+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Острые приёмы

Острые приёмы
(0)

Один из таких приёмов заключается в ритмическом построении снимка. При равномерном и беспорядочном распределении элементов изображения по всей площади кадра порой можно добиться необходимого композиционного равновесия, но выделение смыслового центра при этом оказывается почти неразрешимой задачей. В таких случаях можно попытаться достичь некоторой упорядоченности изображения за счёт ритма — особой линейной структуры его рисунка. Ритмом в изобразительном искусстве называют закономерное чередование соразмерных композиционных элементов через равные промежутки. За счёт ритмического построения изображения можно добиться более ясной формы и, благодаря этому, повысить выразительность снимков. Чёткий, стройный ритмичный рисунок фотоснимка не только привлекает наше внимание, но и производит очень приятное впечатление, причём независимо от того, что на нём изображено. Особая притягательная сила ритма заключается, по-видимому, в его органической связи с нашей жизнью. Мы постоянно сталкиваемся с ритмом в природе, где он проявляется в самой разнообразной форме. Это и череда набегающих на берег волн, и созданный ветром рисунок на песке, и стройный повтор лепестков цветка, и симметричный узор на листьях растений, и многое-многое другое. Смена времён года, чередование дня и ночи, жизненные циклы живых организмов - всё это строго подчинено определённому ритму.

За счёт ритмического построения изображения можно добиться более ясной формы и, благодаря этому, повысить выразительность снимков.

«Над Северной Двиной». Довольно однообразный и пустынный пейзаж заметно оживляет тёмное изображение бакена. Небольшая тёмная деталь невольно привлекает к себе внимание, делает композицию снимка более стройной. Фото: А. Баканов.«Над Северной Двиной». Довольно однообразный и пустынный пейзаж заметно оживляет тёмное изображение бакена. Небольшая тёмная деталь невольно привлекает к себе внимание, делает композицию снимка более стройной. Фото: А. Баканов.

Не меньшую роль играет ритм и в повседневной жизни людей, в их трудовой деятельности. Но особенно наша приверженность к ритму заметна в искусстве. Поэзия, музыка, танец построены исключительно на закономерном чередовании ударных слогов, звуков или движений. Не менее ярко выражен ритм в архитектуре, которая немыслима без строгой последовательности таких её пространственных элементов, как колоннады, эркеры, оконные проёмы стен зданий, лестницы. Даже в основе целых архитектурных комплексов, включая застройку городских кварталов, как правило, лежит ритм. Может сложиться впечатление, что, если ритмические формы встречаются нам повсюду в готовом виде, роль фотографа в перенесении их в снимки не столь уж и велика. Однако это не так. Необходимы наблюдательность, умение подметить ритмическую закономерность в том или ином сюжете и образно отразить её в будущем фотоснимке. Ведь любое увиденное переносится фотографом в снимок не просто механически, а творчески и часто является композиционной основой будущего произведения.

«На Белом озере». Основой композиции этого до предела лаконичного снимка служит деталь — изображение теплохода. Если эту совсем небольшую деталь снимка прикрыть кусочком бумаги, он сразу утратит содержание, станет безжизненным, пустым. Фото: А. Баканов.«На Белом озере». Основой композиции этого до предела лаконичного снимка служит деталь — изображение теплохода. Если эту совсем небольшую деталь снимка прикрыть кусочком бумаги, он сразу утратит содержание, станет безжизненным, пустым. Фото: А. Баканов.

Понятие «ритм» обычно относят к линейному строю кадра, хотя в действительности оно гораздо шире. Ритмичность можно подметить не только в чередовании предметов, но и в последовательности светлых и тёмных пятен, в повторяемости цвета или бликов на какой-то блестящей поверхности и т.п. Ритм может быть простым, основанным на повторении однотипных и соразмерных форм, и сложным, когда повторяются не отдельные элементы, а целые их группы. Ритмический рисунок может строиться по горизонтали, вертикали, диагонали. Но в любом случае эта закономерность должна восприниматься зрителем вполне отчётливо. Обычно ощущение ритма возникает у нас при чередовании как минимум трёх-четырёх однотипных, одинаковых по размеру или подобных по форме элементов. Это чувство заметно усиливается по мере продления ритмического ряда, но следует помнить, что существует определённая граница, после которой у зрителя может возникать впечатление монотонности и как результат - заметное снижение выразительности снимков. Поэтому в построении ритмических композиций, как и во всём другом, необходимо соблюдать чувство меры. Иногда для того, чтобы как-то избавиться от утомительной монотонности чрезмерно длинного ритмического ряда, используется приём остановки ритма. Например, если изображение очень длинной лестницы перебивается обычными лестничными площадками, непрерывная последовательность ряда нарушается, и чувство монотонности исчезает.

«Строительство газопровода Газли-Урал». Для того чтобы подчеркнуть масштабность газопровода и усилить впечатление, была применена ракурсная съёмка. Срез трубы получился на снимке сильно преувеличенным за счёт того, что съёмка производилась с очень близкого расстояния. Фото: М. Альперт.«Строительство газопровода Газли-Урал». Аля того чтобы подчеркнуть масштабность газопровода и усилить впечатление, была применена ракурсная съёмка. Срез трубы получился на снимке сильно преувеличенным за счёт того, что съёмка производилась с очень близкого расстояния. Фото: /И. Альперт.

Владение ритмическими композициями увеличивает творческий потенциал фотографа, позволяет ему акцентировать внимание зрителей на главном и создавать у них необходимый ему психологический настрой. Однако не следует забывать, что сам по себе ритм не может быть самостоятельным предметом изображения, так как он не обладает никаким содержанием. Это всего лишь активная изобразительная форма, которая предоставляет фотографу хорошие дополнительные возможности для повышения выразительности своих снимков. К числу нестандартных изобразительных приёмов относится и так называемый ракурс - особый, непривычный для глаза перспективный рисунок фотографического изображения. Суть ракурса заключается в выборе такой точки съёмки, при которой близкие к объективу предметы получаются на снимке сильно преувеличенными, а удалённые предметы - непропорционально уменьшенными. Это приводит к тому, что хорошо знакомые нам пропорции фотографируемых предметов сильно изменяются, их формы как бы трансформируются, и на снимках они выглядят необычно. Ракурс - сугубо фотографический приём, и если он иногда встречается в живописи, то, вероятно, благодаря тем новшествам, какие принесла в изобразительное искусство фотография.

Ракурсная съёмка используется для усиления изобразительного эффекта, своеобразного подчёркивания той мысли автора, которую он считает главной в изображении и хочет именно на ней акцентировать внимание зрителей. Благодаря ракурсу легче выявить наиболее характерные особенности фотографируемого объекта и передать их на снимке в своеобразной выразительной форме. Так, с помощью ракурса можно подчеркнуть высоту деревьев в лесу, грандиозность архитектурного сооружения, значимость какого-либо элемента. Иногда полагают, что ракурсные снимки сделаны с перспективными искажениями. Это неверно. Хотя предметы на таких снимках действительно выглядят непривычными, перспективный рисунок на них всегда геометрически правилен. Просто это нестандартный взгляд на окружающий мир с расстояний, которые непривычны нашему глазу. Но взгляд с таких точек вполне доступен для объектива фотоаппарата, и благодаря этому у фотографов появляются новые изобразительные возможности.

Для съёмок в ракурсе обычно используют широкоугольные объективы, которые допускают съёмку с очень малых расстояний. Только при этом становится хорошо заметной разница в расстояниях от объектива до различных точек объекта съёмки, благодаря которой возникают перспективные сокращения. Нельзя получить ракурсное изображение при съёмке, например, телеобъективами, которые не дают возможности включать в кадр близко расположенные предметы. Если же съёмка ведётся с больших удалений, разница в расстояниях от отдельных точек объекта съёмки до объектива фотоаппарата настолько мала, что перспективные сокращения на снимках почти не видны. Используя ракурс в своих работах, фотографу необходимо помнить о том, что это исключительно острый изобразительный приём, а поэтому он требует очень осторожного обращения. При неумелом и непродуманном использовании ракурса вместо ожидаемого усиления выразительности может просто получиться снимок с геометрическими искажениями. И наоборот, если ракурс в снимке оправдан и полученный эффект предусмотрен заранее, можно рассчитывать на интересный изобразительный результат.

Как известно, одним из основных требований композиции является выделение в снимке главного элемента, выражающего его основную идею. При слишком большом количестве различных деталей в изображении оно может оказаться запутанным, хаотичным. Такие снимки плохо воспринимаются, так как из- за перегруженности кадра мелкими и ненужными подробностями зрителю трудно, а часто и невозможно разобраться в смысле изображённого, понять, ради чего сделан этот снимок. Поэтому одним из достоинств хорошей композиции снимка является его лаконичность. Однако излишне лаконичный снимок зачастую схематичен, скучен и неинтересен. В таких случаях нередко используют специальный приём, помогающий усилить выразительный эффект снимков. Этот приём носит название деталь. Иногда в относительно простых по содержанию снимках один-единственный и совсем небольшой элемент несёт на себе основную идею и «держит», как говорят фотографы, всю композицию кадра. Представим себе, например, фотоснимок, сделанный в открытом море с борта корабля. Если на этом снимке помимо изображения пустынного до горизонта морского пространства больше ничего нет, маловероятно, что он привлечёт к себе внимание зрителя. Пустой, скучный сюжет, который ни о чём не говорит. Но если на таком снимке вдруг появится изображение совсем небольшого плота с крохотной человеческой фигурой, размахивающей руками, общее впечатление резко изменится. Эта маленькая деталь подтолкнёт воображение зрителя, даст ему возможность почувствовать необъятность морского простора, затерянность одинокого человеческого существа в этом безбрежном пространстве и его безысходность в борьбе со стихией. В сознании зрителя невольно возникнет страшная картина кораблекрушения и всех страданий, выпавших на долю этого человека.

«Застывшая музыка». Основой изобразительного решения этого фотоснимка является ритм. Показанный фрагмент памятника архитектуры полностью построен на ритме. Повторяющимися элементами являются колонны, которые в нашем сознании ассоциируются с трубами органа. Ритмичен и рисунок лепных украшений, что придаёт сооружению нарядный вид.Фото: А. Баканов. «Застывшая музыка». Основой изобразительного решения этого фотоснимка является ритм. Показанный фрагмент памятника архитектуры полностью построен на ритме. Повторяющимися элементами являются колонны, которые в нашем сознании ассоциируются с трубами органа. Ритмичен и рисунок лепных украшений, что придаёт сооружению нарядный вид. Фото: А. Баканов.

Однако в практике фотографа такое случается не часто. Найти нужную выразительную деталь - большое искусство. Иногда совсем маленький, счастливо найденный элемент меняет весь смысл картины, создаёт у зрителя определённое настроение, придаёт снимку особое звучание. Но подобный эффект может быть получен только в лаконичных, не перегруженных деталями снимках. Лаконичность изображения сама по себе способствует повышению выразительности, но в данном случае она просто необходима. Большое значение имеет также правильный выбор места в кадре, в котором размещена эта деталь. Чаще всего таким местом является точка золотого сечения картинной плоскости - её зрительный центр.
В заключение необходимо заметить, что любой приём или своеобразная изобразительная форма не могут быть самоцелью. Они должны соответствовать содержанию снимка, быть хорошо продуманы и направлены не на достижение броского внешнего эффекта, а на более отчётливое и глубокое раскрытие темы. Описанные приёмы остры и своеобразны, и поэтому они не должны применяться слишком часто. В противном случае они неизбежно превратятся в штамп, который убивает любое искусство.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев