+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Seagull 4А-105 Чайка для миллиарда

Seagull 4А-105 Чайка для миллиарда
(0)

Именно это не даёт их спутать с десятками компактных или зеркальных моделей Минольт, Пентаксов, Никонов и иных знаменитых брендов, на которых после покупки при внимательном рассмотрении удаётся обнаружить тиснёную, гравированную или просто наклеенную фразу «Made in China» (или, как вариант - «Assembled in China»). Последние - продукт зарубежного, иногда только сборочного производства соответствующих великих имён, в то время как Seagull (Сигал) - что в переводе означает «Чайка» - результат производства национального.

Зачем изобретать велосипед, если вы не собираетесь обгонять на нём гоночный автомобиль или прыгать с одной горной вершины на другую? Именно так поступили китайцы, поставив лет сорок назад задачу порадовать шестую часть населения планеты прочной и надёжной камерой, простой, как сама фотография в её обнажённом виде. К началу 1960-х гг. Шанхайская фабрика фотокамер (Shanghai Camera Factory) приступила к выпуску точных или почти точных копий известных европейских аппаратов - Лейки, Хассельблада, Роллейфлекса, Агфа-Изолетте и др. Вначале выпуск был невелик - от 200 до 2000 камер каждой модели, но эти установочные партии рассматривались, видимо, как отборочная база для будущего массового производства. В 1980-х гг. аппаратура стала экспортироваться, приобретя общее имя Seagull, а производитель обзавёлся новым именем - Light Industrial Products. Разных вариантов среднеформатных Чаек можно сейчас насчитать почти дюжину, и все они - клоны надёжных и проверенных западных камер. Первая испытанная нами для этой статьи модель - Seagull 4А - относится к 1980-м гг., входит уже в группу ретро и повторяет концепцию первых Роллейфлексов, ещё не обременённых насадочными призмами, сменными экранами и зародышами электронной начинки. Это абсолютно механическая двухобъективная зеркальная камера 6x6 см на плёнку типа 120 с завидной надёжностью механизмов и некапризностью в работе. Однако все полезные механические решения для камер подобного типа она в себя уже впитала, поэтому рассматривать её как древнее ископаемое, пожалуй, не следует.

Seagull 4А, одна из моделей-предшественниц, пользовалась большой популярностью в СССР времён ускоЬения и перестройки. Её название писалось тогда иероглифами.Seagull 4А, одна из моделей-предшественниц, пользовалась большой популярностью в СССР времён ускорения и перестройки. Её название писалось тогда иероглифами.

К главным из них относятся механическая блокировка перевода плёнки до следующего кадра - одно вращение ручки и никаких красных окошечек для мучительного разглядывания номеров на ракорде - и удобная наводка на резкость большим барабаном на левой боковой стенке. Внутри барабана размещена не только шкала дистанций (иными словами, при необходимости фокусировку можно проводить по метражу), но и шкала глубины резко изображаемого пространства - тоже небесполезное изобретение, привычное по малоформатным дальномеркам. Продолжая перечислять достоинства, упомяну надёжный замок задней крышки, столь же надёжное крепление ремешка и четыре ножки, позволяющие без штатива ставить камеру на любую горизонтальную поверхность. Добавим также возможность мультиэкспозиции и удобную, одним движением открывающуюся шахту видоискателя. Эти «мелочи» вы не всегда найдёте на других камерах аналогичного класса, а в эксплуатации они обеспечивают и быстроту, и комфортность работы.

Как и обычно, объектив видоискателя при том же фокусном расстоянии более светосилен, чем съёмочный, что повышает яркость изображения при его рассматривании. Но яркость зависит ещё и от качества фокусировочного экрана, который в этой модели представлял собой обычное матовое стекло с сеткой почему-то красных вертикальных и горизонтальных полос и оставлял желать много лучшего. Изображение заметно темнело к краям, даже при хорошем освещении детали в углах разглядеть было трудно. Беда эта свойственна многим аналогичным моделям тех времён, и приписывать её именно Чайке оснований в общем нет. Шахта снабжена откидной лупой, а также может превращаться в сквозной рамочный «спортивный» видоискатель, совсем не бесполезный при съёмках детей и других подвижных сюжетов. Съёмочный объектив Науои-31 75 мм f/3,5 - просветлённый триплет с приличным качеством изображения. Это качество полностью реализуется за счёт тщательного чернения заобъективного пространства и всего трёх линз, угроза рефлексов в которых также минимальна. Каждый раз при этом мне вспоминается огорчительная недоработка отечественных Любителей, которые при столь же качественном и аналогичном по оптической схеме объективе не позволяли реализовать его достоинства из-за сильнейшего светорассеяния в за- объективном пространстве. Как мне рассказывали, отечественные умельцы пытались втиснуть в Чайковскую коробку более знаменитую и резкую оптику, но, увы, безуспешно. Причина, по их словам, была в очень точном, без всяких желательных при такой переделке допусков, изготовлении объективной панели, для которой никакой иной диаметр объектива, кроме родного, не был пригоден.

Seagull 4A-105; налицо хорошая проработка деталей в светах и тенях и большая глубина резкости при предельном диафрагмировании. «Завал» обусловлен низкой точкой съёмки. Фото: Евгений Мусияченко.Seagull 4A-105; налицо хорошая проработка деталей в светах и тенях и большая глубина резкости при предельном диафрагмировании. «Завал» обусловлен низкой точкой съёмки. Фото: Евгений Мусияченко.

Межлинзовый затвор камеры нареканий не вызывал. Набор механических выдержек от 1 до 1/300 с и В соответствует хорошим любительским моделям и отрабатывается достаточно точно. Выдержки, как и диафрагмы от 3,5 до 22, управляются двумя поводками на передней стенке, и для их установки камеру приходится поворачивать лицом к себе. Автоспуск и синхроконтакт (для всех выдержек, что присущи центральным затворам вообще) дополняют техническое оснащение. От других вариантов 4-й серии эта Чайка отличалась мелочами. Просто четвёртая модель вместо рукоятки перемотки имела барабан, камера 4В была двухформатной (6x6 и 4,5x6 см) и снабжалась менее светосильным объективом видоискателя (f/3,5 вместо 2,8), переводом плёнки по номерам кадров в красном окошке и упрощённой головкой фокусировки. Модель 4С, с теми же упрощениями, что и 4В, имела вкладыш для съёмки на перфорированную 35-мм плёнку. Камеры все были выполнены из металла, довольно тяжелы, но сделаны добро гнс и комплектовались (по крайней мере 4А) отли-гЗЗй чехлом из толстой натуральной кожи. Всем Своим обликом и даже осязательными ощущениями Seagull напоминал забывающуюся технику прошлого века без пластмасс, хилых карабинчиков и других упрощений, мало вяжущихся с понятием точного оптико-механического прибора.

Для камеры выпускались хорошая бленда и четыре фильтра, три из них - для чёрно-белой фотографии. На этом, по сути дела, описание ретро-«Чайки» можно было бы и закончить, но автор, прежде чем перейти к нашим дням, не удержался от искушения немного пофилософствовать на заданную тему. Хорошая двухобъективная зеркалка - камера отнюдь не чисто любительская. Для профессионала, уже широко пользующегося широкоплёночной аппаратурой, двухобъективная зеркалка может стать удобным дополнением к имеющейся системе, когда брать с собой «большой комплект» особой необходимости нет, а широкий кадр нужно сделать обязательно.

В чём сильные стороны двухобъективной зеркалки? Достаточно малые габариты и вес при большом и во многих случаях удобном квадратном формате кадра 6x6 см. Но более важна — особенно для работ неторопливых и вдумчивых - предельная, почти первозданная простота конструкции, гарантирующая не только надёжность, но и трудно реализуемое в других вариантах качество изображения. Что мы имеем в виду? В первую очередь - вынужденную переусложнённость современной однообъективной зеркалки, будь она малоформатной или широкоплёночной. Механизм подъёма зеркала, как бы прецизионно он ни был выполнен, всегда вызывает нежелательный «удар», шторный затвор дополняет это сотрясение. Сложнейшая оправа объективов с многочисленными движущимися элементами, автоматическими приводами диафрагм и автофокусировкой потенциально опасна люфтами, бликами и вредоносным общим рассеянием, губительно снижающим контраст снимка. А всё вместе - это потеря того блистательного качества снимка, которое теоретически гарантирует современная оптика. Как это ни прискорбно, но можно убедиться на деле, что высококачественный объектив идентичной конструкции вроде цейссовского Планара рисует на двухобъективном Rolleiflex'e, как говорили раньше, «бриллиантнее», чем на однообъективной камере того же названия. Добавьте к этому мягко работающий межлинзовый затвор с выдержками, синхронизированными до 1/500 с, и светосильную оптику видоискателя, дающего яркое, не разбавленное отвлекающими элементами изображение, прекрасное, как первозданная «картинка» на матовом стекле нашего родного Фотокора. И, наконец, как и другие чисто механические камеры с центральными затворами, двухобъективные фотоаппараты будут надёжно работать на морозе, а также без всяких батарей, по закону подлости «садящихся» в самый неподходящий момент. Иными словами - это некапризный инструмент с хорошей оптикой, полным набором выдержек и очень приемлемыми для своего формата габаритами и ценой.

Seagull 4А-105; объектив прекрасно относится и к высококонтрастным сюжетам (положительную роль здесь играют также качественное просветление оптики и хорошее чернение камеры). Ещё раз обратите внимание на резкость и её глубину. Фото: Евгении Мусияченко. Seagull 4А-105; объектив прекрасно относится и к высококонтрастным сюжетам (положительную роль здесь играют также качественное просветление оптики и хорошее чернение камеры). Ещё раз обратите внимание на резкость и её глубину. Фото: Евгений Мусияченко.

Увы, идеальной камеры всё-таки не существует - у двухобъективных зеркалок есть свои недостатки. Это заметно меньшая автоматизация и соответственно меньшая оперативность, к которым нынешний фотограф основательно привык. Существеннее принципиальные сложности со сменной оптикой, которую нужно менять целым «блоком» - вместе с центральным затвором и объективом видоискателя. Соответственно и выбор её (если она предусмотрена) несравненно меньше: три-четыре объектива умеренных фокусных расстояний, не более. Шахтный видоискатель даёт зеркальное изображение и обычно ограничивает фотографа низкими точками съёмки, а параллакс осложняет съёмку с близких дистанций. Причём эти дистанции всегда больше, чем у однообъективных зеркалок с их удлинительными кольцами, мехами и макрообъективами. Положительные насадочные линзы, впрочем, в некоторой степени снимают это ограничение. Прошла четверть века, и вот на наших прилавках появился новый завоз Чаек нового поколения. Беру одну из них, по характеристикам совершенно подобную рассмотренной ретромодели 4А, и первое, что приходит в голову, - это уже знакомые слова: «Зачем изобретать велосипед, если...»

В век стремительных изменений, когда две- три новые модели в год стали нормой чуть не для всех производителей, новая Чайка (теперь она именуется как Seagull 4А-105) выглядит почти не закостеневшей в своём прежнем совершенстве. Нет, она, конечно, немножко другая, но это немножко даже меньше чем мутации, постигшие за это время короля и родоначальника всех двухобъективных зеркалок, дорогого как ювелирное украшение Роллейфлекса 2,8G. Внешне камера стала более современной и, с моей точки зрения, более эстетичной. Полностью чёрная матовая отделка придала ей подчёркнутую благородность, роднящую с упомянутым Роллейфлексом, однако родство это всё-таки весьма далёкое. Да и трудно требовать интимной близости от изделий, различающихся по цене чуть не в 30 раз. Иероглифы названия ретромодели заменены на чёткие выпуклые хромированные латинские буквы на чёрном же фоне - единственные вместе со спусковой кнопкой и синхроконтактом контрастирующие элементы дизайна, отлично сочетающиеся с общим обликом. Снимите защитную крышку - и добавятся хромированно обрамлённые поверхности объективов с их безбрежной, почти космической глубиной многослойного просветления. Оно - одно из существенных модернизаций новой камеры в сравнении с четвертьвековой давности предшественницей. Другому принципиальному улучшению подвергся фокусировочный экран видоискателя. Он превратился в линзу Френеля с горизонтальным клином в центре, окружённом узким матовым кольцом. Результаты, что называется, видны прямо глазом - всё поле зрения до краёв стало несравненно более ярким и удобным для кадрировки и фокусировки. Однако линза Френеля - это всё-таки не чисто матовая поверхность, и образующие её тонкие концентрические окружности уступают по комфортности наводки нынешним нежнейшим экранам лазерного матирования, стандартным в однообъективных зеркалках наших дней.

Seagull 4A-105; фактически любое изображение отличается богатейшей деталировкой - даже если собственно деталей немного. Светлый объектив видоискателя обеспечивает высочайшую точность фокусировки. Фото: Андрей Шеклеин.Seagull 4A-105; фактически любое изображение отличается богатейшей деталировкой - даже если собственно деталей немного. Светлый объектив видоискателя обеспечивает высочайшую точность фокусировки. Фото: Андрей Шеклеин.

К числу полезных приобретений я бы причислил чёткое защёлкивание рычажка выдержек на каждом значении (они остались прежними: В, 1-1/300 с) и горячий башмак с центральным контактом на боковой стенке, дополняющий обычный синхроконтакт на передней. Впрочем, такое расположение башмака не показалось мне идеальным. Во-первых, большинство вспышек с поворотной головкой можно направить лишь вперёд или вбок, что не столь эффективно, как направление в потолок. Во- вторых, из-за большого диаметра и толщины барабана фокусировки вообще не всякая вспышка влезает в полозки, и к этим «не всяким» относятся многочисленные современные тиристорные автоматы. Дополнительный переходник способен помочь делу, но выглядит уже чрезмерным усложнением. Внутри камера сохранила высококачественное матовое чернение, предотвращающее падение контраста и образование рефлексов. К субъективным минусам, ослабляющим аромат отмеченных плюсов, я бы отнёс осязательное, но чёткое ощущение возрастания в конструкции роли и количества пластмасс, ушковое крепление ремня вместо прежнего более оперативного замкового (что для камеры таких размеров немаловажно) и отсутствие в комплекте футляра вообще, а из настоящей кожи - в особенности. Вообще же торговая презентация камеры приобрела ярко выраженный восточный колорит - отороченная голубым, собранным в складки шёлком глубокая (правда, картонная) коробка, в которой чёрная отделка камеры приобретает поистине подарочно ювелирное звучание.

Seagull, как пример доступной по цене двухобъективной зеркальной концепции, производит очень хорошее впечатление. Рассмотренная «сто пятая» модель двухобъективной зеркалки - типичная, но, кстати, отнюдь не единственная представительница многочисленного семейства китайских Чаек. Наш рассказ выглядел бы неполным без упоминания о других его членах. Такое упоминание имеет не просто познавательный интерес. Оно заставляет, задуматься об оптимальном варианте ассортимента и технических характеристиках аппаратуры для страны, заинтересованной в национальном производстве надёжных камер для массового фотолюбительства при наличии определённых ограничений в покупательной способности населения, огромных территориях и существенно удалённой от цивилизации глубинки, а также трудностях в создании развитой системы сервиса слишком усложнённой техники. Иными словами, эти проблемы во многом общие и для Китая, и для России, включая страны СНГ. Так вот, по моему мнению, шанхайская фирма выбрала для таких условий очень разумную стратегию, позволяющую не только удовлетворять внутренние потребности страны, но и импортировать продукцию более чем в 30 стран, включая явных лидеров вроде Японии, Германии, США и Англии, заполняя там незанятые товарные ниши. Опять-таки на мой взгляд, три обстоятельства делают китайскую продукцию в этих нишах вполне конкурентоспособной: самодостаточный и развитый ассортимент при весьма низкой цене, тщательное изготовление, вполне достаточные для среднего потребителя технические параметры. Ох, как всё это необходимо и нашей отечественной продукции, увы, так и не одолевшей до сих пор эти барьеры одновременно!

Но продолжим разговор о Чайке. Среди двухобъективных зеркалок предлагаются ещё три модели. Самая простая (4В-1) рассчитана на два формата — 4,5x6 и 6x6, но не имеет бло28 кировки транспорта плёнки, и перевод кадров производится по цифрам в красном окошечке, столь знакомом в отечественных Любителях и Москвах. В более сложных, чем 105, моделях 107 и 109 используется отличный по резкости четырёхлинзовый объектив (очевидно, типа Тессара) - сам видел безукоризненные 20- кратные (!) увеличения с негативов, сделанных на качественной чёрно-белой плёнке, т.е. отпечатки 1,2x1,2 м. Это уже вполне сопоставимо с результатами, достижимыми на самых современных широкоплёночных камерах, на порядок более дорогих, чем такая Чайка. Внесены в них и более мелкие, так сказать, косметические приятности - запор спусковой кнопки, затвор до 1/500 с, регулировка выдержек и диафрагм барабанчиками, подобными роллейфлексовским. Другая группа Чаечек - это обычные малоформатные компакт-камеры - их десяток: от простейших до автофокусных с зум-объективами вполне современного диапазона: 35-70 и 38-120 мм. Все они имеют встроенные вспышки и (что очень существенно) все простые модели питаются от общедоступных и недорогих батарей АА.

Seagull 4А-105; пример съёмки с малой дистанции. Радует пре красная передача заднего плана, его мягко размытая нерезкость при прекрасной резкости объекта съёмки. Фото: Евгений Мусияченко.Seagull 4А-105; пример съёмки с малой дистанции. Радует пре красная передача заднего плана, его мягко размытая нерезкость при прекрасной резкости объекта съёмки. Фото: Евгений Мусияченко.

Но более половины продукции фирмы относится к малоформатным однообъективным зеркалкам - увы, грозным конкурентам российским Зенитам на нашем внутреннем рынке. Этих моделей - дюжина, простых и продуманных, в общей массе соответствующих примерно уровню неавтофокусных и не пересыщенных электроникой японских моделей 1980-х гг. (вроде Minolta Х-300, Pentax К-1000 и им подобных). Половина камер — только с ручным управлением (но встроенным TTL-экспонометром), другая половина - с автоматикой экспозиции. Три модели - с механическими шторными затворами до 1/1000 или 1/2000 с (шторки, конечно, металлические), остальные - с электронными затворами такого же полного диапазона выдержек. Несменные призменные видоискатели на почти полный формат кадра (около 90% поля изображения), автоспуск, информация на светодиодах, возможности моторной протяжки, широкий диапазон чувствительностей плёнки (от 12 до 3200 ISO или 25-6400 ISO), короткие выдержки синхронизации (1/60 с у электронных и 1/125 с у механических затворов) - вот основной перечень вполне достаточных для большинства любителей возможностей, сочетающихся с очень доступной ценой. Интересно, что создатели придают большое значение внешней эстетике камер, среди которых вы найдёте и классические формы с «угловой» пентапризмой, и контуры, зализанные как у гоночного автомобиля. Камеры выпускаются на два типа старых неавтофокусных байонетов - пентаксовского РК и минольтовского MD. В этих же двух вариантах делается и очень разумная линейка сменной оптики: 17, 24, 28, 50 (включая 1:1,4), 28-70, 28-105, 70-210 мм. В оптической группе вы найдёте также прицелы и объективы для цифровых камер.

Современная фотография не мыслится без искусственного света. 8 довольно простых любительских, но не лишённых TTL-достоинств вспышек с поворотными головками, 4 студийные головки, ручные переносные осветители с галогенными лампами, вспышки, вкручиваемые прямо в патрон, и несколько разнообразных софитов основательно заполняют этот раздел. И для камер, и для осветителей существует несколько видов штативов - соответственно 23 и 8 моделей. По сути дела они также повторяют известные удачные модели от настольных малюток до студийных конструкций на колёси- ках и способны, очевидно, удовлетворить любые практические требования. Среди дополнительных аксессуаров упомянем мягкие кофры, простые и автоматические удлинительные кольца, переходные головки и светосинхронизаторы для вспышек, двукратный пятилинзовый телеконвертер, приставной виндер, фильтры. А для лаборатории - таймеры, резаки, кадрирующая рамка, глянцеватели, ламинаторы. Как видите, выбор есть, и выбор разумный.

Камеры Seagull, творение китайских рук для миллиарда китайских любителей, хорошо изготовлены механически и для такого механического качества выглядят вполне завершёнными. Впрочем, для своего уровня цены они хороши и так, причём вполне оправдали себя в серьёзных любительских съёмках, не требующих особой оперативности. Эти камеры, довольно многочисленные в недавнее время на полках комиссионных магазинов, не были по достоинству оценены нашими фотографами. В английском журнале Practical Photography (июнь 1996 г.) их отнесли к одним из лучших среди камер среднего формата по соотношению цена/качество. Девять баллов из десяти возможных удостоились вообще немногие аппараты (например, лишь один из всей серии Hasselblad’oe), причём цену китайской Чайки нельзя было назвать уж слишком низкой (в Англии в то время - 220 фунтов стерлингов). У нас она и сейчас стоит много дешевле и, поверьте, того стоит.

Редакция благодарит фирму «Фотомастерские РСУ» за предоставленную возможность испытать китайские камеры нового поколения.


В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев