+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

С широко закрытыми глазами

С широко закрытыми глазами
(0)
Недавно, в ФМ № 11‘04, мы писали о World Press Photo 2004, и вот в феврале нынешнего года объявлены результаты World Press Photo 2005.
За столь короткий срок в жизни конкурса не произошло радикальных перемен. Опять предъявлено рекордное относительно предыдущего года число работ. Опять из российских фотожурналистов, принимавших участие в конкурсе, победил Юрий Козырев. Всё стабильно.
«Висячие сады». Фото: Альфред Зайланд/Alfred Seiland, Австрия, журнал The New York Times. Вторая премия в номинации «Искусство и развлечения», одиночная фотография.
«Висячие сады». Фото: Альфред Зайланд/Alfred Seiland, Австрия, журнал The New York Times. Вторая премия в номинации «Искусство и развлечения», одиночная фотография.

Интернет и прессу об этом событии можно уже не читать - всё те же обвинения фотографий в жестокости и кровожадности, их авторов - в цинизме, а самого World Press Photo - в смаковании катастроф. Подобные упрёки стали сегодня хорошим тоном. Видимо, по логике возмущённых, катастрофы прекратятся, если их перестать снимать.

Во всех дискуссиях на тему World Press Photo лично для меня нерешённым остаётся пока один вопрос. Кем востребована журналистская фотография - обычными людьми, частными лицами, которые видят чуть дальше своего огорода и потому желают знать, что творится в мире, или всё-таки изданиями, за которыми, как известно, всегда стоят определённые политические силы и взгляды?
«Иранский иммигрант протестует против предполагаемых законов о политическом убежище в Голландии». Фото: Пауль Фрекер/Paul Vreeker, Нидерланды, Reuters. Вторая премия в номинации «Люди в новостях», одиночная фотография.
«Иранский иммигрант протестует против предполагаемых законов о политическом убежище в Голландии». Фото: Пауль Фрекер/Paul Vreeker, Нидерланды, Reuters. Вторая премия в номинации «Люди в новостях», одиночная фотография.

Безусловно, фотожурналист, снимая, выполняет заказ. Если прочитать, что говорит на страницах рубрики «Интервью» в этом номере фоторепортёр Жан-Клод Соэр, сорок лет жизни отдавший журналу Paris-Match, очень многое становится ясно. Каждый фотограф прекрасно знает, для какого СМИ работает. Понимает, какое издание сочтёт его фотографии хорошими. Сознаёт, где именно его снимки будут востребованы, опубликованы и оплачены. И потому - даже не будучи штатным сотрудником - осознанно или бессознательно транслирует взгляды этого издания.
«Дарфурские портреты». Фото: Адам Модель!Adam Nadel, США, Polaris Images. Первая премия в номинации «Портреты», фотосерия.
«Дарфурские портреты». Фото: Адам Модель!Adam Nadel, США, Polaris Images. Первая премия в номинации «Портреты», фотосерия.

На конкурсе же, среди тысяч изданий и агентств, главными в числе многих критериев (см. ФМ № 11‘04, интервью Владимира Вяткина о World Press Photo) остаются всё же эффектность снимка и профессионализм автора. Жюри оценивает не событие, а мастерство фотографа. Надо ли говорить, что одно и то же можно снять и плохо, и хорошо? В определении разницы профессионального уровня участников и заключается суть конкурса.
«Похороны Ясира Арафата». Фото: Раоло Пеллег- рин/Paolo Pellegrin, Италия, Magnum Photos, журнал Vanity Fair. Вторая премия в номинации «Общие новости», фотосерия.
«Похороны Ясира Арафата». Фото: Раоло Пеллег- рин/Paolo Pellegrin, Италия, Magnum Photos, журнал Vanity Fair. Вторая премия в номинации «Общие новости», фотосерия.

Профессиональный уровень World Press Photo вне сомнений, и если за годы он изменился, то только к лучшему. Что же касается «кровожадных» снимков, то пойдём путём арифметическим, простым и беспристрастным: посчитайте, так ли их много среди работ победителей? Впечатление такое, что обвинители конкурса смотрят на World Press Photo с широко закрытыми глазами. А если и открывают их, то всё равно остаются в шорах собственных убеждений, видя только то, что хотят увидеть.
«Баптистская девушка играет в баскетбол». Фото: Крисанна Джонсон/Krisanne Johnson, США, U.S. News & World Report Вторая премия в номинации «Повседневная жизнь», одиночная фотография.
«Баптистская девушка играет в баскетбол». Фото: Крисанна Джонсон/Krisanne Johnson, США, U.S. News & World Report Вторая премия в номинации «Повседневная жизнь», одиночная фотография.

Мы не стремились представить на страницах нашего журнала нарочито приукрашенную подборку. Не исключали кровавые кадры, способные опровергнуть наши доводы. Как всегда, предложили читателям то, что считаем качественным, профессиональным, интересным. Здесь достаточно юмора, природной гармонии, ярких красок и спортивных побед. Откройте глаза пошире - и смотрите.
«Женщина оплакивает родственника, погибшего во время цунами. Куддалор, Тамил Наду, Индия, 28 декабря 2004 года». Фото: Ар ко Датта/Агко Datta, Индия, Reuters.Победитель «World Press Photo of the Year 2004».
«Женщина оплакивает родственника, погибшего во время цунами. Куддалор, Тамил Наду, Индия, 28 декабря 2004 года». Фото: Ар ко Датта/Агко Datta, Индия, Reuters.
Победитель «World Press Photo of the Year 2004».

«Девочка-сирота, больная СПИДом. Южная Африка». Фото: Брент Стэртон/Brent Stirton, Южная Африка, Getty Images, Global Business Coalition Against Aids. Третья премия в номинации «Портреты», одиночная фотография.

«Девочка-сирота, больная СПИДом. Южная Африка». Фото: Брент Стэртон/Brent Stirton, Южная Африка, Getty Images, Global Business Coalition Against Aids. Третья премия в номинации «Портреты», одиночная фотография.

«Олимпийские игры. Портфолио». Фото: Дональд Миральмл./Donald Miralle, Jr, США, Getty Images. Вторая премия в номинации «Спорт», фотосерия.

«Олимпийские игры. Портфолио». Фото: Дональд Мираль-мл./Donald Miralle, Jr, США, Getty Images. Вторая премия в номинации «Спорт», фотосерия.

«Пациент психиатрической больницы». Фото: Шоб Фаруки/Shoeb Faruquee, Бангладеш, Drik Picture Library. Вторая премия в номинации «Современность», одиночная фотография.

«Пациент психиатрической больницы». Фото: Шоб Фаруки/Shoeb Faruquee, Бангладеш, Drik Picture Library. Вторая премия в номинации «Современность», одиночная фотография.

«Футбольная команда женщин племени чурубамба». Фото: Даниэл Силва Йошисато/Daniel Silva Yoshisato, Перу, France-Presse. Первая премия в номинации «Спортивный очерк», фотосерия.

«Футбольная команда женщин племени чурубамба». Фото: Даниэл Силва Йошисато/Daniel Silva Yoshisato, Перу, France-Presse. Первая премия в номинации «Спортивный очерк», фотосерия.

«Американский солдат, попавший в засаду. Ирак». Фото: Дэвид Роберт Свонсон/David Robert Swanson, США, The Philadelphia Inquirer. Вторая премия в номинации «Общие новости», одиночная фотография.

«Американский солдат, попавший в засаду. Ирак». Фото: Дэвид Роберт Свонсон/David Robert Swanson, США, The Philadelphia Inquirer.Вторая премия в номинации «Общие новости», одиночная фотография.

«Китай: производство для всего мира». Фото: Михаэль Вольф/Michael Wolf, Германия, Laif Photos & Reportagen, журнал Stem. Первая премия в номинации «Современность», фотосерия.
«Китай: производство для всего мира». Фото: Михаэль Вольф/Michael Wolf, Германия, Laif Photos & Reportagen, журнал Stem. Первая премия в номинации «Современность», фотосерия.

«Захват школы в Беслане, Северная Осетия, Россия». Фото: Юрий Козырев, Россия, журнал Time. Вторая премия в номинации «Новости с места события», фотосерия.

«Захват школы в Беслане, Северная Осетия, Россия». Фото: Юрий Козырев, Россия, журнал Time. Вторая премия в номинации «Новости с места события», фотосерия.

«Торнадо». Фото: Карстен Петер/Carsten Peter, Германия, журнал National Geographic. Первая премия в номинации «Природа», фотосерия.

«Торнадо». Фото: Карстен Петер/Carsten Peter, Германия, журнал National Geographic. Первая премия в номинации «Природа», фотосерия.

«Заплыв на 200 м вольным стилем на Пара олимпийских играх». Фото: Боб Мартин/Bob Martin, Великобритания, Sports Illustrated. Первая премия в номинации «Спорт», одиночная фотография.

«Заплыв на 200 м вольным стилем на Пара олимпийских играх». Фото: Боб Мартин/Bob Martin, Великобритания, Sports Illustrated. Первая премия в номинации «Спорт», одиночная фотография.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев