+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Портрет бабочки

Портрет бабочки
(0)
Автор статьи Алексей Торлов.
Макрофоторужьё в сборе.
Макрофоторужьё в сборе.

С древних времен люди восхищались красотой и изяществом I бабочек. О них слагались мифы и легенды. Например, в Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме - к счастью. Бабочки символизируют всё лучшее в жизни человека. Они воспевались многими поэтами, были предметом восхищения художников. Бабочки даже являются предметом коллекционирования: в девятнадцатом веке для пополнения коллекций новыми видами снаряжали целые экспедиции. В наше время препарированных бабочек продают как сувениры (называется это «насекомое в рамке»).

С развитием техники всё популярнее становится коллекционирование не самих бабочек, а их фотоизображений. Коллекция фотографий бабочек доставляет не меньше радости, а подчас и не меньше ценной информации, чем коллекция самих бабочек. Если, конечно, к каждой фотографии прилагается указание места, даты и времени съёмки.

У фотографа во время этой необычной охоты есть возможность наблюдать бабочек за разнообразными занятиями: лакомок, с наслаждением сосущих нектар; самцов, которые охраняют свою территорию и поджидают пролетающих мимо самок; самок, откладывающих яйца; гусениц, питающихся сочными листьями; а также врагов бабочек, поджидающих свою добычу.

Как дневные, так и ночные бабочки очень осторожны и не позволяют приближаться к себе, поэтому качественные фотографии можно получить только благодаря специальному оборудованию.
Шмель в движении. 1/90 с, f/32. Конвертер, кольцо 20 мм.Достоинства
Шмель в движении. 1/90 с, f/32. Конвертер, кольцо 20 мм.


Однако никакая современная аппаратура не заменит терпения и мастерства самого фотографа. Вот как описывает соотношение удачных снимков к количеству подходов профессиональный лепидоптеролог (специалист по бабочкам) Максим Клепиков (ФМ № 4‘02): «Далеко не каждое приближение к бабочке заканчивается нажатием спусковой кнопки. Соотношение таково, что на десять попыток приходится примерно одно нажатие. При этом лишь один кадр из десяти выходит действительно удачным. Итого - сто попыток на один удачный кадр. Если кпд вас не устраивает, то не стоит вообще браться за фотосъёмку бабочек в природе».
Чтобы уменьшить соотношение испорченных кадров к хорошим фотоснимкам, фотографы-натуралисты используют различные методы: привлекают бабочек приманками, отлавливают и помещают в холодильник, выводят бабочек из гусениц и т.д. Награда за упорство - красивые фотографии.

Фотосъёмка подвижных насекомых невозможна без применения способов макрофотографии, которая по своей сути является сложным и высокотехнологичным жанром.
Но перед тем как приступить к описанию способов фотографирования насекомых в природе, необходимо кратко объяснить, что такое макрофотография и с какими трудностями сталкивается фотограф при макросъёмке.
Достоинства и недостатки различных приспособлений для макросъёмки
«Макрофотография (от греч. macros - большой, длинный) представляет собой совокупность способов фотографирования мелких и средних по размерам объектов с небольшим (не более чем 5х) уменьшением, в натуральную величину или с увеличением не более чем 20х. Макросъёмка даёт возможность показать на снимке не только видимые, но и неразличимые невооружённым глазом детали и структуру объектов» (Энциклопедический справочник: Фотография. Минск: «Белорусская энциклопедия» им. Петруся Бровки, 1992).

Обычно макросъёмку применяют в различных областях науки (биологии, археологии, медицине и др.). Способы макросъёмки необходимы в тех случаях, когда обычная съёмка оказывается непригодной из-за слишком мелкого масштаба получаемых изображений. Для макросъёмки, в масштабе 1:1 и больше, лучше использовать фотоаппараты, позволяющие выдвигать объектив на двойное и больше фокусное расстояние. Наилучшими камерами для этих целей являются зеркальные фотоаппараты со сменной оптикой, позволяющие использовать богатый арсенал приспособлений. Фотографы, обладающие фототехникой со встроенным объективом, могут использовать насадочные линзы. Макросъёмку обычно производят с помощью удлинительных колец, раздвижного меха, насадочных линз и других устройств. Наиболее качественное изображение дают специально разработанные макрообъективы. Достоинства и недостатки этих устройств приведены в таблице.
Шашечница аталия. Сценку борьбы самцов за территорию трудно снять с близкой дистанции. Конвертер и кольцо 20 мм позволили сфотографировать эту сцену с дистанции около 2 м: 1/60 с, f/22, небольшое кадрирование в программе Photoshop.
Шашечница аталия. Сценку борьбы самцов за территорию трудно снять с близкой дистанции. Конвертер и кольцо 20 мм позволили сфотографировать эту сцену с дистанции около 2 м: 1/60 с, f/22, небольшое кадрирование в программе Photoshop.

Подробное обсуждение всех приёмов макрофотографии выходит далеко за рамки этой статьи. Поэтому некоторые особенности макросъёмки, с которыми сталкивается фотограф, я приведу как аксиомы:

1. При увеличении масштаба глубина резкого изображения стремится к нулю. Поэтому приходится предельно диафрагмировать объектив, что соответственно приводит к увеличению выдержки.
2. При съёмке с близкого расстояния оборудование может затенять объект съёмки. Не каждая вспышка может адекватно осветить объект, а кольцевая вспышка не всем по карману.
3. Плёнка высокой чувствительности тоже не на стороне фотографа, так как зерно мешает детализации снимка.

Отсюда вывод: макросъёмку лучше производить на плёнку низкой чувствительности с использованием штатива и спускового тросика. Но громоздкость оборудования ограничивает мобильность в полевых условиях.
Пестрянка клеверная. Некрупная бабочка, снятая в контровом свете и в масштабе, близком к 1,5:1. 1/60 с, f/22. Конвертер, кольцо 20 мм. Плёнка Agfachrome RSX 200.
Пестрянка клеверная. Некрупная бабочка, снятая в контровом свете и в масштабе, близком к 1,5:1. 1/60 с, f/22. Конвертер, кольцо 20 мм. Плёнка Agfachrome RSX 200.

Кроме оптических «подводных камней» фотографу-натура- листу мешают и природные: ветер и подвижность самих насекомых. Например, мы приобрели макрообъектив с фокусным расстоянием 100 мм и можем производить фотосъёмку в масштабе 1:1 с расстояния до объекта съёмки 9 см, подходим к бабочке или стрекозе на нужное расстояние, и она улетает. Можно, в конце концов, ограничиться съёмкой малоподвижных и непугливых насекомых, таких, как жуки, пауки, божьи коровки, клопы и др. Здесь можно использовать и штатные зумы, которыми комплектуются любительские зеркальные камеры, но они позволяют получить недостаточно большой масштаб изображения. Поэтому лучше использовать эти объективы с удлинительными кольцами.
Пяденица линейчатая сфотографирована ещё в движении с дистанции 1,5 м. 1/90 с, f/22. Конвертер, кольцо 20 мм. Плёнка Agfachrome RSX 200.
Пяденица линейчатая сфотографирована ещё в движении с дистанции 1,5 м. 1/90 с, f/22. Конвертер, кольцо 20 мм. Плёнка Agfachrome RSX 200.

Учитывая то, что пугливых и подвижных насекомых, к которым принадлежат бабочки, лучше фотографировать с расстояния более 50 см, то наиболее удобным оборудованием как раз будут макрообъективы с фокусным расстоянием от 180 мм. Но цена их (от 18 000 руб.) вряд ли по карману большинству фотолюбителей. Использование удлинительных колец с обычными (не макро) длиннофокусными объективами (300 мм) не даёт желаемого результата, так как прирост масштаба ничтожно мал: чтобы сфотографировать предмет в масштабе 1:1 с помощью 300-мм объектива, нужно выдвинуть его на 30 см. Набор из удлинительных колец 30 см стоит не меньше хорошего макрообъектива.
Перламутровка селена - маленькая бабочка, которая даже в масштабе 1,5:1 занимает лишь часть кадра. Конвертер, 1/60 с, f/22. Макросъёмка с рук, монопод под мышкой.
Перламутровка селена - маленькая бабочка, которая даже в масштабе 1,5:1 занимает лишь часть кадра. Конвертер, 1/60 с, f/22. Макросъёмка с рук, монопод под мышкой.

Фотографам, ограниченным в средствах, стоит обратить внимание на длиннофокусные зумы бюджетного класса, которые выпускают независимые производители фототехники (Татгоп, Sigma и т.д.). Так, используемый мной объектив Sigma AF 70300 мм f/4-5,6 DL Macro позволяет фотографировать насекомых в масштабе 1:2 с расстояния 0,95 м. Вот его технические данные: 14 линз в 10 группах, угол поля зрения 34,3-8,2°, минимальное относительное отверстие f/22—32, минимальная дистанция съёмки в режиме макро 0,95 м, предельный масштаб изображения 1:2, диаметр резьбы под фильтр 58 мм, габариты 78-119,5 мм, вес 555 г.

Бюджетный класс данного объектива подчёркивает корпус, выполненный из пластмассы. Как и все зумы этого класса, объектив представляет собой компромисс между удобством и качеством. Благодаря своей лёгкости и компактности, он может применяться в качестве запасного сменного объектива для обычной (не макро) фотосъёмки не только любителями. Особенно удобен длиннофокусный зум в туристических походах и дальних поездках.
Ленточник Камилла. Бабочка заняла весьма неудобную для фотосъёмки позицию. Сфотографирована с дистанции 1,2 м в единственно возможном ракурсе и в масштабе около 1:1, установленного при помощи кольца фокусировки объектива. 1/60 с, f/32. Конвертер, кольцо 20 мм.
Ленточник Камилла. Бабочка заняла весьма неудобную для фотосъёмки позицию. Сфотографирована с дистанции 1,2 м в единственно возможном ракурсе и в масштабе около 1:1, установленного при помощи кольца фокусировки объектива. 1/60 с, f/32. Конвертер, кольцо 20 мм.

Фотоохоту с использованием объектива Sigma AF 70-300 мм f/4-5,6 DL Macro лучше вести в режиме приоритета диафрагмы. Автофокусировку можно не отключать, но при этом нужно предварительно сфокусироваться на любом объекте, находящемся на расстоянии около 1 м от объектива. После этого можно смело подходить к бабочке и, как только она окажется в зоне резкости, нажимать на спуск. При этом надо постараться не проскочить минимальное фокусное расстояние (0,95 м). Если датчик фокусировки находится ближе этого расстояния, объектив начнёт рыскать по всему интервалу фокусировок, что неминуемо испугает насекомое.

В макрорежиме передняя линза объектива существенно выдвигается вперёд. Носить фотоаппарат с таким длинным объективом не очень удобно - он переворачивается передней линзой вниз. Для устранения дисбаланса, а также для предотвращения шевелёнки лучше использовать монопод и соответствующую штативную головку. При передвижении по пересечённой местности монопод не раздвигается в длину, при съёмке его конец прижимается к телу рукой. После первой съёмки я отказался от использования сюжетной программы макро, которой оснащён Nikon F65, из-за маленькой глубины резкости. Сейчас макросъёмку я произвожу в режиме приоритета диафрагмы или в ручном режиме установки экспозиции. Проведя несколько съёмок бабочек, я сделал вывод, что «в поле» можно использовать одни и те же параметры: выдержка - 1/90 с (выдержка синхронизации), диафрагма при применении встроенной вспышки — f/16 (оптимальная глубина резкости, достаточная для подсветки объекта маломощной вспышкой).
Малинница - очень спокойная бабочка, легко подпускающая к себе фотографа. Из-за своих маленьких размеров занимает десятую часть кадра при масштабе 1:2, который воспроизводит объектив без дополнительных приспособлений. 1/90 с, f/32. Полный кадр, съёмка с рук.
Малинница - очень спокойная бабочка, легко подпускающая к себе фотографа. Из-за своих маленьких размеров занимает десятую часть кадра при масштабе 1:2, который воспроизводит объектив без дополнительных приспособлений. 1/90 с, f/32. Полный кадр, съёмка с рук.

При использовании внешней вспышки с ведущим числом 50 для подсветки объекта и фона устанавливается диафрагма f/32. Это позволяет получить максимальную глубину резкости. Если условия освещённости ухудшаются (например, вы зашли в лес), лучше открыть диафрагму на 1 или 2 ступени. Такие параметры справедливы только для негативной плёнки, имеющей большую фотографическую широту. Обычно я пользуюсь плёнкой Fujicolor Superia 100. Для обращаемой плёнки лучше пользоваться более открытой диафрагмой или использовать плёнку большей чувствительности, например, 200 ISO.

Масштаб 1:2 подходит для фотосъёмки крупных насекомых. Таких, например, как дневные бабочки: махаон, павлиний глаз, репейница, ленточники, переливница. К сожалению, большинство насекомых средней полосы России имеют небольшие размеры и получаются на снимке, сделанном в масштабе 1:2, очень маленькими. Конечно, есть возможность откадрировать конечный снимок, например, в фоторедакторе, но тогда мы столкнёмся с проблемой увеличения фотоотпечатка. А как быть со слайдами, которые являются окончательным продуктом?

Частично в этой ситуации могут помочь удлинительные кольца, полный комплект которых вместе с объективом Sigma AF 70300 мм f/4-5,6 DL Macro позволяет достичь масштаба 1:0,8. С автофокусными камерами лучше пользоваться автоматическими кольцами фирмы Kenko, так как они имеют контакты для передачи информации от объектива к камере. Комплект состоит из трёх колец (36, 20 и 12 мм). Фотографировать зеркальными автофокусными камерами с применением удлинительных колец лучше в ручном режиме установки экспозиции и отключённым автофокусом. Для определения экспозиции желательно пользоваться TTL-экспонометром, встроенным в камеру. Если фотосъёмка проводится с внешней вспышкой, то при максимально «зажатой» диафрагме (f/32), погожим днём, выдержка устанавливается в пределах 1/45-1/60 с. При изменении освещённости в худшую сторону можно открыть диафрагму на 1 или 2 ступени.

Масштаб, создаваемый объективом Sigma AF 70-300 мм f/4-5,6 DL Macro в комплекте с набором удлинительных колец, пригоден для фотосъёмки бабочек средней величины: голубянок, медведиц, бражников, металловидок, а также других насекомых, например, крупных ос и стрекоз, а также пауков.

В фауне средней полосы России, наряду с крупными бабочками, присутствуют и более мелкие, но не менее красивые создания. Фотографировать мелких насекомых, к которым относятся микрочешуекрылые бабочки, муравьи, наездники, мухи и т.д., лучше в масштабе, превышающем 1:1. Для этого целесообразно было бы применить макрообъективы с удлинительными кольцами и насадочными линзами. Но мы уже знаем, что это увеличит количество подходов к пугливым насекомым. Чтобы не сокращать дистанцию от объектива до объекта съёмки, выгодно применить телеконвертер (оптический прибор, увеличивающий фокусное расстояние объектива). Учитывая, что стоимость телеконвертеров от производителей родной оптики сопоставима со стоимостью макрообъективов, я применяю конвертер, выпускаемый фирмой Sigma (около 4500 руб.).

Фотосъёмка подвижных насекомых невозможна без применения способов макрофотографии, которая по своей сути является сложным и высокотехнологичным жанром.
Стрекоза - трудный объект для фотосъёмки. 1,5:1. 1145 с, fl32. Съёмка с рук, конец монопода зажат подмышкой. Конвертер, кольцо 20 мм. Полный кадр.
Стрекоза - трудный объект для фотосъёмки. 1,5:1. 1145 с, fl32. Съёмка с рук, конец монопода зажат подмышкой. Конвертер, кольцо 20 мм. Полный кадр.

Телеконвертер Sigma АРО 2х ЕХ предназначен для использования с телеобъективами и телезумами профессионального класса, например Sigma AF 70-200 мм f/2,8 АРО ЕХ. Конструктивно прибор выполнен так, что оправа передней линзы входит в отверстие присоединяемого объектива. Поэтому стыковка телеконвертера с объективами, не имеющими таких отверстий, невозможна без дополнительных приспособлений, которыми могут служить удлинительные кольца. При соединении объективов, имеющих очень широкую заднюю линзу (Nikkor AF 50 мм f/1,4 D), к конвертеру их задняя линза блокируется оправой передней линзы конвертера, и фокусировка такой связкой становится невозможна. Поэтому во избежание порчи дорогостоящего оборудования от таких экспериментов следует отказаться. Зато связка «телеконвертер + набор удлинительных колец + объектив 50 мм» даёт масштаб примерно 3:1, но из-за маленького расстояния от передней линзы до объекта съёмки (около 2 см) такой способ макросъёмки приемлем только для неподвижных объектов.

Многочисленные эксперименты и пробные съёмки показали, что, используя набор, состоящий из телеконвертера Sigma АРО 2х ЕХ, объектива Sigma AF 70-300 мм f/4-5,6 DL Macro и полного комплекта удлинительных колец Kenko, можно достичь масштаба приблизительно 2:1.

Телеконвертер Sigma АРО 2х ЕХ (выпускается в вариантах для Nikon, Canon и Sigma) разработан для объективов, оборудованных фокусировочными моторами, поэтому автофокусировна невозможна с объективами, не имеющими встроенного мотора, и фотосъёмку следует производить с отключённым автофокусом.

Многочисленные эксперименты и пробные съёмки показали, что, используя набор, состоящий из телеконвертера Sigma АРО 2х ЕХ, объектива Sigma AF 70-300 мм f/4-5,6 DL Macro и полного комплекта удлинительных колец Kenko, можно достичь масштаба приблизительно 2:1. При этом практически сохраняется минимальная дистанция фокусировки около 0,9 м. Недостатком этой конструкции можно считать большое количество соединений, что приводит к усилению вибрации. Поэтому я использую только одно кольцо (обычно 20 мм).

Описанная конструкция обеспечивает следующие преимущества:

а) хорошее изображение, почти не уступающее по качеству тому, что получено при помощи профессиональной оптики;
б) возможность снимать мелких насекомых с большим масштабом и с гораздо большего расстояния, чем длиннофокусными макрообъективами;
в) возможность фотосъёмки труднодоступных объектов в макрорежиме с расстояния до 4,5 м;
г) универсальность, так как каждый элемент конструкции можно использовать в другой комбинации.

Можно сделать вывод, что предложенная конструкция, вместе с внешней согласованной вспышкой, моноподом и монопод- ной головкой, представляет собой удобный комплект для макрофотоохоты.

Фотосъёмку этим «оружием», с использованием камер Nikon F65 или F80, я произвожу в ручном режиме. Экспопараметры определяются экспериментальным путём. При этом надо учитывать то, что диафрагму экспонометр камеры определяет неправильно. Чтобы получить реальное значение диафрагмы,
показанное на дисплее число умножают на число увеличения фокусного расстояния, в данном случае на 2. Обычно я выставляю диафрагму от f/11 до f/19, что соответствует реальному значению от f/22 до f/38, а выдержку — от 1/30 до 1/90 с в зависимости от освещённости.

Перечисленные здесь аксессуары выпускаются фирмами для линеек фототехники Canon, Minolta, Nikon (Киев), Pentax (Зенит), поэтому доступны для большинства фотолюбителей. В более выгодном положении находятся владельцы зеркальных цифровых камер со сменной оптикой (Canon 300D, Nikon D70), так как они имеют матрицу меньшего размера, чем кадр 35-мм плёночной зеркалки. Для того чтобы уложить информацию, отображённую в кадре 24x36 мм, на матрицу цифровой камеры, придётся фотографировать с большей дистанции - это выгоднее при макросъёмке пугливых насекомых.

Почти все сопровождающие статью фотографии сделаны с помощью вспышки Sigma EF-500 Super, головка которой опускалась на угол -7° в стандартном TTL-режиме согласования.

По результатам, полученным при практической съёмке, можно сказать, что описанная конструкция позволяет сократить число подходов к пугливым насекомым максимум до двух. При этом в среднем один из трёх кадров получается хорошим.

Автор благодарит Максима Клепикова за помощь в определении бабочек и гусениц, изображённых на фотографиях.
Снято с помощью следующих технических средств: фотоаппарат Nikon F65, объектив Sigma AF 70-300 мм f/4-5,6 DL Macro, конвертер Sigma АРО 2х ЕХ, набор удлинительных колец Kenko. Плёнка Fujicolor Superia 100 (кроме фото пестрянки и пяденицы).

Фото автора.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев