+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Olympus E-300 компактная зеркалка

Olympus E-300 компактная зеркалка
(0)
Автор статьи Юрий Сахаревский.

Olympus-E-300
Новая зеркалка Olympus Е-300, анонсированная на Фотокине-2004, стала второй камерой стандарта 4/3 (Four Thirds) после модели Е-1. Одновременно появились два новых объектива для камер этой системы с ценой менее 280 $: Zuiko Digital EZ 14-45 мм f/3,5-5,6 (экв. 28-90 мм) и Zuiko Digital EZ 40-150 мм f/3,5-4,5 (экв. 80-300 мм), причём первый из них входит как штатный объектив в комплект Е-300 Kit с весьма привлекательной ценой менее 1000 $.

Уникальная особенность зеркалок Olympus Е - ультразвуковая система удаления пыли с матрицы, активизирующаяся при каждом включении камеры.

Что же нового по сравнению с моделью Е-1? Прежде всего - это 8-мегапиксельная ПЗС-матрица Kodak в качестве сенсора изображения и оптический зеркальный видоискатель системы Порро (Рогго). В последнем отсутствует привычная пентапризма - вместо неё используется система из 4 зеркал (ил. 1). В результате такого технического решения пентапризменный «горб» отсутствует, а сама камера внешним видом более похожа на компакт, нежели на обычную зеркалку. Ещё одна уникальная особенность (как и у Е-1) - ультразвуковая система удаления пыли с матрицы, активизирующаяся при каждом включении камеры, а также включаемая вручную из меню.
Olympus-E-300
Шасси корпуса выполнено из алюминиевого сплава, так же как и верхняя часть корпуса, остальное - ударопрочный пластик. Хотя высота корпуса несколько маловата для мужской руки, камера достаточно удобно лежит в руках, а обрезиненные поверхности повышают комфортность захвата правой рукой.
Управление камерой достаточно удобное, большинство оперативных настроек осуществляется отдельными кнопками в сочетании с управляющим колёси- ком. Кстати, фиксацию последнего можно было бы усилить во избежание сбоя настройки этого колёсика при случайном касании во время съёмки. Ещё одно замечание: при ношении камеры на шейном ремне этот ремень затрудняет доступ к рычажку включения/выключения камеры. Кнопка репетира диафрагмы отсутствует, однако его функцию (и ряд других функций) можно назначить программируемой кнопке ОК через меню.

Olympus-E-300
Оптический зеркальный TTL-видоискатель очень светлый, немногочисленные линии разметки не отвлекают от визирования (ил. 2), тонкоматированный экран позволяет без труда осуществлять ручную наводку на резкость, глубина резкости хорошо просматривается. Информация в видоискателе(справа за рамкой кадра) легко читается и также не отвлекает при съёмке, так как большая часть параметров появляется лишь при нажатии соответствующей кнопки, жаль только, что в видоискателе отсутствует экспозиционная шкала, так необходимая в режиме ручной установки экспозиции. В видоискателе также имеется подсветка (красная) активной точки автофокуса. Снимать в очках удобно - видно всё поле изображения плюс информация окулярного дисплея.

Ил. 1. Оптическая схема TTL-видоискателя системы Порро.
Ил. 1. Оптическая схема TTL-видоискателя системы Порро.

Очень хорош 1,8-дюймовый ЖК дисплей: яркий, чёткий, с большим углом обзора. Даже в ясный солнечный день при задней засветке работа с ним не вызывала затруднений. Кроме обычных просмотра отснятых кадров и отображения меню ЖК-монитор выполняет роль информационного дисплея в режиме съёмки (отдельного инфодисплея нет), отображая всю необходимую информацию о настройках и состоянии камеры.

Парад снеговиков на арбате
Парад снеговиков на арбате

Обширное меню камеры легко и быстродоступно, хорошо организовано, и работа с ним не вызывает каких-либо затруднений. Это меню даёт доступ к множеству функций камеры, наиболее интересными из которых представляются функции управления качеством и характером изображения: настройки резкости, контраста, насыщенности; эффекты сепии, чёрно-белого снимка, высокого/низ- кого ключа (High Key/Low Key), а также функции редактирования RAW и JPEG, очистки сенсора от пыли и функция поиска и устранения (программно) дефектных пикселов матрицы (Pixel Mapping).

Часовня на Арбатской площади. 100 ISO, F - 45 мм.
Часовня на Арбатской площади. 100 ISO, F - 45 мм.

Информация в видоискателе
Ил. 2. Информация в видоискателе

Ил. 3. Скриншот окна-браузера программы Olympus Master 1.1.
Ил. 3. Скриншот окна-браузера программы Olympus Master 1.1.

В комплекте с камерой поставляется программный пакет Olympus Master 1.1, в который входят программы для перекачки файлов на жёсткий диск компьютера, печати фотографий, индексных листов, календарей и открыток, программы архивирования, создания слайд-шоу, сшивки панорам, пересылки фото по e-mail, создания CD/DVD альбомов, браузер файлов (ил. 3) и редактор RAW-файлов (ил. 4). Редактор позволяет настроить экспозицию, баланс белого, резкость, контраст и насыщенность цвета RAW-изображений, а также осуществлять поворот и масштабирование картинок. Olympus Master 1.1 работает быстро: RAW-редактирование проходит в реальном масштабе времени, а конвертация одного RAW/ORF файла в TIFF 8 бит занимает время в пределах 3,8—4,4 с. К сожалению, в 16-битный TIFF программа не конвертирует. Тем же, кто захочет получить расширенные возможности редактирования RAW-файлов и (вероятно) более высокое качество конвертации, придётся дополнительно раскошелиться на весьма недешёвую (около 150 $) опцию - программу Olympus Studio 1.2.

Ил. 4. Скриншот окна RAW-редактора программы Olympus Master 1.1.
Ил. 4. Скриншот окна RAW-редактора программы Olympus Master 1.1.

Камера готова к съёмке через 1,8 с после включения. Включение — практически мгновенное — около 0,2 с. Выход из спящего режима - 1,2 с.
Для испытаний был предоставлен комплект Olympus Е-300 Kit: предпродажный (pre-sample) образец камеры Е-300 с объективом Zuiko Digital EZ 14-45 мм f/3,5-5,6, изготовленным в Китае.

Из трёх датчиков АФ лишь центральный — крестообразный, фокусировка по нему - наиболее быстрая, точная и уверенная. Два боковых датчика - линейные горизонтальные, их использование ограничено. Время автофокусировки по центральному датчику в широкоугольном положении зума (F = 14 мм) составило при достаточном дневном освещении 0,4-0,6 с, в помещении с лампами накаливания и в очень тёмном коридоре — до 1 с. В телеположении (F = 45 мм) автофокусировка занимала 0,4—0,8 с при дневном свете, до 1 с - при свете ламп накаливания и 2-5 с в очень тёмном коридоре, причём в последнем случае камера могла сфокусироваться только на ярких и контрастных деталях. При включении подсветки АФ импульсами встроенной вспышки уверенная фокусировка имела место в полной темноте на расстояниях примерно до 3 м.

Работа затвора и зеркала не слишком мягкая - при спуске слышен негромкий, но отчётливый «клик».
Фото 3. Нестабильная работа автобаланса белого: а) сдвиг в сторону холодных тонов, б) сдвиг в сторону тёплых тонов. Интервал между снимками 1-2 с, одинаковые освещение, выдержка и диафрагма, 100 ISO.
Фото 3. Нестабильная работа автобаланса белого: а) сдвиг в сторону холодных тонов, б) сдвиг в сторону тёплых тонов. Интервал между снимками 1-2 с, одинаковые освещение, выдержка и диафрагма, 100 ISO.

В качестве сменной памяти при испытаниях использовалась карта CF I SanDisk Ultra II ёмкостью 1 ГБ (реально 977 МБ, не менее 72 снимков RAW/ORF и не менее 159 снимков JPEG SHQ (3264x2448) максимального размера и качества).

Несмотря на скромный по нынешним временам размер буфера (всего 4 снимка любого формата), динамика съёмки вполне приличная. Время записи одного файла RAW/ORF составило 4 с, после серии из 4 снимков RAW (2,5 кадра/с) полное восстановление буфера занимало 10 с, а один следующий кадр можно было снять через 2 с после завершения серии. Одиночный кадр JPEG SHQ (3264x2448) записывался за 2 с, по завершении серии из 4 JPEG SHQ буфер освобождался через 3,6 с, один следующий снимок можно было сделать через 0,8-1 с после окончания серии и далее снимать неограниченно с интервалом 0,8-1 с, не дожидаясь полной очистки буфера. Такие динамические показатели камеры делают съёмку вполне комфортной в большинстве случаев, за исключением, разумеется, репортажной съёмки быстро меняющихся ситуаций.

Фото 4. Переулок Сивцев Вражек. 100 ISO, F = 45 мм.

Фото 4. Переулок Сивцев Вражек. 100 ISO, F = 45 мм.


Результаты испытаний представлены на фото 1-9, ил. 5 и в таблице.

Первые субъективные впечатления: отличная резкость, хорошая детализация картинок, низкий уровень шумов на 100 и даже на 200 ISO, заметный шум на 400 ISO и очень высокие шумы на 800 и особенно на 1600 ISO. При оценочном экспозамере автоматика камеры часто ведёт себя как- то странно: даже небольшая перекомпоновка кадра (особенно с яркими участками) сильно (иногда в несколько раз) меняет экспозицию; зачастую экспоавтоматика отдаёт предпочтение теням, полностью «заваливая» света изображения. Цветопередача близка к естественной в большинстве случаев, но иногда автобаланс белого проявляет нестабильность — даёт сдвиг цвета в сторону холодных либо тёплых тонов. Объектив хорошо «держит» встречный свет даже без бленды. На коротком фокусе наблюдалась небольшая (1,2%) бочкообразная дисторсия, на длинном фокусе дисторсия не обнаружена.

Olympus-E-300

Реальное разрешение в центральной части кадра определялось по снимку таблицы кольцевых мир, сделанному на чувствительности 100 ISO при фокусном расстоянии объектива F = 14 мм и оптимальной для матрицы с данным размером пиксела диафрагме 5,6 (фото 8а, б).

Абсолютное разрешение составило 70 пар линий на мм по горизонтали и вертикали, что соответствует
2422 лин/кадр (одинарных) по длинной стороне кадра и 1820 лин/кадр (одинарных) - по короткой. Таким образом, количество деталей, передаваемых без искажений, может достигать 4,4 млн.

Предельное разрешение составило 80 лин/мм (двойных) по горизонтали и вертикали, что соответствует 2768 и 2080 линиям на кадр (одинарным) по длинной и короткой сторонам кадра соответственно.

Следовательно, полное количество реально различимых деталей в кадре (включая в той или иной степени искажённые) может доходить до 5,76 млн. Это очень хороший результат для 8-мегапиксельной матрицы - эффективность использования пикселов достигает 72% (вспомним, что у первой, и очень приличной, 8-мегапиксельной камеры Sony F828 этот показатель едва достигал 53% - 3,34/4,23 млн. деталей).

Фото 6. Арбатские закоулки. 100 ISO, F - 30 мм.
Фото 6. Арбатские закоулки. 100 ISO, F - 30 мм.
Достаточно широк и динамический диапазон камеры. Измеренный по характеристическим кривым (ил. 5), он оказался одинаковым, как для нормального (установка 0), так и для низкого контраста (установка -2) и составил 2,9 D. Как видно из ил. 5, кривые для нормального и низкого контраста почти совпадают. Обращает на себя внимание очень плавный ход кривых в тенях изображения, что свидетельствует о хорошей проработке последних. Действительно, самые глубокие тени легко «раскрывались» в Photoshop’e у всех сделанных в ходе испытаний снимков. Точка среднесерого (L = 50) отстоит от самых ярких светов на 1,25/1,2 D (т.е. на 4 ступени диафрагмы) для нормального и низкого контраста соответственно, что говорит о хорошей проработке светов при правильно установленной экспозиции. Тоновая коррекция на всех представленных снимках сводилась в основном к общему повышению контраста и иногда к осветлению теней с помощью диалога Curves.

Фото 7. Храм в Большом Афанасьевском переулке. 100 ISO, F - 30 мм.
Фото 7. Храм в Большом Афанасьевском переулке. 100 ISO, F - 30 мм.

Полное количество различаемых деталей в кадре может доходить до 5,76 млн.

Цветопередача (в тех случаях, когда не «шалит» автобаланс белого) субъективно воспринимается как естественная, хорошо передаются телесные тона, цвет неба, в нейтральных тонах отсутствуют цветные примеси. Цвета RGB на снимке тест объекта IT-8.7/2-1993 (фото 9) достаточно чисты и имеют высокую насыщенность, их значения в координатах CMYK составили: R - 16C99M100Y7K; G - 77C26M100Y11K; В - 100C96M7Y4K. Хорош красный, а синий - вообще великолепен. Интересный момент: впервые в моей практике автобаланс белого в целом справился с люминесцентным освещением (!) - едва заметный остаточный зеленоватый тон легко устранялся при последующей коррекции в Photoshop’e. А вот со светом ламп накаливания успешно справились лишь ручной баланс белого и коррекция по цветовой температуре.

Фото 8: а) снимок таблицы кольцевых мир (разработка В. Горлова); 100 ISO, F = 14 мм, ft5,6; нормальный контраст (0); RAW~*TIFF; б) увеличенный фрагмент снимка а).Фото 8: а) снимок таблицы кольцевых мир (разработка В. Горлова); 100 ISO, F = 14 мм, ft5,6; нормальный контраст (0); RAW~*TIFF; б) увеличенный фрагмент снимка а).

Результаты измерений шумов камеры (величины шум/сигнал, в процентах) в каналах цветового пространства Lab представлены в таблице. Сразу бросается в глаза повышенный уровень шумов в тенях (L = 15) в канале яркости L при 100 и 200 ISO, высокий - при 400 ISO и малоприемлемый - при 800 и особенно при 1600 ISO. В последнем случае (1600 ISO) также малоприемлемы шумы в полутенях (L = 30) яркостного канала L (самая проблемная область) и почти во всём диапазоне яркостей, кроме самых ярких светов (L = 90) - в цветовых каналах а и Ь.

Сравнение с шумами другой 8-мегапиксельной камеры - Sony F828 - показывает: если при 100 ISO уровень шумов в канале яркости L примерно одинаков у обеих камер (хотя Sony имеет площадь чувствительного элемента почти в 4 раза меньшую!), то на 200 ISO в тенях и полутенях Olympus начинает уступать Sony, а на 400 и 800 ISO Sony имеет полное преимущество, особенно в тенях (до 2 раз) и полутенях. Так что с шумоподавлением разработчикам придётся ещё поработать. Здесь следует отметить ещё одну особенность: на чувствительностях 800 и 1600 ISO (иногда и на 400 ISO, но очень слабо) наблюдалась заметная полосатость изображений (мелкие и крупные полосы, параллельные длинной стороне кадра), причём сильно выраженная в канале цвета Ь, слабее — в канале а и почти отсутствующая в канале яркости L. Мы связались с московским техцентром Olympus, где нас заверили, что полосатость, равно как и нестабильность работы баланса белого, являются принадлежностью лишь предпродажных экземпляров камеры, на серийных образцах эти дефекты отсутствуют.

Значения шумов (в процентах от среднего уровня полезного сигнала) в каналах Lab при различных величинах яркости и чувствительности.
Значения шумов (в процентах от среднего уровня полезного сигнала) в каналах Lab при различных величинах яркости и чувствительности.

Следует также отметить заметный при больших увеличениях краевой эффект цветной каймы (fringing/CA), наиболее ярко выраженный в периферийных областях кадра.
Очень хорошо отработала функция подавления специфического шума на длинных выдержках Noise Reduction: на выдержке 30 с ни одного «горячего» пиксела обнаружено не было. В процессе испытаний наблюдалось вполне умеренное виньетирование картинки: в широкоугольном положении зума (f = 14 мм) оно составило около 11% при полностью открытой диафрагме (f/3,5) и 7—8% при диафрагмировании до f/8. В телеположении (f = 45 мм) зума при f/8 виньетирование порядка 10-11% и лишь при открытой диафрагме (f/5,6) достигает максимальной величины - 15%.

Работа встроенной вспышки — без особых замечаний: баланс цвета — естественный, оттенки кожи передаются хорошо. Иногда наблюдалось некоторое не- доэкспонирование кадра (редко - до - 1 EV), видимо, это тоже особенность работы экспоавтоматики предпродажного образца.

Фото 9. Снимок тест-объекта IT-8.7121993. Дневной свет, автобаланс белого, нормальный контраст (0), 100 ISO, Adobe RGB, RAW ->TIFF 8 бит.
Фото 9. Снимок тест-объекта IT-8.7121993. Дневной свет, автобаланс белого, нормальный контраст (0), 100 ISO, Adobe RGB, RAW ->TIFF 8 бит.

Энергопотребление камеры заслуживает самых высоких похвал: ёмкости полностью заряженного литий-ионного аккумулятора BLM-1 хватило на съёмку 1494 кадров (95% JPEG SHQ, 5% RAW/ORF) при комнатной температуре (около 22 °С) при 55% использовании вспышки, с 20% просмотром сделанных снимков, неоднократными форматированием карты памяти и обращением к настройкам меню. Зарядка полностью разряженной батареи BLM-1 с помощью малогабаритного, удобного и лёгкого зарядного устройства ВСМ-2 заняла 4 час. 03 мин.

В заключение хочется отметить отменную морозоустойчивость аппарата: камера отлично работала во всех режимах, не дав ни одного сбоя при температуре около —10 °С в течение 4 час. интенсивной съёмки.

Информация о ценах: официальные продажи камеры в России на момент написания статьи ещё не начались, рекомендованная производителем цена комплекта Olympus Е-300 Kit - 999 $; штатный объектив комплекта Zuico Digital EZ 1445 мм f/3,5-5,6 сам по себе стоит около 250 $.

Хочется отметить отменную морозоустойчивость аппарата: камера отлично работала во всех режимах, не дав ни одного сбоя при
температуре около -I0 °С в течение 4 час. интенсивной съёмки.

Резюме

Системная цифровая SLR-камера с надёжной конструкцией и хорошей эргономикой. Отличная резкость, хорошая детализация изображения. Хорошие тоно- и цветопередача (когда нет сбоев автобаланса белого и экспозамера). Широкий динамический диапазон. Учитывая уровень шумов, можно сказать, что профессиональная работа возможна на чувствительности 100 ISO и, пожалуй, 200 ISO. Возможна съёмка на 400 ISO, на 800 ISO - только в случае крайней необходимости, а о чувствительности 1600 ISO стоит просто забыть. Несмотря на отмеченные недостатки, камера оставляет хорошее общее впечатление. Достаточно большой выбор сменной оптики (7 зум-объективов, 3 дискретника, телеконвертер 1,4х) и аксессуаров, а также весьма симпатичная цена, несомненно, привлекут внимание опытных любителей и, возможно, части профессионалов.

Технические характеристики

Тип камеры: цифровая зеркальная камера со сменной оптикой стандарта 4/3.
Сенсор: ПЗС-матрица GRGB форм-фактора 4/3 дюйма (активная область 17,3x13,0 мм); 8,9 млн. пике.; 8,0 млн. пике, эффективных; изображение - 7,99 млн. пике. (3264x2448, 4:3); размер чувствительного элемента примерно 5,3x5,3 мкм; фильтр пространственных частот LPF; ультразвуковой фильтр для удаления пыли.
Размер изображения: 3264x2448; 3200x2400; 2560x1990; 1600x1200; 1280x960; 1024x768; 640x480.
Формат записи: RAW (ORF); TIFF; JPEG (Exif 2.2) - 3 степени сжатия; RAW + JPEG.
Сменная память: CompactFlash (CF) тип I и II, микродрайв; поддержка FAT 32.
Сменная оптика: объективы с байоне- том Zulco Digital 4/3; кроп-фактор 2х. Чувствительность: авто (100—400 ISO); 100, 200, 400 ISO, расширение - 800 и 1600 ISO.
Фокусировка: автоматическая разовая и непрерывная по одной из 3 зон, выбираемых вручную или автоматически; чувствительность 0-19 EV (100 ISO); подсветка АФ импульсами встроенной вспышки; ручная - кольцом потенциометра на объективе.
Экспозамер: оценочный (ESP), центровзвешенный, точечный (2%); экспокоррекция ±5 EV с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV; эксповилка 3 кадра с шагом 1/3, 1/2, 0,7 или 1 EV; экспопамять (АЕ Lock). Видоискатель: зеркальный, TTL, системы Порро (Рогго) с прыгающим зеркалом; 94% площади кадра; окулярная точка фокуса вынесена на 20 мм; коррекция по зрению от -3 до + 1 дптр.
ЖК-дисплей: TFT Hyper Crystal LCD; 1,8 дюйма; 134 тыс. пике.; регулировка яркости - 15 ступеней.
Затвор: выдержки 1/4000—30 с в режимах приоритета выдержки, диафрагмы, ручном; 1/4000-1 с - в режиме гибкой программы; Bulb (В); синхронизация со вспышкой - до 1/180 с, до 1/4000 с - с внешними вспышками, поддерживающими режим Super FP; автоспуск 2 или 12 с.
Баланс белого: авто, 8 предустановок, по цветовой температуре (К), ручной; тонкая настройка ±7 ступеней;автобрекетинг 3 снимка с шагом 1, 2 или 3 ступени. Используемые цветовые пространства: sRGB, Adobe RGB.
Режимы съёмки: гибкая программа, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной, 14 сюжетных программ; серийная съёмка 2,5 кадра/с - до 4 снимков в любом формате.
Встроенная вспышка: ВЧ 13;
режимы: TTL-авто, подавление эффекта красных глаз, медленная синхронизация, синхронизация по 2-й шторке, заполняющая вспышка; контроль мощности ±2 EV с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV; горячий башмак.
Режимы просмотра: одиночный кадр, мозаика (4,9 или 16 кадров), слайд-шоу, зум до 10х, съёмочная информация, показ гистограмм, индикация переэкспонированных участков изображения.
Прочее: сенсор ориентации; автоподавление шума на длинных выдержках; спецэффекты (ч/б, сепия); регулировка резкости, контраста, насыщенности, градации (High Key/Low Key); прямая печать (PictBridge, PIM II, DPOF); редактирование RAW, JPEG (только монохром); ИК дистанционный пульт управления (опция); питающая рукоятка HLD-3 (опция).
Интерфейс: USB 1.1; видеовыход (NTSC/PAL); гнездо сетевого адаптера.
Платформа: Win 98 SE/Me/2000 Pro/XP; Mac OS X 10.2 и выше.
Питание: литий-ионный аккумулятор BLM-1 (1500 мАч) + зарядное устройство ВСМ-2 (в комплекте); сетевой адаптер АС-1 (опция).
Габариты: 147x85x64 мм.
Вес: 624 г с батареей.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев


Warning: Unknown: write failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/bitrix/tmp) in Unknown on line 0