+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Шоры для пейзажиста

Шоры для пейзажиста
(0)
Съёмка пейзажа - сплошные самоограничения. Начинаю всегда с выбора объекта: нельзя поднимать камеру, не зная точно, на что охотишься. Стоит только выделить из окружающего ландшафта участок планеты и задумать сделать из него красивую картинку, как неизбежно возникает необходимость провести вокруг облюбованного объекта незримую границу - будущую границу кадра.
Автор фото Георгий Розов.
Мне, как лошади на городской улице, нужны шоры, помогающие сосредоточиться на главном, не отвлекаться на «вредные» для результата красивости. Главная сложность в том, что приходится быть лошадью и кучером одновременно. Мало того, что шоры напяливаю на себя сам, так ведь их надо ещё предварительно сконструировать.

Поначалу я тратил много времени на выбор нужного объектива. Смотрел на пейзаж через нормальный объектив, потом через один широкоугольник, потом менял его на другой. Со временем этот процесс упразднился, потому что где-то в глубинах моего организма сформировались автоматические угломеры. Теперь мне уже не нужно смотреть в аппарат, шоры сами закрывают всё лишнее, ноги передвигают меня в нужную точку левее или правее от исходной, а руки устанавливают высоту штатива. При этом я уже точно знаю, с какой интенсивностью перспективные сходы будут собираться в кучку на линии горизонта и как маленькие песчаные бугорки на переднем плане вырастут и превратятся в живописные иноземные дюны.

Шоры пейзажиста экономят массу сил и времени. Последнее особенно важно. Только со стороны может казаться, что съёмка пейзажа - дело спокойное и неторопливое. На самом деле это не так. Тут, как и в репортёрской работе, очень важно оказаться в нужное время, в нужном месте, с нужной аппаратурой и нужными знаниями в голове. Время летит, шар земной крутится, солнце и луна постоянно перемещаются по небу, облака всё время меняют картину освещения, цветы норовят то открываться, то закрываться, ветер то дунет, то притихнет. Всё вокруг в движении и ничего нельзя повторить. Что не успел снять, того не снимешь никогда. Поэтому мой девиз: «Снимай сейчас!» Экономить плёнку — грех. Экономить надо силы фотографа!
Автор фото Георгий Розов.
За долгие годы «зашоренной» жизни я пришёл к глубокому убеждению, что снимать пейзаж на узкую плёнку - пустое неэкономное занятие. Товарной, полиграфически полноценной картинки с неё не получить. Есть, правда, редкие исключения - съёмка графичных чёрно-белых картинок или цветных сюжетов с крупным главным объектом, когда мелкими деталями можно пренебречь. Или ещё съёмка мягкорисующей оптикой — моноклем, к примеру. Для меня пейзаж начинается со среднего формата, с возможности наклона передней стенки камеры. Этот механизм, которым снабжены обычно камеры большого формата, позволяет получать резкость
на всю глубину кадра. Но он есть и у моего старенького Rolley SL 66, хотя и с лёгким смещением оптической оси объектива от середины кадра. Мне не нравится нерезкий передний план. Я стараюсь его избегать.
Автор фото Георгий Розов.
Мои внутренние шоры не терпят цветового хаоса. Я выбираю в окружающем пространстве такие места, в которых преобладает один цвет или одна гамма цветов. Скажем, в зимнем пейзаже - холодные тона, в закатном пейзаже - тёплые. Уже на общем выстроенном фоне могут выделяться небольшие участки с контрастирующими цветами. Особенно радуюсь, когда удаётся снять монохромный пейзаж с преобладанием множества оттенков одного цвета.
Автор фото Георгий Розов.
Бороться с цветовым хаосом помогает сама природа. Надо просто наблюдать и делать практические выводы. В серые дни краски блекнут. Туман съедает не только детали в глубине кадра, но и цвета. Тучка, набежавшая на солнце в середине дня, не только снижает контрасты освещения и цвета, но ещё и окрашивает всё вокруг в синеватые цвета неба. На рассвете и закате, когда солнцу приходится пробиваться к поверхности земли, скользя сквозь толстый слой запылённого воздуха, цвет солнечных лучей краснеет, - краснеет и всё вокруг. Природа сама гармонизирует цвета, создавая идеальные условия для съёмки цветных пейзажей.
Автор фото Георгий Розов.
Если мне и этого не хватает, я лезу в заветный кармашек кофра, где у меня хранятся фильтры фирмы Cokin. Пользуюсь в основном поляризационником и оттенёнными. Первые позволяют притемнить небо, если солнце светит справа или слева от камеры, избавиться от мешающих отражений в воде, погасить голубые блики в листве деревьев. Поляризационник может кардинально изменить настроение пейзажа, меняя его цвет.
Автор фото Георгий Розов.
Оттенённые фильтры - ещё нужнее. Без них трудно справиться с контрастами, возникающими при съёмке утром или вечером, когда небо ещё ярко освещено солнцем, а на земле уже глубокие сумерки. Серый градиентный фильтр, окрашенный постепенным переходом от совершенно прозрачной половины к почти чёрному краю, способен уровнять контрастность верхней и нижней части кадра и загнать её в рамки, ограничиваемые фотографической широтой плёнки. Свойства плёнки - тоже своеобразные шоры. Надо хорошо знать, что плёнка может передать, а чего не может.
Автор фото Георгий Розов.
Иногда этого хватает для получения эффектного кадра. «Зелёный пляж», например, я «увидел» и снял только благодаря тому, что знал, как дневная плёнка передаёт свет ртутной лампы фонаря, которую экономный электрик мне на радость повесил на пляже. Спектр таких ламп иначе как гадким не назовёшь, но когда накануне съёмки я увидел, чем освещается берег моря, я уже знал, как красиво будет сочетаться в кадре зелёный песок с розовым закатом.

Фото автора.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев


Warning: Unknown: write failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/bitrix/tmp) in Unknown on line 0