+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Цвет, монокль и Photoshop

Цвет, монокль и Photoshop
(0)
Автор статьи Анатолий Ворон.

Такая линза обеспечивает минимальные искажения и максимальную резкость по полю кадра по сравнению с линзами другой формы (плоско-выпуклой или двояко-выпуклой). Кроме того, имеют значение и радиусы кривизны вогнутой и выпуклой сторон линзы, от которых зависит степень таких искажений, как кома и астигматизм, т.е. когда точечный источник света отображается в виде запятой или штриха. Для повышения резкости, особенно на краях кадра, перед линзой со стороны объекта съёмки устанавливается диафрагма, обеспечивающая значение относительного отверстия (отношение диаметра отверстия диафрагмы к фокусному расстоянию линзы), примерно равного 1:5,6. В чёрно-белой фотографии при съёмке моноклем для уменьшения влияния хроматических аберраций с целью повышения резкости обычно применяется 2-кратный жёлтый, жёлто-зелёный или даже оранжевый светофильтр, который, кроме того, улучшает тональную передачу таких объектов, как голубое небо, зелень и т.п. Таким образом, в монохромной фотографии смягчение изображения достигается в основном за счёт дозированного использования сферической аберрации. Более подробную информацию о конструировании монокля можно найти в статье Г. Колосова «Монокль на малоформатной камере» (Советское фото. 1988. № 8. С. 40, 41).

В последние годы в связи с широким распространением цветной фотографии встал вопрос и о цветной съёмке моноклем, так как никакие диффузионные или подобные светофильтры, как показывает практика, не обеспечивают рисунка, достигаемого за счёт применения монокля. Но при цветной съёмке цветные светофильтры использовать не приходится, и поэтому резкость изображения ухудшается.

Как же быть? Выручает компьютер и графический редактор Photoshop.
При этом речь идёт не об имитации монокля на основе преобразования резких изображений с помощью таких цифровых фильтров, как Maximum (Максимум), Median (Монокль) или Blur (Размытие). Такие фильтры не обеспечивают рисунка, свойственного моноклю (см. также ФМ № 10‘02 «Монокль встретился с компьютером», с. 64-67). Мы рассмотрим использование изображений, полученных при съёмке обычным, хорошо отъюстированным моноклем без цветного светофильтра (ультрафиолетовый фильтр при этом, конечно, допускается).

В графическом редакторе Photoshop есть замечательный фильтр Unsharp Mask (Нерезкая маска или Контурная резкость), который для повышения контурной резкости снимков, снятых резкорисующими объективами типа анастигмат и т.п., применяется обычно с параметрами: Amount (Эффект) = 100-200%, Radius (Радиус) = 1—2 пиксела, Threshold (Порог) = 0.

Применительно к изображениям, полученным при съёмке моноклем, использование этого фильтра с указанными выше параметрами не приводит к повышению резкости, а только слегка усиливает цветовой шум (цветное зерно).

Для получения лучших результатов следует увеличить параметр Radius (Радиус) до значения 5-35 пикселов, а параметр Amount (Эффект) установить в пределах 50-100%. При этом усиливается детальный контраст и цветовая насыщенность изображения, что приводит к увеличению кажущейся резкости при сохранении мягкости рисунка, присущей моноклю. На фото 1 показан исходный снимок, выполненный с применением монокля. Фото 2 является результатом применения фильтра Unsharp Mask со следующими параметрами: Amount = 100%, Radius = 35 пикселов, Treshold = 0. Такой выбор параметров даёт наилучший результат при печати на матовой бумаге. Печать на глянцевой бумаге требует меньших значений параметров Amout и Radius. Например, для того же фото 1 следует применить Amount=50%, Radius=10 пикселов. Зернистость изображения при выбранных параметрах (особенно при больших значениях параметров Amount и Radius) немного увеличивается. Однако она не портит изображения, а ещё более подчёркивает кажущуюся резкость.

В традиционной чёрно-белой фотографии подобный приём при печати изображений, полученных с помощью монокля, использовался очень давно. С этой целью даже специально впечатывался резкий зернистый растр.

Поскольку монокль при цветной съёмке используется без цветных светофильтров, особенно острым оказывается вопрос о тщательности юстировки монокля. Методика юстировки сводится к выбору подходящей линзы, обладающей нужным фокусным расстоянием, к выбору расстояния от линзы, на котором следует расположить плоскость диафрагмы, а также к выбору относительного отверстия.

Для юстировки следует установить зеркальную камеру с моноклем на штатив в тёмной комнате и направить её на точечный источник света. Им может быть миниатюрная лампочка, например, для карманного фонарика, устанавливаемая на расстоянии 3-5 м от фотокамеры. В случае затруднений можно использовать свет от уличного фонаря в тёмное время суток, наблюдая его в окно через видоискатель. Начальное значение диафрагменного числа для диафрагмы из чёрной бумаги следует выбрать равным 5,6 и расположить её на произвольном расстоянии перед линзой в зависимости от конструкции оправы объектива. Наблюдая точечный источник света в видоискатель в центре кадра, можно видеть светлое пятно (ореол) с ярким пятнышком (ядром) в центре (рис. 1). Диаметр ореола зависит от значения относительного отверстия и от фокусировки изображения. Фокусируя объектив, следует выбрать такой диаметр ореола, чтобы он был в 3—4 раза больше диаметра яркого ядра. Далее, перемещая камеру, поместите ореол в любой угол кадра. Если яркое пятнышко в ореоле расположено к центру кадра ближе, чем центр ореола (рис. 2), то следует диафрагму удалить от линзы. Если же, наоборот, дальше от центра кадра (рис. 3), то диафрагму следует приблизить к линзе. В любом из этих случаев яркое пятнышко в ореоле должно после юстировки расположиться в центре ореола (рис. 4). Если яркое пятно в ореоле на краю кадра имеет некруглый вид (т.е. вид запятой или штриха), то установленная в объективе линза мало подходит для использования её в качестве монокля, тем более для цветной съёмки. Правильная юстировка монокля обеспечивает равномерность резкости изображения по полю кадра.
Фото 2. Этот же снимок после обработки в компьютере с целью устранения излишней нерезкости, которая появляется из-за невозможности применить при съёмке цветной светофильтр, используемый обычно при съёмке с помощью монокля на чёрно-белую плёнку.
Фото 2. Этот же снимок после обработки в компьютере с целью устранения излишней нерезкости, которая появляется из-за невозможности применить при съёмке цветной светофильтр, используемый обычно при съёмке с помощью монокля на чёрно-белую плёнку.

Диаметр отверстия диафрагмы при необходимости следует подбирать опытным путём, производя контрольные съёмки для каждого выбранного значения. Резкость следует наводить по малоконтрастным участкам изображения, например, по тёмной коре старого дерева или по кирпичной стене. Наиболее точно резкость удаётся наводить, если оправа объектива позволяет за один оборот тубуса перемещать линзу на расстояние 10-15% от значения её фокусного расстояния, иначе трудно уловить момент перехода от нерезкого к резкому и снова к нерезкому вследствие мягкости рисунка монокля. При отсутствии такой оправы можно использовать приспособление для макросъёмки (с мехом и кремальерой), хотя в этом случае возможно использование только длиннофокусных линз. Опыт показывает, что диафрагменное число, превышающее 6,3, даёт более «сухое» (излишне резкое) изображение, а меньшее, чем 4,5, - слишком размытое. Контрольные съёмки лучше производить на сюжетах с резкими границами (переходами) от тёмного к светлому, например, белый снег на лапах тёмной ели на солнце. При этом должны наблюдаться заметные, но не чрезмерно большие, светлые ореолы вокруг комков снега.
Рис.1.Рис. 2.Рис. 3.Рис. 4.
Возможно также применение различных значений относительного отверстия, сложных форм отверстия диафрагмы и даже установки линзы выпуклостью к объекту съёмки в зависимости от сюжета. Но это уже тема отдельного разговора.

В заключение вернёмся снова к фильтру Unsharp Mask. Рассмотренное выше свойство этого фильтра можно, между прочим, использовать и для обычных резких изображений, что повышает их сочность (и резкость). При этом надо заметить, что на границах тёмных областей могут появиться светлые ореолы, которые следует (но не всегда) компенсировать, например, с помощью инструмента Stamp (Штамп), копируя на их место соседние подходящие участки изображения, или иным путём. Значения параметра Radius более 35 пикселов изображения не улучшают, а только увеличивают размер светлых ореолов и приводят к чрезмерному контрасту.
Фото автора.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев