+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Цифровая зеркальная камера Pentax *ist D

Цифровая зеркальная камера Pentax *ist D
(0)
Автор статьи Александр Филонов.
Что касается цифрового шума, тут камера ведёт себя выше всяких похвал: артефакты начинают проявляться лишь при чувствительности 800 ISO.
Что касается цифрового шума, тут камера ведёт себя выше всяких похвал: артефакты начинают проявляться лишь при чувствительности 800 ISO.

Цифровую зеркальную камеру со сменной оптикой *ist D (представляющую собой цифровую версию плёночной камеры *ist) компания Pentax анонсировала ещё в феврале прошлого года, накануне РМА-2003, но серийный выпуск камеры, запланированный на июль, задерживался вплоть до октября. И наконец, уже после того, как Canon устроила «цифровой мятеж с поцелуями»2 своей камерой 300D, Pentax донесла-таки свой конструкторский изыск до массовой аудитории, и первые образчики серийной камеры уже появились в России.
Фото на разных ISO
Хотя производитель объявил камеру как «самую миниатюрную и лёгкую цифровую зеркалку», при сравнении с тем же 300D она не кажется столь уж миниатюрной, хотя чуть-чуть ниже и заметно уже конкурента. Куда сильнее бросается в глаза то, что корпус у неё выглядит более «профессионально» благодаря чёрной окраске, да сверх того выполнен отчасти из металла, что, несомненно, говорит в её пользу.
ФОТО на разных ISO
Правда, ради справедливости следует отметить, что серебристый цвет в ряде случаев всё же выгодней чёрного, особенно при работе летом на солнце: чёрный корпус нагревается куда быстрее, обеспечивая для электроники отнюдь не самые выгодные условия работы. Впрочем, несмотря на глобальное потепление, в наших широтах это обстоятельство сказывается не так уж сильно, так что можно пока им пренебречь. А поскольку задача данной статьи - отнюдь не сравнение двух упомянутых фотоаппаратов, то в дальнейшем никаких параллелей с камерой от Canon мы проводить не будем.

ЭРГОНОМИКА КАМЕРЫ

Первым делом заметно, что корпус сделан весьма продуманно, хорошо сбалансирован, покрытый рельефным пластиком наплыв с правой стороны очень легко удерживать правой рукой, а основные органы управления легкодоступны, причём большой и указательный пальцы легко дотягиваются до всех ручек и кнопок, и через час-другой работы с камерой смотреть на кнопки уже не требуется, их расположение легко запоминается. Более того, поскольку тестировать камеру пришлось в условиях русской зимы, сразу же обратило на себя внимание то обстоятельство, что с камерой очень легко работать даже в перчатках (можно и в вязаных, но предпочтительны кожаные без подкладки).
Баланс белого. Съёмка при дневном свете в пасмурный день в помещении; установки: а) авто, б) солнечно, в) тень, г) пасмурно; при свете ламп накаливания: д) авто, е) лампы накаливания. Явно видно, что пресет «лампы накаливания» рассчитан на перекальные лампы.
Баланс белого. Съёмка при дневном свете в пасмурный день в помещении; установки: а) авто, б) солнечно, в) тень, г) пасмурно; при свете ламп накаливания: д) авто, е) лампы накаливания. Явно видно, что пресет «лампы накаливания» рассчитан на перекальные лампы.

Байонет К открывает для российского пользователя совершенно неожиданную возможность: использовать объективы, казалось бы, совершенно для работы с этой камерой не предназначенные, а именно - отечественные Гелиосы и Индустары, и не только с байонетом К, но и с резьбой М42.

Весьма удобно, что камера снабжена двумя поворотными регуляторами - спереди и сзади. Так, в ручном режиме можно одновременно менять и диафрагму, и выдержку. Кнопки же спецрежимов расположены в оппозиции с соответствующими регуляторами (к примеру, для ввода экспокоррекции надо большим пальцем нажать на кнопку, а крутить передний регулятор, что вполне можно проделать одной рукой). Какой из двух регуляторов задействован в данный момент и какой параметр регулируется, показывают пиктограммы и кодовые обозначения на чёрно-белом дисплее, расположенном сверху, так что с большинством функций можно разобраться даже без инструкции.
Объектив Мир-20 (20 MMf/3,5) с резьбовым подсоединением М42 и переходником на баионет К.
Объектив Мир-20 (20 MMf/3,5) с резьбовым подсоединением М42 и переходником на баионет К.

Очень удобна и рациональна индикация в видоискателе (кстати, очень светлом, так что ручная наводка на резкость даже при очень незначительной освещённости проблем не представляет). Диоптрический регулятор остроумно упрятан под резиновый наглазник, так что его установки сбить не удастся даже при желании. Радует и наличие центрального синхроконтакта для внешней вспышки, дополняющего горячий башмак. Да и вообще, складывается впечатление, что видоискатель у *ist D лучше, чем у аналогов.

Из явных недостатков дизайна можно отметить лишь два. Во-первых, неудачный отсек для CF-карты; если камеру при выталкивании карты не наклонить влево, чтобы карта выпала в руку, извлечь её нелегко: ход толкателя невелик, а карта обращена к пользователю лицевой стороной, где буртик практически отсутствует, так что подцепить ее ногтём очень трудно. Было бы куда удобнее, если бы при той же конструкции слота карта была повернута «лицом» от пользователя. Во-вторых, слишком маленький пятипозиционный джойстик. Впрочем, будь буртик вокруг него пониже, даже малый диаметр джойстика не был бы препятствием, но поскольку ход джойстика довольно значительный (что хорошо), с отчётливо ощущаемым щелчком, палец иногда упирается в буртик, и дожать джойстик до срабатывания с первого раза не удаётся.

КАМЕРА В РАБОТЕ

wegwegwg444.jpg
Тестирование проводилось с объективом SMC Pentax-FA 20-35 мм. Несмотря на короткое фокусное расстояние, коэффициент кратности для перевода в 35-мм эквивалент составляет 1,5х, т.е. на широкоугольном конце эквивалентное фокусное расстояние соответствует 30 мм.

По поводу питания - традиционные четыре пальчиковые батареи - хочется поблагодарить разработчиков: хотя всякого рода интеллектуальные литий-ионные аккумуляторы и работают дольше, но стоят чрезвычайно дорого, а тут комплекта из четырёх аккумуляторов ёмкостью 1600 мАч хватило более чем на 500 снимков без подзарядки (впрочем, заметим, что встроенная вспышка при съёмке практически не использовалась). Далее, предусмотренная замена батарей типа АА на две CR-V3 радикально решает проблему ёмкости, так что сетовать тут вообще не на что. Правда, для очистки матрицы от пыли (в этом режиме зеркало поднимается и затвор полностью раскрывается на неограниченное время) всё-таки пришлось вставить свежий комплект, так как в этом режиме энергопотребление возрастает настолько, что подсевшие батареи не тянут.

Быстродействие камеры оставляет самое благоприятное впечатление: лаг между нажатием на кнопку и срабатыванием затвора не ощущается. Интеллектуальная система автофокуса во многих случаях очень удачно выбирает точку фокусировки среди одиннадцати предусмотренных - иной раз даже удачнее, чем человек, держащий камеру в руках. Правда, в сумерках изредка промахивается по резкости, хотя при этом камера не блокируется, разрешая съёмку.

Впрочем, прибегать к автофокусировке я бы рекомендовал лишь в экстремальных (когда нет времени на ручную фокусировку) и спокойных (для дома, для семьи) условиях: в остальных случаях гораздо легче и приятней навести на резкость вручную; тем более что переключение режимов фокусировки производится за доли секунды при помощи расположенного слева от объектива движкового переключателя. На руку профессионалам может оказаться и наличие программного режима с приоритетом глубины резкости (DPOF).

Попутно хотелось бы похвалить очень приятный звук срабатывания затвора, генерируемый электроникой и смахивающий на звук скоростного моторного привода. Сам же ламельный затвор и зеркало срабатывают очень тихо: на слух отмечается еле заметный щелчок, так что даже при работе в театре камера не станет «бабахать». Не прибегая к помощи специальной измерительной техники, акустический шум оценить трудно, но при съёмке в тихом помещении и при отключённом синтезированном звуке его можно оценить в 30—35 децибел.
Возможности настроек камеры. Фрагменты одного и того же тестового объекта: а) формат RAW при обработке резкость установлена на максимум, б) формат TIFF, в) формат JPEG***, г) формат JPEG**, д) формат JPEG* е-з) насыщенность и-л) резкость м-о) контраст=-1..+1
Возможности настроек камеры. Фрагменты одного и того же тестового объекта: а) формат RAW при обработке резкость установлена на максимум, б) формат TIFF, в) формат JPEG***, г) формат JPEG**, д) формат JPEG* е-з) насыщенность и-л) резкость м-о) контраст=-1...+1

Хотя камера позволяет регулировать такие параметры, как цветовая насыщенность, резкость и контраст в пределах -1...+1, в большинстве разумнее прибегать к установке 0 (среднее значение), разве что параметр резкости можно перевести в положение +1: как видно по снимкам, резкость - далеко не самая сильная сторона камеры и могла бы быть повыше.
При съёмке на длинных выдержках суетиться и нажимать на различные кнопки не стоит: это может привести к неожиданному эффекту, который можно было бы назвать «сетчатым растром» .

При съёмке на длинных выдержках суетиться и нажимать на различные кнопки не стоит: это может привести к неожиданному эффекту, который можно было бы назвать «сетчатым растром» .

Отдельно хотелось бы упомянуть о том, что при съёмке на длинных выдержках, когда обработка и запись кадра на карту памяти происходит весьма долго (при выдержках около 5 с она может составлять до 30 с), суетиться и нажимать на различные кнопки не стоит: это может привести к неожиданному эффекту, который можно было бы назвать «сетчатым растром» (см. фото на с. 24 слева внизу). Эффект довольно любопытный и в ряде случаев может быть выигрышным, но явно нештатный. Тем более что установить закономерность его появления не удалось: за всё время тестирования он проявился лишь трижды (т.е. в 0,5% случаев). Вряд ли его усиленная эксплуатация пойдёт автоматике на пользу.
Макросъёмка в полностью автоматическом режиме.
Макросъёмка в полностью автоматическом режиме.

Корпус сделан весьма продуманно, хорошо сбалансирован, покрытый рельефным пластиком наплыв с правой стороны очень легко удерживать правой рукой, а основные органы управления легкодоступны. Через час-другой работы с камерой смотреть на кнопки уже не требуется, их расположение легко запоминается.

Автоматический баланс белого, как водится, хорош лишь для съёмки в более-менее нормальных условиях - при естественном дневном свете в различных ипостасях: солнце, тень и т.п. При искусственном же лучше пользоваться установкой баланса белого вручную, тем паче что возможности здесь весьма обширны, включая три ручных пресета (установка по эталонному белому и нейтрально-серому полю).

И вообще, цветовая картина очень смахивает на плёночный кадр, хотя при сильных перепадах освещённости в кадре и заметно, что по оптической широте матрица уступает галоидосеребряным материалам.

Что касается цифрового шума, тут камера ведёт себя выше всяких похвал: даже при отключённой функции шумоподавления артефакты начинают проявляться лишь при чувствительности 800 ISO, а при включённой, хотя и «снежит» серым, но на уровне, приемлемом для репортажной съёмки, даже при 3200 ISO.

Кстати, очень удобны режимы просмотра отснятых кадров: одним нажатием кнопки можно включить просмотр гистрограммы, а ещё одним — всей EXIF-информации, что при съёмке в сложных условиях позволяет быстро понять, в чём состояла ошибка, если кадр не отвечает упованиям автора. Однако хочется предупредить, что из-за высокой яркости ЖК-дисплея судить по нему о качестве получившегося кадра адекватно вообще-то нельзя, поскольку при разных условиях освещённости его визуальный контраст меняется. Регулировка яркости проблемы не решает, ведь освещённость то и дело меняется. Впрочем, это проблема всех аналогичных дисплеев - именно поэтому лучше ориентироваться не на визуальный образ, а на гистограмму кадра.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Самое привлекательное, что байонет К, традиционно используемый компанией Pentax, открывает для российского пользователя совершенно неожиданную возможность: использовать объективы, казалось бы, совершенно для работы с этой камерой не предназначенные, а именно - отечественные (прежде всего красногорские) Гелиосы и Индустары, и не только с байонетом К, но и с резьбой М42 (при наличии переходника). Надлежит оговориться, что возможности объективов при этом сильно лимитированы — в частности, экспозицию придётся устанавливать или вручную, или использовать режим программного авто (зелёный режим здесь уже совершенно неприемлем) с установкой соответствующей экспокоррекции (для объектива Мир-20 она составляет 1,3-1,7 EV). Сверх того, потребуется небольшая доработка самого объектива: ту часть его опорной площадки, которая соприкасается с контактами на объективной оправе камеры, придётся или закрасить изолирующим лаком (например, асфальто-битумным), или заклеить скотчем.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Выдержка 10 с, f/22.
Выдержка 10 с, f/22.

О входящем в комплект поставки ПО следует сказать отдельно. Пренебрегать им не следует хотя бы потому, что формат RAW, реализованный в камере и использование которого я бы рекомендовал во всех мало-мальски сомнительных случаях, поскольку он позволяет добиться несколько большего качества, чем тот же TIFF (в крайних случаях при ошибке в экспозиции до целой ступени), понимает только прилагаемый Pentax Photo Browser. Вернее, он обеспечивает только просмотр всех снимков (попутно заметим, предоставляя всю EXIF-информа- цию), а конвертированием RAW-файлов в форматы, удобоваримые для прочих графических приложений, занимается работающая с ним в паре программа Pentax Photo Laboratory, благодаря дополнительным возможностям которой можно несколько «вытянуть» снимок, если он был сделан при неблагоприятных условиях: эта программа предлагает куда более широкие пределы регулирования насыщенности, контраста и резкости, чем сама камера. Более того, именно за счёт RAW можно устранить ошибки в установке цветовой температуры, а заодно получить более резкие кадры, чем при съёмке даже в формате TIFF.

РЕЗЮМЕ

При съёмке было произведено плавное зумирование от F=20 до F=35.
При съёмке было произведено плавное зумирование от F=20 до F=35.

Пожалуй, по пятибалльной шкале камера если и не тянет на пятёрку, то на пять с минусом уж наверняка. По классу камер до вытягивает как минимум на полупрофессиональный уровень. Высочайшие результаты демонстрирует в ручных режимах, что служит ещё одним косвенным доводом в пользу использования её профессионалами. Незначительные недоработки в дизайне и рабочих характеристиках никоим образом не умаляют её достоинств, и главным препятствием для приобретения камеры следует считать цену: пожалуй, стоимость самой камеры без объектива $1200 была бы для российского пользователя оптимальной.
Цветовой баланс камеры весьма недурен, автоматика работает очень уверенно и устойчиво, и при использовании родных объективов нужда в экспокоррекции возникает редко. Дополнительным плюсом служит возможность использования цветовых пространств sRGB и Adobe RGB.

Правда, поклонникам жёсткой оптики придётся не по душе слишком мягкий рисунок, избавиться от которого не позволяет даже установка резкости на максимум (хотя RAW-файлы оказываются заметно резче). Быстродействие при серийной съёмке маловато для спортивного репортажа.
И наконец, последнее (по счёту, но не по важности) замечание4: субъективное ощущение. Честно скажу, выпускать такую камеру из рук было жалко. Так что, в общем, да, после знакомства с этой камерой нетрудно поверить, что Пентакс будет жить даже в цифровую эпоху.

1 Что в данном конкретном случае можно перевести как «Пентакс жил, Пентакс жив, Пентакс будет жить».
2 В Штатах она пошла под названием Rebel, то есть «Мятежиик», а в Японии - Kiss, сирень «Поцелуй».
3 Русская редакция.
4 У англичан на сей счёт есть поговорка: «Last but not least».

Фото автора.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Матрица ПЗС: 23,5x15,7 мм, 6,31 млн. пикселов (эффективных 6,1 млн.).
Максимальное разрешение: 3008x2008.
Форматы записи: RAW (12-битный), TIFF (8-битный RGB), JPEG (3 степени сжатия).
Носители информации: CompactFlash тип I и II с поддержкой IBM MicroDrive.
Цветовое пространство: sRGB, Adobe RGB.
Объективы: Pentax KAF2, KAF, KA, К (с ограниченной функциональностью).
Фокусировка: 11-зонная авто TTL, авто (следящая и фиксированная) с выбором точки фокуса, ручная.
Режимы съёмки: авто по гиперпрограмме, программный АЕ, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной.
Экспозамер: матричный 16-сегментный, центровзвешенный, точечный, 0-21 EV.
Эксповилка: 3 кадра, шаг 0,3, 0,5 или 1,0 EV.
Экспокоррекция: ±3,0 EV шагом 0,5 EV, ±2,0 EV шагом 0,3 EV. Чувствительность, ISO: 200, 400, 800, 1600, 3200.
Затвор: фокальный электронно-управляемый ламельный.
Диапазон выдержек: 1/4000-30 с, В.
Выдержка синхронизации: 1/150 с.
Баланс белого: авто, дневной свет, облачно, тень, лампы накаливания, флюоресцентные тёплые, флюоресцентные нейтральные, флюоресцентные холодные, ручной (3 пресета).
Видоискатель: зеркальный (пентапризма), наводка на резкость по матовому стеклу, 95% площади кадра, настройка по зрению от -2,0 до +1,0 дптр.
ЖК-монитор: диагональ 1,8 дюйма, TFT, 118 тыс. пикселов.
Вспышка: встроенная, ведущее число 11 (для 100 ISO).
Работа с дополнительными вспышками: TTL-управление, горячий башмак, отдельный РС-синхроконтакт.
Режимы протяжки плёнки: покадровая, серийная 2,7 кадра/с, длина серии до 5 кадров.
Автоспуск: 12 с, 2 с.
Дистанционное управление: ИК, проводное.
Интерфейс: USB 1.1, видео (NTSC/PAL).
Питание: 4хАА или 2xCR-V3.
Размеры и вес (без объектива): 129x95x60 мм, 650 г.
Цена (только корпус, ориентировочно): $1500 (в США, по состоянию на январь 2004 г.).

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев