+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Olympus Zuiko Digital Zoom 7-14 мм f/4,0 - Широкая душа

Olympus Zuiko Digital Zoom 7-14 мм f/4,0 - Широкая душа
(0)
Автор статьи Дмитрий Новокрещёнов.

Именно поэтому конструкторы объективов вынуждены строить оптические системы специально для цифровой фотографии. С широкоугольными объективами возникают проблемы, но, похоже, на фирме Olympus они были решены, и появился новый сверхширокоугольный зум.
swgewrghrew.jpg
В первый момент крайние фокусные расстояния нового зума в 35-мм эквиваленте не впечатляют - всего-то 14-28 мм. Но дальнейшее осознание факта появления широкоугольного зума с высочайшими характеристиками для формата 4/3 ставит всё на свои места. Действительно, счастливые обладатели пока только двух зерка- лок нового цифрового формата («Субъективные оценки» камеры Olympus Е-1 см. в ФМ № 4‘04, камеры Olympus Е-300 - ФМ № 3‘05) могли только мечтать о сверхширокоугольной съёмке. В арсенале системы 4/3 был лишь один широкоугольный зум 22-44 мм (в 35-мм экв.). И вот - прорыв. 14-28 мм (здесь и далее по тексту для удобства фокусное расстояние оптики будет приводиться в 35-мм эквиваленте) - это весьма редкое значение для цифровых камер. Исключение - топовые цифровые зеркалки от Canon. Но цена!!! И, главное, качество...
Схема объектива
Факт, но чем шире угол объектива, тем больше «плывут» края изображений, снятых на полноразмерную (24x36 мм) матрицу. Формат 4/3 и создавался для выжимания максимального качества из матрицы благодаря оптике, специально для этого построенной. Вкратце суть проблемы в следующем - поверхность матрицы не способна воспринимать световую информацию так же, как плёнка, особенно ближе к краям. Для матрицы очень важно, чтобы свет на неё падал под углом, как можно более близким к прямому. Но, к сожалению, для 35-мм зеркалок практически невозможно строить оптику исключительно телецентрической конструкции, полностью отвечающую данным требованиям. Производство зеркалок с матрицами размером в 1,5 раза меньше малоформатного кадра лишь частично снимает проблему.
Объектив прекрасно справляется с контрастными сюжетами. При съёмке порМрёта лицо лучше располагать в центральной части кадра, где какие-либо искажения фактически отсутствуют. А нестандартная перспектива создаёт атмосферу нереальности.
Объектив прекрасно справляется с контрастными сюжетами. При съёмке портрета лицо лучше располагать в центральной части кадра, где какие-либо искажения фактически отсутствуют. А нестандартная перспектива создаёт атмосферу нереальности.

 Olympus решил на корню избавить себя от подобных проблем и разработал новый формат (подробно о системе 4/3 см. ФМ № 10‘03). Кстати, систему 4/3 формально поддержали несколько ведущих производителей оптики и цифровых камер (в частности, Fujifilm, Kodak, Panasonic), однако пока Olympus торит дорогу новому формату в гордом одиночестве (если не считать Сигму, которая выпускает три бюджетных объектива и с олимпусовским байонетом). Но надо отметить,
что труды компании на этом поприще не могут не восхищать.
При правильно ориентированной относительно линии горизонта фотокамере архитектурная съёмка может вестись без каких-либо искажений перспективы (фото вверху). Но стоит совсем немного изменить положение камеры, как перспектива в кадре меняется на нереальную (нижнее фото).
При правильно ориентированной относительно линии горизонта фотокамере архитектурная съёмка может вестись без каких-либо искажений перспективы (фото вверху). Но стоит совсем немного изменить положение камеры, как перспектива в кадре меняется на нереальную (нижнее фото).

"Мощь" нового объектива ощущаешь, уже взяв его в руки. Увесистый оптический инструмент (почти 800 граммов!) не оставляет никаких сомнений - сделано профессионалами для профессионалов! Металлическая оправа объектива дополнена встроенной пластмассовой блендой. Поверх бленды надевается прочная металлическая крышка, надёжно защищающая переднюю линзу при транспортировке. Для хранения и транспортировки отдельно от камеры в комплекте поставляется стильный мешочек из кожи и мягкого прочного материала.
Объектив отлично справляется со съёмкой против света. Паразитная засветка от прямого солнечного света минимальна, и её легко устранить в Photoshop’e.
Объектив отлично справляется со съёмкой против света. Паразитная засветка от прямого солнечного света минимальна, и её легко устранить в Photoshop’e.

Конструкция объектива пыле- и влагозащищённая. Кольца фокусировки и зумирования снабжены резиновыми накладками разных фактур. Фокусировочное кольцо имеет очень мягкий и чёткий ход. Кольцо зумирования вращается с большим усилием и чётко фиксирует выбранное фокусное расстояние. Сдвинуть его случайно, например, вращая фокусировочное кольцо, маловероятно.
Наглядный пример невероятного угла поля зрения объектива. Автор визировал кадр в окуляр видоискателя с высоты своего роста.
Наглядный пример невероятного угла поля зрения объектива. Автор визировал кадр в окуляр видоискателя с высоты своего роста.

Оптическая схема объектива впечатляет: 18 линз в 12 группах, включая две стеклянные асферические линзы (одна из которых делается из стекла с пониженной дисперсией ED), одна линза из стекла ED и две линзы из стекла Super ED.
shwrhwrher.jpg
Передняя линза весьма выпуклая, а встроенная бленда прикрывает необходимый минимум пространства, поэтому осторожность при обращении с зумом не помешает. Тем более что зачастую при макросъёмке бленда упирается в детали снимаемого объекта. И не удивительно, так как минимальное расстояние фокусировки всего 25 см, а расстояние от плоскости матрицы до крайних деталей бленды 15-16 см. Так что от передней линзы до резко отображаемого пространства примерно 10 см.
К сожалению, установка каких-либо стандартных фильтров ни с передней части, ни на заднюю часть объектива не предполагается.
Угол поля зрения 114° (фокусное расстояние 14 мм) помогает значительно расширить пространство на заднем плане.
Угол поля зрения 114° (фокусное расстояние 14 мм) помогает значительно расширить пространство на заднем плане.

Использование в конструкции асферических линз с пониженной дисперсией избавляет изображения от искажений и хроматических аберраций. Кажется, что дисторсия при таких фокусных значениях неизбежна. Но на практике она фактически отсутствует! При правильно ориентированной относительно линии горизонта фотокамере архитектурная съёмка может вестись без каких-либо искажений перспективы.

Резкость по всему полю кадра приятно порадовала. Оптика отменно передаёт цвет. Паразитная засветка от прямого солнечного света минимальна, и её легко устранить в Photoshop’e.
При компоновке кадра надо быть весьма аккуратным. Искажения к краям кадра, особенно при съёмке людей, выглядят чрезмерными. Хотя в некоторых случаях подобные «эффекты» незаменимы. На этом фото небольшая брошюра превратилась в огромную книгу.
При компоновке кадра надо быть весьма аккуратным. Искажения к краям кадра, особенно при съёмке людей, выглядят чрезмерными. Хотя в некоторых случаях подобные «эффекты» незаменимы. На этом фото небольшая брошюра превратилась в огромную книгу.

Угол поля зрения 114° (на минимальном значении зума) поможет значительно расширить пространство на заднем плане, без него нереально вести съёмку архитектуры или интерьеров в ограниченных пространствах.

Снимая подобной оптикой, надо быть весьма аккуратным в компоновке
кадра и выборе перспективы. Искажения к краям кадра, особенно при съёмке людей, могут оказаться... как бы это помягче выразиться... излишними. Далеко не каждому попавшему в кадр персонажу понравятся гипертрофированная голова с крошечными ножками или растянутая вширь физиономия. Хотя для каких-то конкретных целей подобные «эффекты» просто незаменимы.

Из дополнительных принадлежностей возможно использование телеконвертера ЕС-14.

Резюме

Объектив незаменим в репортёрской работе. Архитектурная и интерьерная съёмка с таким оптическим инструментом не составит труда, а результат порадует не только заказчика. Надёжный конструктив обещает объективу долгую профессиональную жизнь. А это немаловажно, так как система 4/3 развивается, и в скором будущем наверняка появятся новые камеры для профи. А объектив, как известно, одна из важнейших составляющих фотографии. Какой бы она ни была...
Фото автора.

Технические характеристики

Диапазон фокусных расстояний: 7-14 мм (14-28 мм в 35 мм экв.).
Оптическая схема: 18 линз в 12 группах, включая 2 стеклянные асферические линзы (в т.ч. 1 линза из стекла с пониженной дисперсией ED), 1 линза из стекла ED и 2 линзы из стекла Super ED.
Угол поля зрения: 114—75°.
Минимальная дистанция фокусировки: 25 см.
Максимальное увеличение: 0,11 х.
Минимальное значение диафрагмы: f/4.
Максимальное значение диафрагмы: f/22.
Количество лепестков диафрагмы: 7.
Размеры: 119,5 х 86,5 мм.
Вес: 780 г.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев