будет явно удобно. Самих органов управления на камере немного - несколько функциональных аппаратных кнопок прямого доступа, диск переключения режимов съёмки и просмотра (программный Р, режим приоритета диафрагмы А, режим приоритета выдержки S и ручной режим М), запоминание ручных настроек (до трёх), видео, сюжетные программы (их настройки спрятаны внутри меню), просмотр отснятых кадров. Джойпэд достаточно большого размера с лёгкой и чёткой работой да довольно крупный - 2-дюймовый - дисплей на 206 000 пикселов.

Порадовало наличие у камеры и довольно яркого видоискателя прямого визирования с прямоугольничком автофокусной рамки по центру. Хоть и без диоптрийной коррекции, но с далеко вынесенной фокусировочной точкой, так что в очках пользоваться им проблем не составляет. Как позже выяснилось, видоискатель автозумируемый с очень высокой точностью согласования с объективом и с полем зрения около 80% площади кадра. Согласитесь - это приятный сюрприз, ведь немало есть съёмочных ситуаций, где дисплей использовать, мягко говоря, проблематично. Вот тут и выручит такой удобный видоискатель.

Сверху на камере находятся встроенная вспышка, поднимающаяся принудительно нажатием на соответствующую кнопку и убирающаяся только вручную, да две кнопки - включения/выключения камеры и кнопка спуска с коромыслом зума вокруг неё. Всё управление камерой очень просто, логично и понятно — инженеры Olympus, как всегда, постарались.

Так как аккумулятор (как в последствии оказалось, достаточно ёмкий) был разряжен, он был поставлен, с помощью прилагаемого к камере зарядного устройства, на зарядку. На 2 часа — согласно инструкции. Я же занялся остальным содержимым коробки. Комплектация камеры оказалась стандартной - достаточное количество нужных соединительных кабелей, включая USB. Также в комплект входили два CD - один с инструкцией на нескольких языках, в том числе и на русском, а второй с фирменным софтом Olympus Master, включающим в себя простой и удобный в пользовании RAW-конвертер. Прилагалась к камере и книжечка с упрощённым вариантом полной инструкции. Также с текстом на русском языке. В инструкции указывалось, что сама камера тоже знает русский, но - увы - доставшийся мне на тестирование экземпляр русским не владел - видимо, это был образец из установочной партии.

Софт встал на компьютер легко. Инсталляция прошла без сбоев. А когда впоследствии я подключил напрямую к компьютеру саму камеру, через USB-кабель, то она была сразу опознана и дружески принята в электронную семью. Да, не могу не упомянуть об одной особенности программного обеспечения самой камеры - возможности настраивать параметры RAW-файлов непосредственно на камере, не подключая её к компьютеру. Думаю, не надо говорить, насколько это удобно. Особенно, когда преобладает съёмка именно в RAW.

Что огорчило при первом знакомстве с камерой? Всего две вещи. Во-первых, к сожалению, возможность использования камеры при питании непосредственно от электросети является опцией и соответствующий блок питания надо докупать отдельно. А во-вторых, прилагаемая к камере флэш-карта xD-Picture Card - всего на 32 МБ. Катастрофически мало, особенно если учесть, что этих 32 МБ хватает всего на три кадра RAW или один кадр RAW и один кадр TIFF. Так что для выполнения тестирования у меня была только одна альтернатива — либо постоянно бегать домой и перегружать отснятое в компьютер, либо использовать другую, гораздо более ёмкую карту.

Удобный наплыв для пальцев спереди, позволяющий крепко и надёжно удерживать камеру, несмотря на её весьма небольшие размеры.


Неспешно из корпуса выезжает объектив. Целых 1,5 с потребовалось камере на переход в рабочее состояние - результат, по нынешним временам, малоутешительный. Таким же медлительным оказался и процесс зумирования объектива. Расстроила и неторопливость срабатывания камеры при съёмке - задержка составила около 1/2 с, что также непозволительно долго. А особенно расстроила скорость автофокусировки — если днём при ярком свете она была вполне удовлетворительной, то в помещении при более слабом освещении колебалась от 1,5 до 2 с. И это при наличии встроенной подсветки АФ! А в режиме супермакро камера фокусировалась целых 4 с!
RAW, конвертированный в TIFF (3072x2304); режим съёмки Р.


RAW, конвертированный в TIFF (3072x2304); режим съёмки Р.
Да-а-а... Этот участник марафона с такими темпами может легко оказаться в аутсайдерах, а не лидерах. Со всеми вытекающими последствиями. Особенно грустно эта медлительность смотрелась на фоне недавно побывавшей у меня на тест знакомстве младшей сестры нашего спортсмена - 4-мегапиксельной Olympus Camedia С-470 Zoom. Сестрёнка включалась практически мгновенно, за какие-то считанные доли секунды, а на нажатие кнопки спуска реагировала без ощутимой задержки
JPEG-SQ1 -normal (1600x1200); режим съёмки Р.

JPEG-SQ1 -normal (1600x1200); режим съёмки Р.
Странно это, господа производители, странно!

Ну, да ладно. Что имеем, то имеем. Лучше продолжим наше знакомство с камерой. Разобраться с меню камеры труда не составило. Как и всегда, у Olympus всё просто, красиво, доступно и наглядно. Камера имеет все необходимые для грамотной и качественной фотосъёмки функции: настраиваемый баланс белого, выбор чувствительности матрицы, экспокоррекцию ±2 ступени; отдельную экспокоррекцию на вспышку, пять настраиваемых режимов работы вспышки, включая синхронизацию с длительными выдержками; блокировку экспозиции; три режима работы автофокуса, включая ручную фокусировку; точечный и матричный девятизонный замеры, обеспечиваемые фирменным экспозамером iESP; режимы разовой и серийной фотосъёмки; настраиваемые режимы видеосъёмки и много других, полезных и не очень, функций. Перечислять их все не буду - во-первых, зачем лишать вас, читатель, удовольствия самому разобраться во всех тонкостях, а во-вторых - в инструкции к камере все они описаны самым наиподробнейшим образом.
«Кольцо с янтарём». TIFF, супермакро, 200 ISO; баланс белого «лампы накаливания»; режим съёмки A; f/8, 2 с.
«Кольцо с янтарём». TIFF, супермакро, 200 ISO; баланс белого «лампы накаливания»; режим съёмки A; f/8, 2 с.


Что же касается технического качества получаемых кадров, то благодаря новой 7-мегапиксельной (7,4 Мпикс., эффективных - 7,1 Мпикс.) ПЗС-матрице Olympus Camedia С-70 Zoom позволяет вести съёмку с максимальным разрешением 3072x2304 пиксела в форматах RAW, TIFF и JPEG. Последний с несколькими степенями сжатия от действительно минимального - SHQ/SHQ2 до среднего SQ1/SQ2. HQ/HQ2. Фотографии, сделанные с максимальным разрешением, можно без проблем распечатать форматом до 20x30 см (печатать более крупным форматом можно только фотографии, снятые при чувствительности 80-100 ISO, при более высокой чувствительности шум становится слишком заметным). Камера поддерживает Exif 2.21, DPOF и протокол PictBridge, так что пользователь может напрямую с камеры выполнять печать на всех принтерах, совместимых с этим протоколом.
JPEG-SHQ; автобаланс белого, освещение лампами накаливания; режим съёмки Р.
JPEG-SHQ; автобаланс белого, освещение лампами накаливания; режим съёмки Р.
Но наше интервью с марафонцем несколько затянулось, и пора перейти от слов к делу - проверить камеру в действии.

JPEG-SHQ; баланс белого «лампы накаливания», освещение лампами накаливания; режим съёмки Р.
JPEG-SHQ; баланс белого «лампы накаливания», освещение лампами накаливания; режим съёмки Р.

Проверочный забег

Зима. Декабрь. Холодно. Пасмурно. Серое низкое небо. Света немного. Да ещё и снежок временами падает. Поэтому приходится установить чувствительность 200 ISO. И всё равно экспонометр показывает выдержку 1/30 с при диафрагме f/5,0, а устанавливать чувствительность матрицы на 400 ISO не хочется. Впору использовать штатив...

Это и пришлось сделать для первой серии тестовых съёмок, посвящённой проверке качества получаемого изображения в различных форматах записи файлов: RAW, TIFF, JPEG. JPEG проверялся в разных степенях сжатия: SHQ2 (соотношение сторон 3:2, разрешение 3072x2048 пикселов), HQ/HQ2 (3072x2304/3072x2048 пикселов); SQ1-fine/SQ1 (2592x1944/1 бООх 1200 пикселов).

В качестве объекта съёмки было выбрано здание гостиницы, хорошо видное сквозь дворовый просвет между старыми московскими домами. Зум-объектив камеры я не стал ставить на максимальное фокусное расстояние, так как выяснилось, что на максимальном зуме объектив полностью резкую картинку не даёт. Затем произвел последовательную съёмку объекта во всех возможных форматах записи. Последующая обработка RAW-файла и конвертация (в TIFF 8 бит) проводилась с помощью фирменного конвертера Olympus Master (входит в комплект) и заняла около 2 мин. Остальная работа по просмотру полученных изображений велась в Photoshop’e.

Качество съёмки в JPEG при минимальном сжатии - SHQ/SHQ2 - также оказалось на высоте, и, по моему мнению, его более чем достаточно для подавляющего большинства съёмочных ситуаций, в которых может оказаться владелец этой камеры. Любопытно, что качество JPEG-изображения при установке HQ и SQ немногим уступило качеству при меньшем сжатии, и при увеличении в программе Photoshop масштаба изображения до 150% показало вполне приемлемый результат.

Фотосъёмка неискушённым пользователем; JPEG-SHQ/HQ/SQ; установка светочувствительности авто, автобаланс белого, автофокусировка iESP, замер экспозиции ESP, авторежим встроенной вспышки.
Фотосъёмка неискушённым пользователем; JPEG-SHQ/HQ/SQ; установка светочувствительности авто, автобаланс белого, автофокусировка iESP, замер экспозиции ESP, авторежим встроенной вспышки.

Баланс белого

Вторая серия съёмок была посвящена проверке работы баланса белого. Для этого был использован белый предмет - чашка с блюдцем - и проведена серия съёмок в трёх режимах: режиме авто, с применением предустановок баланса белого и в пользовательском режиме с установкой баланса белого по образцу (этот пользовательский режим, между прочим, позволяет дополнительно проводить плавную коррекцию баланса белого с контролем результата по монитору).

Результаты этой серии показали, что автомат работает отлично при дневном освещении и при применении вспышки. При смешанном освещении наблюдается лёгкое нарушение баланса - почти незаметное при наличии ламп дневного света и заметное, но объективно не мешающее, при дневном свете, смешанном со светом ламп накаливания. При освещении только лампами накаливания автомат объективно не справлялся и сильно желтил изображение. А вот режим предустановки «лампы накаливания» дал картинку, абсолютно идентичную воспринимаемой глазом. Воспользоваться ручной установкой баланса белого мне пришлось только один раз, когда снимался сюжет с использованием трёх источников искусственного света разной мощности и соответственно разной цветовой температуры.

Макросъёмка

Третья часть «проверочного забега» была посвящена макросъёмке. Согласитесь, что знать, как камера работает в режимах макро и супермакро, жизненно необходимо для большинства будущих пользователей этого довольно продвинутого цифрокомпакта. Тем более что в обычном макрорежиме камера позволяет снимать с 8 см, а в режиме супермакро - аж с 1 см. Результат работы камеры в режимах макросъёмки оказался, по-моему, просто превосходным. Тут, как нигде, проявили себя великолепная согласованность системы объектив-матрица и, разумеется, высокое качество изготовления объектива - хроматических аберраций практически нет. Дисторсия, в отличие от работы объектива в нормальном режиме, визуально незаметна. Впрочем, из приведённых фотографий всё понятно и без слов. Качество изображения, деталировка, масштаб...

Минусов в работе камеры в этих режимах я обнаружил только три. И все они чисто конструктивные: во-первых, скорость AF настолько низка, что снимать успешно даже при хорошем освещении можно только статичные объекты — та же бабочка или стрекоза успеют трижды улететь, пока камера соблаговолит навестись на резкость; во-вторых, в режиме обычной макросъёмки устанавливать объектив на среднее или большое фокусное расстояние бессмысленно - он или не наведётся на резкость вообще, или, если увеличить расстояние между камерой и объектом съёмки, масштаб изображения будет слишком мал; в-третьих, в режиме супермакро объектив автоматически устанавливается на минимальное фокусное расстояние и блокируется; в результате для получения большого масштаба изображения приходится чуть ли не тыкаться в объект съёмки передним краем оправы; это откровенно неудобно.

Думается мне, что конструкторы камеры успешно могли бы справиться с этими недостатками, но... Но тогда это была бы цифровая камера совсем другого, более высокого класса, и стоила бы совсем иные деньги.

JPEG-SHQ, макро, 200 ISO; баланс белого «лампы накаливания»; режим съёмки Р.
JPEG-SHQ, макро, 200 ISO; баланс белого «лампы накаливания»; режим съёмки Р.

Четвёртая серия нашего с камерой забега была посвящена простой прикладной цели - определить степень визуально заметной дисторсии объектива в разных положениях зума - на минимальном фокусе, на среднем и на максимальном. Для этого был использован объект с соотношением сторон, равным соотношению сторон матрицы камеры - 4:3. 

JPEG-SHQ, супермакро, 200 ISO; баланс белого «лампы накаливания»; режим съёмки Р.
JPEG-SHQ, супермакро, 200 ISO; баланс белого «лампы накаливания»; режим съёмки Р.

Дисторсия


Камера Olympus Camedia С-70 Zoom была поставлена на штатив, и я сперва хотел точно выставить систему объект-камера по трём оптическим осям, но, посмотрев на монитор, благоразумно отказался от этой идеи. Затем была произведена последовательная съёмка трёх кадров (JPEG, SHQ) на двух крайних и одном среднем значении фокусного расстояния зум-объектива. Каждый раз расстояние от камеры до объекта выбиралось таким образом, чтобы объект занимал возможно большую площадь кадра. Описывать результат нужды нет - всё прекрасно видно на трёх прилагаемых фотоснимках.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев