+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Теневая сторона

Теневая сторона
(0)
Начав фотографировать, уже трудно остановиться, этот процесс захватывает. Обычно он начинается в семейном кругу: постановочные и случайные портреты родных, фотографии событий, забавные снимки друзей, виды на память...
Фото 2.
Эта статья для тех, кто начал осваивать азы фотографического мастерства, почувствовал «зрительский» интерес к своим работам и пробует удержать его. Сегодня речь пойдёт о том, как не позволить случайным теням помешать вашим творческим замыслам.

На фотографиях часто присутствуют тени. Грубая, плотная, она может испортить впечатление от снимка. Тогда как уместная, изящная, гибкая - подчеркнуть особенности, выявить фактуру, передать объём. Тень может и убить снимок, и подарить ему жизнь. Знание свойств теней, умение использовать их для воплощения своих идей очень важны для построения грамотной фотографии.

Портрет

Фото 3.
Если вы решили снимать портрет, то основной объект в вашем кадре - человек. И главная ваша задача (если только вы не фотографируете на паспорт) - запечатлеть его настроение, уловить характерную для него мимику, выражение его лица и глаз. А для этого необходимо каждый раз искать правильное освещение, поскольку удачный свет способен подчеркнуть взгляд, сохранить естественность линий, а неверный - до неузнаваемости изменить знакомые черты.
Портрет по-разному будет смотреться в зависимости от того, когда вы фотографируете (время съёмки, погодные условия), где вы снимаете (в помещении или на открытом воздухе), как освещён объект.

При портретной съёмке крайне часто неудачные результаты получаются при использовании направленного света. Если объект съёмки освещается спереди - на фотографии будет плоское, бестеневое лицо, если сбоку — лицо получится очень контрастным (одна часть лица будет слишком тёмной, другая — слишком светлой). Прямой свет сверху или снизу может резко изменить пропорции лица, а освещение сзади даст на снимке лишь тёмный силуэт. Конечно, такие варианты освещения можно осознанно использовать для получения особых художественных эффектов. Но при обычной съёмке их надо избегать.
Собираясь фотографировать человека, прежде всего решите, с какой целью вы его снимаете. И если вы стремитесь снять его достоверно и естественно, то, выбирая место и условия съёмки, помните:
Фото 4.
1. Необходимо дождаться наиболее выгодного освещения или создать его.
Если вы снимаете портрет в яркий солнечный день (на улице или в просторном помещении):

  • Сами располагайтесь так, чтобы солнце находилось за вами. Наиболее удачное освещение объекта - рассеянный свет, источник которого находится за спиной фотографа сверху, по диагонали.
  • Избегайте фотографировать в летний полдень. Выразительные портреты хорошо получаются при естественном освещении в утренние и вечерние часы. А для безоблачного
полудня характерен прямой жёсткий вертикальный солнечный свет. Он образует на лице глубокие тени в виде «двойных» подбородков, «орлиных» носов, причудливых морщин и впадин под глазами.
  • Чтобы ясным днём избежать грубых теней на лице фотографируемого, выбирайте моменты, когда солнце прячется за облаками. Солнечный свет в это время мягкий, тени — слабые, малозаметные.
  • Фото 5.
Пример. Фото 1 сделано днём в комнате. Девушка стоит вблизи открытого окна, яркий свет направлен на её лицо сбоку. Светлая стена создаёт дополнительную подсветку и без того уже слишком светлой части лица. Одновременно тень от носа закрывает улыбку, а тень от подбородка грубо ложится на шею. Лицо в результате получилось резко контрастным.
  • Если свет очень яркий, поставьте фотографируемого в тень. Для этого подойдёт любое дерево, здание, навес, рекламный щит. Только следите за тем, чтобы тень была достаточно широкой и закрывала модель полностью.
Если вы фотографируете в помещении:
  • Днём лучше всего фотографировать у окна. При этом вы получаете возможность самостоятельно регулировать интенсивность света: если на небе нет облаков, их роль смогут выполнить лёгкие шторы.
  • Активно используйте искусственное освещение. Единственную лампу надо ставить за фотографом по диагонали, и желательно, чтобы она была с однотонным, светлым абажуром. Если в вашем распоряжении несколько ламп, вторую поставьте сбоку от модели, третью — за её спиной. В результате вы равномерно осветите лицо и отделите объект от фона. Это полностью справедливо для съёмки на чёрно белую плёнку. При съёмке в цвете надо обязательно учитывать разницу в цветовом характере источников света. На цветной плёнке в качестве искусственного света безопасно использовать вспышки. Работая с цифровой камерой, надо предварительно проверять результат смешения цветов. Часто автоматический баланс белого позволит удачно справиться со смешанным освещением.
2. В поисках лучшего ракурса фотографу надо передвигаться самому и перемещать модель.
При выборе точки съёмки:
Фото 6.
  • Следите за посторонними тенями, оказавшимися в кадре. Тени от головных уборов, очертания веток деревьев, проводов не должны падать на объект съёмки.
Примеры. На фото 2 выбран неудачный момент. Лицо модели не только контрастно освещено, но на него легла тень руки, поправляющая очки. А вот на фото 3, благодаря перемещению фотографа и выбору другой позы модели, на её лице нет теней от посторонних предметов.
  • Обратите внимание и на вашу собственную тень: она также не должна попадать в кадр.
Ш Помните, что человек — не статичный объект, необходимо каждый раз выбирать наиболее удачную для него позу.
Пример. На фото 4 модель стоит спиной к окну. Получился тёмный силуэт на очень ярком фоне. Лица практически не видно, так как оно очень слабо освещено лишь отражаемым от стен светом. Но если фотограф и модель поменяются местами: он развернётся, а она встанет вполоборота к окну, можно получить совершенно иной кадр (фото 5). Теперь лицо модели хорошо освещено: различимы черты лица, его выражение.

В том случае, если освещение или расположение окружающих предметов от вас не зависят, для сглаживания контрастов на лицах можно использовать несложные приемы: затенение слишком светлых деталей или подсветку теней объекта. Либо делать и то и другое одновременно.
Фото 7.
В помещении для ослабления света вполне подойдёт прозрачная ткань. Она должна находиться между моделью и источником света. На открытом воздухе такой же эффект дают облака.

Для смягчения теней применяют различные отражатели: белая бумага или ткань, зеркало, фольга. На открытом воздухе ярким солнечным днём роль отражателя смогут выполнить светлые стены зданий, зимой - сугробы и заснеженные поверхности, на реке вам поможет вода.

Мощным средством устранения теней является вспышка. Но её надо использовать осторожно: она может оказаться сильнее естественного освещения, сделать лицо плоским, исказить его, лишив деталей.
Фото 8.
Пример. Чтобы снять фото 6, фотограф поместил модель лицом к окну. Тюлевая штора не только помогла смягчить солнечный свет, она также позволила модели открыто смотреть на источник света. Благодаря этому лицо осветилось равномерно, был сохранен естественный тон лица, подчёркнут цвет глаз. Для того чтобы придать взгляду большую выразительность, был использован отражатель из белого листа бумаги. Его расположили слева над фотоаппаратом, под углом по отношению к окну и к модели. Он отразил солнечный свет и зажёг искорки в глазах. Белый треугольничек блузки несколько компенсирует тень от подбородка. А тёмный фон аккуратно выделил овал лица.

Подобрав освещение и исключив из кадра лишние детали, мы получили в итоге живое лицо.

ПЕЙЗАЖ

Пейзаж — один из самых распространённых и любимых видов съёмки. Но пейзаж — это не только красивые виды, это сюжет, который надо создавать. Приходится также определять место съёмки и дожидаться подходящего освещения. Ведь облик местности так сильно меняется в зависимости от погоды, времени суток или сезона.
Съёмка природы в пасмурную погоду имеет свои особенности. Солнце в это время находится за более или менее плотными облаками. Освещение рассеянное, оно не образует на объектах резких и глубоких теней, освещает предметы со всех сторон. Отсутствие контрастов на снимке создаёт впечатление монотонности, однообразия. Цвета кажутся блёклыми, невыразительными. Объекты на снимках обычно получаются плоскими.

Пейзаж - это не только красивые виды, это сюжет, который надо создавать.

Пример. Фото 7 сделано днём в пасмурную погоду. Солнце закрыто облаками. Бульвар освещён равномерно. Деревья, скамейки практически не имеют теней. Их детали выявлены плохо.
Фото 9.
Для съёмки большинства сюжетов на натуре наиболее благоприятной является солнечная погода, когда направленный свет хорошо выявляет объём предметов, подчёркивает их фактуру. В течение дня освещённость объектов зависит от положения солнца над горизонтом. Чем ниже находится солнце, тем длиннее тени, и, наоборот, при зенитном полуденном положении солнца тени укорачиваются. Но зимой в наших широтах, особенно посевернее, солнце не поднимается высоко над горизонтом.

Пример. На фото 8 показан вид бульвара солнечным утром. Снимок сделан в тени дерева против солнца. Все деревья, фонари, люди оказались в контровом свете: перед нами их силуэты, множество тёмных линий. А фото 9 снято через несколько секунд. Фотограф лишь развернулся на 180°. Солнце, находящееся за его спиной, наполнило бульвар светом. Взгляд теперь задерживается на хорошо различимых деталях предметов. Подробно можно разглядеть кору деревьев, рисунок ножки скамейки, цвет перьев птицы. Длинные тени, попавшие в кадр, смотрятся естественно, поскольку являются частью существующего ряда других элементов изображения.

Архитектура

Фотографируя архитектурные объекты, определите, снимаете ли вы их как часть пейзажа, или ваша задача — воспроизвести их внешний вид.
В первом случае вы будете обращать основное внимание на то, как сочетается здание с окружающей природой. Не смотрится ли оно слишком громоздко, не перекрывает ли тень от него что-нибудь более значимое. Здание в данном случае - лишь деталь общей картины.
Фото 10.
Если же вы выбрали основным объектом внимания само здание, то в первую очередь вам надо будет определить, в какое время суток солнце освещает его самым интересным, выигрышным образом, подчёркивая его формы и рельефы, с какой стороны при этом лучше всего производить съёмку.

Пример. Фото 10 сделано вечером. Снимок очень неудачно скадрирован: его треть занимает участок земли с длинными тенями деревьев и силуэтом фотографа. Ствол дерева справа тёмной жирной линией перечеркнул кадр, а одноэтажный домик оказался освещён лучше башни. Но если воспользоваться зумом или подойти поближе к крепости, можно совсем иначе оформить снимок. Если исключить из кадра «лишнюю» землю, оставить лишь дорожку вдоль стены, убрать лишние дерево и дом, мы получим гармоничный кадр (фото 11). Теперь взгляд сразу находит на снимке его смысловой центр, постройка хорошо выделена на фоне ясного неба. Мы видим, что вечерний свет окрасил стены в тёплые тона и подчеркнул объём здания, вокруг окон-бойниц стал хорошо заметен рисунок, а силуэты деревьев на фасаде только усилили ощущение устойчивости и надёжности.
Фото 11.

Предметная съёмка

При съёмке натюрмортов или при макросъёмке в первую очередь надо подумать об освещении. Если вы снимаете в помещении, подобрать подходящий свет не составит большого труда. В вашем распоряжении и солнечный свет, и лампы, и свечи, и различные отражатели... Но при их использовании следует помнить:
  • Предмет или предметы, которые вы снимаете, практически всегда будут занимать всё пространство кадра, поэтому, чем внимательнее вы подберёте освещение, тем подробнее будут видны их детали.
Фото 12.
Пример. При съёмке фото 12 источник света был расположен над цветком. Перед нами пример контрового освещения: чёрный стебель, тёмные, плохо проработанные детали растения. Переместив лампу, фотограф осветил детали цветка и получил несколько более удачный кадр (фото 13).
  • Если же вы снимаете цветы или насекомых на улице, то основное внимание уделяйте положению фотоаппарата. Ищите такое, при котором тени хорошо расположатся на объекте.
  • Снимайте тёмные объекты на светлом фоне и, наоборот, светлые на чёрном или сером. Это позволит выделить контур объектов.
  • Поскольку вы располагаетесь близко к объекту съёмки, следите за тем, чтобы не заслонить источник света своим корпусом, посторонними предметами или фотоаппаратом.
  • Предметы не следует располагать перед направленным светом. Открытая, рядом расположенная лампа даст контрастное освещение, часть предмета будет ярко освещена, а другая - получится тёмной. Это исказит его форму.
  • Освещать предметы лучше всего рассеянным светом, чтобы равномерно выделить детали. А чтобы подчеркнуть их форму, полезно использовать отражатели.
Фото 13.
Подсвечивать тёмные участки предмета нужно и при съёмке на открытом воздухе. При макросъёмке на природе в качестве отражателя используйте зеркало, фольгу, белую бумагу. Обычный лист сможет стать и хорошим фоном, и защитой от ветра.


Тень может и убить снимок, и подарить ему жизнь.

Подобрать освещение сложнее, если вы снимаете не статичный, а живой объект. Чтобы не спугнуть его, применяйте зум и следите, чтобы ваша тень не оказалась в кадре.

Пример. На фото 14 кувшин поместили на подоконнике так, что его освещённая сторона практически скрыта от фотоаппарата. Перед нами тёмный силуэт и плотная тень.
Фото 14,15,16
На фото 15 кувшин освещён получше. Сочетание тёмных и светлых участков на стеклянной поверхности уже хорошо передаёт объём предмета. На светлом фоне чётко выделяется его силуэт. Ветки растения имеют золотистый оттенок. Но фотограф неудачно выбрал точку съёмки: в кадр попала тень его руки. Да и тень от самого кувшина и яркие блики на нём не позволяют считать этот кадр удачным.

Во время дальнейшей съёмки (фото 16) фотограф переместился несколько правее и дождался момента, когда солнце спряталось за облаками. В результате в кадр не попали лишние тени, собственная тень кувшина стала менее заметной. Вместо грубоватых бликов мы видим на поверхности интересное отражение веток, подчёркивающее материал, из которого сделан кувшин.

Итак, больше внимания к теням! Неуклюжая, громоздкая тень, которая возникала в кадре ненужным пятном, постепенно станет дружелюбной и ласковой. Со временем вы почувствуете, что можете управлять ею, и она превратится в вашего надёжного помощника.
Фото автора.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев