+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Цвет или свет?

Цвет или свет?
(0)
Автор статьи Владимир Романенко (п. Нижний Архыз, Карачаево-Черкесия).

Лет десять назад я достаточно активно занимался пейзажными сюжетами в чёрно-белом исполнении. Иногда тонировал их, добывая в той или иной мере доступные химикаты. Но с появлением качественных цветных импортных фотоматериалов и новых технологических возможностей, так же, как и многие из поклонников фотографической Музы, не избежал увлечения цветом. Это увлечение оттеснило на несколько лет работу с обычными бромосеребряными эмульсиями. Однако желание выполнить просьбу газетчиков привело к идее, вполне совместимой с современной эпохой и её электронными технологиями, - попытаться превратить подходящие цветные снимки в чёрнобелые с помощью программных компьютерных средств. Со временем работа в этом направлении оказалась не только весьма интересной, но и вполне перспективной.
Фото 1. Осенний свет: a - исходный вариант, 6 - монохромный вариант.
Надо сказать, что практически все программы, совместимые с Windows 98, NT, 2000 и прочими последними модификациями этой системы, такие средства имеют (например, просмотровые программы типа I_view32.exe, Photoeditor, и др.). Но для выполнения поставленной задачи автором использовался проверенный, обладающий многочисленными возможностями Photoshop 6, который среди прочих содержит функцию Desaturate - «отключение» цветовой насыщенности, проще говоря, превращение цветного изображения в монохромное.

Как отобрать снимки...

Поскольку цвет, как таковой, предполагалось «отключить», основную роль в выявлении объёма пространства, ритмического рисунка изображения и его динамики должен был взять на себя свет. Поэтому для работы отбирались те фотографии, где присутствовали контровое освещение, дымка, относительно высокие контрасты. Уже первые опыты превращения таких цветных фотографий в монохромные дал вполне впечатляющие на взгляд автора результаты, которые лучше всего продемонстрировать на конкретных примерах.
Фото 2. Февральский полдень: а и 6 как на фото 1.
Фото 2. Февральский полдень: а и 6 как на фото 1.

«Осенний свет» (фото 1). Этот снимок выполнен ранним утром в лесу при лёгком тумане. Встречный свет низкого солнца насквозь «простреливает» попавшее в поле зрения пространство, вместе с дымкой создаёт объём изображения, очерчивает контуры листьев и травы. Всё это характерно и для цветного варианта фотографии, и для чёрнобелого, но «отключение» цветной составляющей сделало более чётким светотеневой рисунок и как будто увеличило глубину снимка. В целом он не стал хуже, он стал другим, хотя и не менее эффектным. Автор посчитал необходимым придать изображению оттенок, который лучше передаёт настроение ранней осени.
Фото 3. Аман-Ауз: а и б как на фото 1.
Фото 3. Аман-Ауз: а и б как на фото 1.

«Февральский полдень» (фото 2). Изначально эта работа также выполнена как цветная. Разница в условиях съёмки заключается не только в том, что здесь дан зимний сюжет, который небогат насыщенными и многообразными цветами. Цвета «холодной» палитры всё-таки присутствуют как рефлекс от контрастного, ярко-синего неба (особенно в тенях), однако главную роль на этой фотографии играет свет. Основное освещение здесь не контровое, а боковое, очень контрастное. Контровал составляющая света тоже есть, она исходит от довольно сильного отражения берега реки в левой части фотографии. Рисунок тонких теней деревьев, перспектива речной протоки, а также некоторое снижение контраста дальнего плана на монохромном снимке определяют глубину изображения и создают своеобразный светотеневой рисунок. В монохромном варианте снимка эти тени выглядят более проработанными.
Фото 3. Аман-Ауз: а и б как на фото 1.
Фото 3. Аман-Ауз: а и б как на фото 1.

«Аман-Ауз» (фото 3). Возможно, менее всего от преобразования в монохромную форму страдают те изображения, которые содержат в себе некоторый графический рисунок или определённую ритмическую компоненту. В этом случае недостаточно удачное освещение в меньшей степени влияет и на конечный результат. На фотографии горы Аман-Ауз (Архыз) имеется и то и другое. В верхней части - чёткий графический контур горного массива, а на его склонах - периодическое чередование белых пятен и светлых линий снежников и ледников создают определённый пространственный ритм изображения. Надо сказать, что в день съёмки повезло и с облаками, заполнившими небо, без которых фотография была бы куда более скучной и бедной.

Небольшое добавление с помощью компьютера серо-голубого тона лучше выявило детали изображения, особенно в тёмных участках.

Желание выполнить просьбу газетчиков привело к идее превратить цветные снимки в чёрно-белые с помощью программных компьютерных средств.

В ещё большей степени ритмическим, а не световым рисунком определяется восприятие монохромной фотографии «Излучина» (фото 4) - во время съёмки не было яркого солнца, день был достаточно пасмурным. Здесь характерен не только контраст тёмных деревьев и снега, но и соединение в одном сюжете плавного, горизонтально расположенного изгиба горной речки и контрастного, вертикального «ритмического» строя заснеженных пихт. Тонирование в сепию сделано для того, чтобы картинка стала «теплее», тем более что погода действительно была довольно тёплой.
Фото 4. Излучина: а и б как на фото 1.
Фото 4. Излучина: а и б как на фото 1.

Исходный снимок для этой фотографии не содержит элементов с яркими и контрастными цветами, поэтому монохромный вариант и по характеру, и по содержанию мало отличается от исходного - таковы свойства почти всех зимних сюжетов.
Фото 4. Излучина: а и б как на фото 1.
Фото 4. Излучина: а и б как на фото 1.

Другое дело - «Вечерние наблюдения» (фото 5). Фотография яркая, содержит контрастные цвета (оранжевый, синий, белый), получена в условиях поздних сумерек (в так называемое «режимное» время). Это ещё один случай, когда лишённый цвета снимок не проигрывает, а даже выигрывает по сравнению с исходным. Светящийся под слабым сумеречным освещением снег, подкупольное пространство телескопа, звёзды, комета на фоне здания телескопа и, наконец, яркая полоска заката на горизонте создают впечатление загадочного мерцания всей окружающей Вселенной. Оно формирует совершенно другой зрительный образ, чем на цветной фотографии, краски которой в данном случае, как мне кажется, отвлекают от основного содержания. В завершение работы над монохромным изображением оно было также немного тонировано с помощью Photoshop 6 в слабо-зелёный цвет - цвет свечения ночного неба.

«Золотой бук» (фото 6). Здесь вообще очень сложно сказать, какой вариант производит лучшее впечатление. Цветной - это, прежде всего, контрастные, насыщенные цвета осени. Монохромный - это богатство теней и полутеней в сочетании с причудливым узором ветвей старого бука, это свет и объём. Восприятие вариантов зависит от индивидуальных вкусов зрителей. А вкусы могут быть весьма различными...

Возможные неудачи и новые возможности

Далеко не всегда цветная фотография, которая кажется удачной, может производить хорошее впечатление в монохромном исполнении. Чаще всего проблема такого рода - это результат того, что различные детали снимка, имеющие разные, даже контрастные, цвета, например, синий и оранжевый, имеют одинаковую плотность. Другими словами, при «отключении» цвета всё изображение становится одинаково серым.
Фото 5. Вечерние наблюдения: а и б как на фото 1.
Фото 5. Вечерние наблюдения: а и б как на фото 1.

Достаточно убедительное тому подтверждение - снимок «Осенние краски» (фото 7). В монохромном варианте изображение стало серым и маловыразительным, лишённым контрастов. Очевидно, что всё дело в том, что главная компонента снимка - именно цвет, и его удаление соответственно привело к плачевному результату.
Ясно, что никакое тонирование не поможет в данном случае: снимок был выполнен как цветной, им и остался...
Фото 6. Золотой бук: а и б как на фото 1.
Фото 6. Золотой бук: а и б как на фото 1.

Уже первые опыты превращения цветных фотографий в монохромные дали вполне впечатляющие результаты.

Однако мне хотелось бы обратить внимание уважаемого читателя на то, что кроме возможности делать из цветных снимков чёрно-белые, например для прессы, с помощью компьютерных программ, появилась другая возможность. Используя цветное тонирование, с помощью того же компьютера можно добиваться любых оттенков снимка, в том числе и изначально чёрно-белого, оставляя его в то же время по-прежнему монохромным. При этом могут возникать совершенно новые фотографические образы. Главное, не пересыщать изображение тонирующим цветом, соблюдать чувство меры.
Фото 6. Золотой бук: а и б как на фото 1.
Фото 6. Золотой бук: а и б как на фото 1.

В этой статье не случайно почти все фотографии в той или иной мере подвергались электронному тонированию, в том числе и для того, чтобы показать художественные возможности этого процесса. Сам по себе он не сложен. После превращения изображения из цветного в чёрно-белое следует с помощью опций цветового баланса добиться нужного оттенка и сохранить изображение. Результат будет зависеть от вашего вкуса, мировосприятия и, конечно, опыта...

Из сказанного можно сделать ещё один немаловажный практический вывод. Имея возможность работать с компьютером, не обязательно запасаться кроме цветной плёнки ещё и чёрно-белой, а заодно и ещё одной заряженной фотокамерой. Нужно представить себе, что цвет исчез, мир стал монохромным, и снимать, пытаясь воспринимать изображение в видоискателе как комбинацию теней, полутеней и света. После проявления и оцифровки цветной фотографии или негатива цвет можно будет просто «отключить».
Фото 7. Осенние краски: а и б как на фото 1.
Фото 7. Осенние краски: а и б как на фото 1.

Осталось лишь ответить на вопрос, который содержится в заголовке статьи. Но прежде чем это сделать, хочется добрым словом вспомнить всех тех высочайших мастеров фотографии, которые, не имея под рукой современных цветных плёнок, делали подлинные чёрно-белые шедевры светописи. Мы учились на них. Не грех на них поучиться и сегодня. Мастера работали со светом, ибо фотография - это есть светопись. На мой взгляд, возможно, сегодня уже слишком устаревший, главное для любого фотоснимка - и чёрно-белого, и цветного - всё-таки свет! А художественная монохромная фотография по- прежнему не потеряла ни своей прелести, ни своих поклонников, ни будущего.

Фото автора.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев