+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Скрытые возможности кадрирования

Скрытые возможности кадрирования
(0)
Мы смотрим на мир и видим его красоту в бесконечности, движении и гармонии. Человеческий взгляд фиксирует окружающее пространство широким охватом. Говоря медицинским термином, периферическое поле зрения по горизонтали (при нормальном зрении) составляет около 180°, по вертикали 110-120°, а центральное поле зрения, т.е. акцент ясности взгляда, в связи с природными возможностями глаз человека, способен зафиксировать внимание на 20-25% видимого пространства. Условно это можно показать на снимке-схеме, снятом при помощи объектива фишай, где акцент взгляда выделен прямоугольником в центре (фото 1).
На фото 2 увеличен выбранный фрагмент, где всё лишнее осталось за рамками кадра. Но в этом, видимом глазами поле можно выбрать и любой другой фрагмент, который фотографу покажется наиболее интересным и с любым другим соотношением ширины и высоты кадра.
Фото 2. Вид на Эльбрус. Центральный фрагмент, попадающий в рамки кадра при съёмке. Фото: А. Хорват.
Фото 2. Вид на Эльбрус. Центральный фрагмент, попадающий в рамки кадра при съёмке. Фото: А. Хорват.

Обычный человек, глядя на мир, не выделяет увиденное какими бы то ни было рамками. Он не кадрирует (т.е. не размещает в рамке кадра) увиденное. Его взгляд рассеивается, рассредоточивается на массе фрагментов и деталей. Кроме того, человек наблюдает всё в движении, поскольку находятся в движении зрачки его глаз, лишь на короткое время задерживая внимание на фрагментах объектов, попадающих
в его поле зрения. В то же время любая фотография или картина имеет чётко очерченные границы и в большинстве случаев это прямоугольник или квадрат.
Тренированный взгляд опытного художника отличается тем, что способен из увиденного выделить и зафиксировать сюжет в чётко очерченных рамках, условно выделяя фрагмент из общего поля зрения и представляя будущее изображение.
Фото 3. Зимний закат. Исходный снимок. Фото: А. Хорват.
Фото 3. Зимний закат. Исходный снимок. Фото: А. Хорват.

Как работает фотограф? Он смотрит внимательно через видоискатель фотоаппарата и начинает выбирать более конкретный сюжет: или при помощи зум-объектива перемещает сцену ближе или дальше, или направляет фотоаппарат левее-правее, вверх-вниз. Выбор кадра зависит от цели и задачи съёмки. Так фотограф действует всегда, будь это пейзаж, портрет, репортаж или предметный мир, если это не постановочный снимок, в котором можно заранее расставить людей, разместить предметы в рамках задуманной композиции. Но даже и в этом случае, при формировании композиции, постоянно проверяется её соответствие рамкам кадра. В репортаже или даже в съёмке природы, где всё быстро меняется, где нет возможности долгого прицела и чёткого размещения объектов в рамке кадра, приходится думать и действовать быстро. Надо стараться предугадывать возможные последующие события с тем, чтобы не опоздать. Не всегда есть время на тщательный выбор, главное - зафиксировать основное в сюжете. Лишнее можно будет убрать потом при кадрировании. Как правило, кадр, который увидел и не снял, не повторится. Поэтому, если заметил - надо снимать. Но это не значит, что надо слепо фиксировать всё, что попадает в поле зрения. Необходимо сознательно и мотивированно выбирать сюжет и размещать его в кадре.
Фото 4. Зимний закат. Результат кадрования фото 3. Фото: А. Хорват.
Фото 4. Зимний закат. Результат кадрования фото 3. Фото: А. Хорват.

Из сказанного следует, что кадрирование начинается уже при выборе сюжета съёмки и при самом фотографировании. Кадрирование происходит за счёт возможностей выбора точки съёмки и применения объективов с различными фокусными расстояниями. Но это только первый этап кадрирования, и он ограничен возможностями формата кадра и фокусным расстоянием объектива. В связи с этим уже при фотографировании необходимо стараться, чтобы задуманный, запланированный сюжет с людьми, предметами, деревьями, строениями и т.д. попал в рамку кадра. По возможности всё лишнее должно оставаться за пределами кадра. Если не удаётся исключить что-то лишнее, отвлекающее, можно просто предусмотреть возможность убрать это при последующей кадрировке. Например, при планировании съёмки пейзажа в панорамном формате на обычную камеру в кадр попадают снизу и сверху лишние фрагменты, которые при кадрировании легко отсекаются.
Фото 5. Зимний закат. Тональная доработка фото 4. Фото: А. Хорват.Фото 6. Взгляд. Портрет художника Егорова. Фото: А. Хорват.Фото 7. Взгляд. Портрет после доработки. Фото: А. Хорват.— При анализе снимка замечаешь, что в кадр попали предметы или их части, которые кажутся лишними. Их приходится удалять при кадрировании.- Технические данные фотоплёнки ограничены в возможности передать изображения с очень
Фото 5. Зимний закат. Тональная доработка фото 4. Фото: А. Хорват.

Один из простых способов тренироваться в кадрировании состоит в том, чтобы носить с собой небольшую картонную рамочку с соотношениями сторон, как у кадра плёнки, для того, чтобы рассматривать через неё снимаемый сюжет. Приближением-отдалением рамочки от глаз или перемещением в стороны выбирается оптимальный вариант. Это напоминает работу с зумом или будто подходишь-отходишь от объекта съёмки, если используется объектив с постоянным фокусным расстоянием.

Таким образом, можно добавить из общей массы увиденного фрагмент, наиболее отвечающий замыслу, и поместить его в рамку задуманной композиции. И, наоборот, по возможности исключать предметы или фрагменты, которые оказываются лишними.
Фото 6. Взгляд. Портрет художника Егорова. Фото: А. Хорват.
Фото 6. Взгляд. Портрет художника Егорова. Фото: А. Хорват.

После проявления плёнки и получения контрольных отпечатков начинается один из самых интересных этапов творческой работы над снимком. Исходный снимок без дополнительного кадрирования и корректировки при ручной печати далеко не всегда является лучшим по композиции. Причины этому могут быть разные. Вот некоторые из них.

- Всегда одно и то же соотношение высоты к ширине кадра, ограниченное стандартным размером кадра плёнки, а это не всегда может быть оправдано поставленной задачей. Очень часто пейзажный снимок может выигрывать в панорамном формате, а для другого больше подходит квадрат.
Фото 7. Взгляд. Портрет после доработки. Фото: А. Хорват.
Фото 7. Взгляд. Портрет после доработки. Фото: А. Хорват.

— При анализе снимка замечаешь, что в кадр попали предметы или их части, которые кажутся лишними. Их приходится удалять при кадрировании.

- Технические данные фотоплёнки ограничены в возможности передать изображения с очень высоким контрастом. Особенно часто это случается в пейзажных сюжетах с небом.

По возможности всё лишнее должно оставаться за пределами кадра.

Дальнейшая работа по кадрированию сводится к следующему. Опыт показывает, что целесообразно отпечатать контрольки размером 10x15 см со всех кадров, которые представляют интерес. Затем начинается кадрирование отпечатанного снимка. Здесь может возникнуть вопрос: зачем? Частично мы некоторые причины уже отметили. Но, кроме того, при работе с уже готовым изображением могут появиться новые идеи, которые могут улучшить композицию снимка.
Фото 8. Воспоминания. Исходный снимок. Фото: Л. Лотти.
Фото 8. Воспоминания. Исходный снимок. Фото: Л. Лотти.

Кадрирование можно проводить полосками в виде уголков из бумаги любого ахроматического цвета. Уголками прикрываются участки, которые кажутся лишними в данном сюжете. Этим простым способом выбирается оптимальное решение за счёт убирания ненужных частей с краёв кадра. Результат проявляется сразу же. В некоторых случаях требуемая композиция получается при прикрытии большей части фотографии.
Фото 9. Воспоминания. Промежуточный этап - небольшая коррекция деталей. Фото: А. Латти.
Фото 9. Воспоминания. Промежуточный этап - небольшая коррекция деталей. Фото: А. Латти.

Кадрированием можно придать акцент чему-то, создать динамику, изменить линию горизонта, его угол. Иногда при кадрировании меняется и общее настроение снимка. Надо помнить и о правилах золотого сечения при построении композиции. Ведь удачно созданная общая композиция снимка является одним из основных критериев хорошей фотографии. Надо только искать и не бояться резать, убирая лишнее. Бывает, и уберёшь-то чуть-чуть, и снимок в целом сразу же улучшается. И совсем не обязательно останавливаться на формате снимка, который диктует формат плёнки или фотобумаги. Не зря же говорят: ножницы - лучший друг фотографа.
Фото 12. Видение. Авторское представление сюжета. Фото: А. Майструк.
Фото 12. Видение. Авторское представление сюжета. Фото: А. Майструк.

Анализируя готовые фотоработы, убеждаешься, что на практике большинство фотографий при печати хоть чуть-чуть, но подвергаются кадрированию. Конечно, на фотопринтере это не всегда удаётся сделать. Выставочные экземпляры целесообразнее печатать ручным способом, так как он позволяет любое кадрирование.
Очень часто фотографы, особенно начинающие, боятся обрезать свой шедевр, считая его законченным. Это связано с тем, что стереотипы их мышления привязаны к формату видоискателя фотоаппарата или кадра плёнки. Также этому способствует принтерная печать в большинстве минилабов только полного кадра.
Рассмотрим теперь некоторые скрытые возможности кадрирования. Эти возможности я назвал скрытыми потому, что лишние фрагменты могут существенно отвлекать внимание и менять общее настроение снимка.
Фото 10. Воспоминания. Творческий ход автора, существенно изменивший начальный замысел. Фото: А. Латти.
Фото 10. Воспоминания. Творческий ход автора, существенно изменивший начальный замысел. Фото: А. Латти.

Поэтому начинающий фотограф должен учиться кадрировать, постоянно упражняясь, как при съёмке, так и при работе над отпечатками.
А теперь пример одной съёмки. Однажды, под вечер зимой, я проезжал за городом и увидел очень интересный закат солнца над небольшим озером. Солнце садилось за небольшой лесочек, и его лучи сквозь ветви деревьев отражались в незамёрзшей воде. Чувствовались и конец зимнего дня, и воздух, и было хорошее лирическое настроение. Я возвратился к этому месту и сделал несколько снимков. Буквально через несколько минут состояние природы изменилось. Солнце опустилось чуть ниже, лучи его уже не так отражались в воде, и всё как будто стало другим. Пейзаж совершенно изменился, но в памяти осталось впечатление от увиденного.

Потом, получив контрольки, я поначалу был разочарован, так как ожидаемого результата не оказалось. Интерес к этому кадру (фото 3) на некоторое время был утрачен. Позже я вернулся опять к этому сюжету и, посмотрев на него по-новому, применил кадрирование. Я придал ему панорамный вид, и кадр получился гораздо интереснее. Была отрезана нижняя часть снимка (берег, заросли), которая отвлекала внимание, верхняя часть неба, а также немного по бокам. Получился панорамный формат. В центре внимания оказался лес на фоне закатного солнца (фото 4). Но всё равно полученному кадру чего-то не хватало. Да и в природе по памяти было не так. Было закатное небо, был небольшой ореол над деревьями, было другое настроение. Далее, уже при ручной печати за счёт цветовой и временной корректировки, у меня получилась совершенно новая фотография (фото 5). При ручной печати после основной засветки сюжета я изменил цветовую корректировку в сторону красно-коричневого тона и допечатал ореол над лесом.

Посмотрите теперь на фото 3 и 4 и на окончательный вариант на фото 5. Разница существенная!
Рассмотрим ещё один пример кадрирования - «Портрет художника Егорова». Сделав контрольные отпечатки, я, как всегда, начал просматривать возможные варианты придания снимку большей выразительности. В изначальном снимке мне некоторые элементы показались лишними. Они отвлекали внимание (фото 6). Такими элементами мне казались обрезанное ухо, пространство над головой, да и линия глаз художника была почти посередине. В снимке отсутствовали какое-то единство и гармоничность. Поэкспериментировав с полосками белой бумаги, прикрывая части фотографии и кадрируя её, я остановился на варианте, показанном на фото 7.
Фотограф Леонид Латти, работая над портретом девушки, показывает, насколько можно изменить в целом представление о конечном варианте снимка. На фото 8 показан исходный снимок, который после незначительного кадрирования приобрёл немного изменённый вид (фото 9). В данном случае портрет смотрится более цельным и законченным, хотя убрано совсем немного. Автора это не устроило, и он после экспериментов в кадрировании и печати выбрал вариант, представленный на фото 10. В этом случае остался лишь фрагмент от исходного снимка. Тем не менее снимок получился более загадочным и художественным. Автор при печати во время экспонирования сделал незначительный сдвиг бумаги, в результате чего снимок получился более гра- фичным.
Фото 13. Утренняя тишина. Исходный снимок. Фото: А. Хорват.
Фото 13. Утренняя тишина. Исходный снимок. Фото: А. Хорват.

Простой, но интересный вариант кадрирования фотографии сюжета с очками предложил фотограф Александр Майструк. Тема его работы называется «Видение», и вот как он поясняет её содержание. Очки символизируют наш взгляд на окружающие нас мир и вещи. Очки расположены на фотокартинке лазерного импульса. А сам импульс в природе настолько короткий, что уловить его человеческий взгляд не в состоянии. Автор пытается показать, что импульс символизирует все те вещи, процессы, явления, которые мы просто не видим, но они присутствуют в нашей жизни. На фото 11 снимок дан без кадрирования. Далее, экспериментируя, автор убрал лишнее пространство сверху и снизу и с целью придания динамики сюжету сделал рамку с острыми углами, как бы снизу вверх (фото 12).
Фото 14. Утренняя тишина. Казалось бы, незначительное изменение положения границ кадра делает эту фотографию более аккуратной и законченной. Фото: А. Хорват.
Фото 14. Утренняя тишина. Казалось бы, незначительное изменение положения границ кадра делает эту фотографию более аккуратной и законченной. Фото: А. Хорват.

Во время съёмки природных сюжетов можно не всегда чётко успеть выстроить композицию. Например, при восходе солнца всё быстро меняется. Хотя это и каждодневное событие, оно тем не менее неповторимо. На фото 13 зафиксирован такой сюжет с лодкой на заливе лимана. Тихая вода, отражение диска солнца в виде цветной дорожки и лодка. Но при анализе исходного снимка видно, что слева оказывается лишнее пространство. Вертикаль солнца и линия его дорожки не вписываются в условную линию золотого сечения. Кроме этого, горизонтальная линия лодки с правой стороны и едва просматриваемая линия горизонта чуть-чуть подняты вверх, что в данном случае нарушает статичность сюжета. Убрав немного слева и выровняв горизонталь снимка, т.е. немного уравновесив объекты, я получил фото 14. Изменения незначительные, но композиционно оправданные: теперь чувствуется больше утренней тишины, спокойствия, да и объекты между собой стали более взаимосвязанны.

В процессе кадрирования можно найти интересные решения, которые раньше, может, даже и не предполагались. Например, художники почти всегда делают эскизы, зарисовки, сравнивают их, ведя поиск композиционного решения. В фотографии также надо стремиться делать нечто похожее. Это могут быть различные варианты съёмки сюжета и затем различные варианты кадрирования. Даже в уже готовой, вроде бы нормальной фотографии по привычке просматриваешь новые варианты кадрирования, которые часто приводят к удачному решению.

Теперь подведём небольшой итог - зачем же мы кадрируем:

для создания задуманной композиции, для придания сюжету или отдельным предметам динамичности, движения или, наоборот, статичности,
для акцентирования внимания на отдельных частях, предметах,
для налаживания связей между объектами в кадре,
для удаления лишних фрагментов, предметов, участков сюжета,
для изменения пропорций формата снимка,
для размещения объектов на определенном расстоянии от края рамки снимка.

 В целом же при помощи кадрирования можно создать и поменять общее настроение
сюжета. Можно найти несколько разных вариантов представления исходного кадра, которые будут разными, но по-своему интересными. Однако в любом случае кадрирование должно быть мотивированным.

В заключение хочется процитировать Сент-Экзюпери, который писал: «Совершенство - это не тогда, когда нечего добавить, а тогда, когда нечего убрать». Все элементы изображения в результате должны нести определённую смысловую нагрузку. Проверить это очень просто. Прикройте что-то на снимке и подумайте.
Поэтому я рекомендую иногда просматривать сделанные ранее снимки, чтобы свежим взглядом попытаться увидеть в них что-то новое и, возможно, по-другому скадрировать. Ведь без овладения навыками точного кадрирования невозможно научиться делать хорошие фотографии.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев