+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

В поисках себя

В поисках себя
(0)
Большое искусство - это когда много раз по маленькому.
Андрей Кнышев, острослов (Россия).

Письмо читательницы

Меня зовут Татьяна. Любимой вещью в детстве был Зоркий моего отца, до сих пор приятно просто держать его в руках (к сожалению, он неисправен). В 9-м классе мне купили Смену-8М (с неисправимо тугим механизмом перемотки кадра, из-за чего 80% снимков просто «погибли» - кадр на кадре), потом был Агат, а в 1996 г. реализовалась давняя мечта — купила себе Зенит-122. Осмысленно к фотографии стала относиться года 2-3 назад, осознав, что 90% моих фото - из серии «на фоне Пушкина...». Теперь, достаточно повоевав с упрямой отечественной механикой, доросла до более удобного Кэнона 300. Но Зенит ещё в строю - у него хороший (на мой неискушённый взгляд) объектив Гелиос-44М-7 f/2 (вот бы его к Кэнону!!!). Любимые жанры - натюрморт, пейзаж. Написать вам меня побудило опубликованное в ФМ № 11*02 «Письмо рассерженного читателя». Вы призываете читателей выразить своё мнение - я готова поделиться.

Первые же номера журнала, попавшие в мои руки, потрясли меня тем, что до сих пор я и не подозревала о существовании такого интересного чтива и зрелища. Постоянный конкурс притягивал как магнит. Нестерпимо хотелось немедленно послать пару-тройку своих «шедевров». Но вот тут-то мне на глаза и попалась обсуждаемая рубрика...

Одним из первых номеров, попавших мне в руки, был тот, в котором в «Фотокритике» был опубликован снимок с белочкой, сидящей на ладони. (Прошу простить меня, я не могу сообщить вам его номер, это был чужой журнал, который я на время выпросила почитать.) Когда я прочитала критику к этому снимку, меня поразил резкий тон, просто потрясло то, КАК простой, вполне милый, довольно банальный (но и только!) сюжет был разбит «в пух и перья»... Не имея возможности процитировать, не стану ничего утверждать, но там был даже намёк на политический подтекст такого сюжета (или, может, я от ужаса что-то не так поняла).

Почему именно ту критику я прочла первой - не знаю. Но схожее с автором «Письма рассерженного...» желание немедленно выбросить свой Зенит на ближайшую помойку возникло. Хотя это был и не мой снимок. А я бы и сейчас могла снять белочку на ладони. Другое дело, что не стала бы, может, его посылать на конкурс, а с удовольствием подарила бы его маленькой племяннице, но это тема отдельного разговора. Но можно утверждать, что эта короткая критическая заметка уберегла жюри от просмотра моих банальных работ, которые мне так хотелось тогда послать на конкурс, почти на два года. И с тех пор первое, что я читаю в вашем журнале, рубрика «Фотокритика». Хочу отметить, что со временем, на мой взгляд, рубрика стала менее сокрушительной, стала более конструктивной и объективной, хотя довольно резкой осталась. Справедливости ради не могу не отметить, что не видела в этой рубрике ни одной работы, которая не имела бы заметных ошибок. Многие из этих ошибок я никогда бы и не увидела в своих и чужих работах, если бы не эта рубрика. «Фотокритика» помогла мне строже относиться к своим работам, но и усилила неуверенность в своих способностях. Может, не все работы, попавшие туда, заслуживали крайне резких слов (запала мне в душу эта белочка!). Боюсь, действительно некоторые авторы получили жестокий урок. Я, например, панически боюсь увидеть в «Фотокритике» свою работу, с комментарием вроде того «под белочкой»... А вот узнать о недостатках в более спокойном ключе - очень было бы полезно и даже... лестно! Автор вышеуказанного письма несомненно прав в том, что очень большая часть вашей аудитории учится фотографии. На мой взгляд (я сужу по себе), стоит осторожнее критиковать работы, творческие люди ранимы, и не все умеют отделять критические замечания по фотографии от критики в адрес себя как автора... В своём ответе Алексею вы пишете, что помимо просто работ с ошибками вы получаете множество безвкусных и пошлых работ. Согласна, многие из них видела в «Фотокритике»... Вопрос в том, как определить, сделана ли безвкусная работа человеком «...творческим, но не талантливым...», который просто не видит, что это безвкусица, или «амбициозным», которому и критика не нужна, как вы несомненно справедливо пишете. Тут ведь всё достаточно субъективно...

Простите, много и пространно написала, а суть-то в том, что рубрика нужна, крайне полезна и, как уже писала, стала объективнее. Может, и стоит несколько смягчить тональность. А может, просто поменьше пошлых, вызывающих тошноту снимков (вроде золотого блюда в унитазе или «Карлсона»), и публиковать БОЛЬШЕ хороших работ, которым чуточку чего-то не хватает. Это же намного полезнее не только авторам таких работ, но и тем, кто только-только учится снимать семейство отдельно от памятников. В Интернете, например, нет худшей оценки, чем отсутствие хоть какой-нибудь критики. Вы же знаете выражение, что критику ещё надо заслужить. Так, может, стоит больше «раздавать» её тем, кто старается и учится фотографировать, а сюжетам, вроде блюда в унитазе, оставлять поменьше внимания? Как участник фотоклуба я знаю, как трудно комментировать фотографии, и, наверное, всё- таки понимаю вашу позицию. И очень рада, что вы напоминаете фотолюбителям и профессионалам о необходимости грамотно писать хотя бы названия снимков! Это же стыдно - не знать родной язык!
Татьяна Левикова, г. Зеленоград.

Ответ «Фотокритики»

Уважаемая Татьяна! Главное Ваше заблуждение заключается в том, что «Фотокритика» якобы осуждает «белочку на ладони». Конечно, «Фотокритику» творят разные люди. Объединяет же нас вот что: все мы практические фотографы, и все мы любим фотографировать.

Чересчур резкая оценка? Это бывает, чего скрывать. Как правило, наиболее интенсивному разбору подвергаются снимки, направленные нашими читателями на постоянно действующий конкурс ФМ. Любому конкурсанту, как правило, бывает интересно узнать, почему его работа не появилась среди премированных. Вот мы и объясняем, почему...

Снимки для семейного альбома, снимки на память - другая материя. Непосредственный, живой, не натужный портрет близкого человека - большая удача! Такие снимки приносят много радости и самому фотографу, и тому, кого фотограф имел честь сфотографировать. Именно к снимкам «на память» и относится упомянутый Вами, Татьяна, снимок с белочкой на ладони. Уж и не знаем, какой там «политический подтекст» подвёл под эту вполне невинную фотографию фотокритик, но уж на конкурс-то она явно не годилась... Почему? Нам представляется, что Вы сами ответили на этот вопрос.

Вернёмся, однако, к белочке. Фотография создавалась для того, чтобы приносить удовольствие, дарить творческое удовлетворение. Повторим ещё раз, Татьяна: Вы сами сформулировали, как надо было поступить с этим снимком. Правильно! Подарить его ребёнку! Вот было бы радости!

Радость, удовлетворение, а в самых сложных случаях (мы имеем в виду «тяжёлую» журналистскую фотографию) - катарсис, просветление души. И, конечно, память, память! Вот в чём смысл существования фотографии как общественного явления. Разница в том, что есть фотография для внутреннего употребления, а есть и такая, что будоражит умы, фантазию людей, даже если они напрямую с фотографией и не связаны. Снимки, способные потрясти человека (ну хоть самую малость!), следует отправлять на фотоконкурсы. А снимки тёплые, домашние - лучше держать в семейном альбоме, и лишь самые выразительные из них стоит отсылать в редакцию ФМ.
Надеемся, Вы не считаете, что мы чересчур строги? Спасибо за откровенное письмо!

P.S. Кстати, поставить объектив от Зенита на камеру Canon с байонетом EF - не такая уж большая проблема. Одна из фирм, размещающих свою рекламу на страницах ФМ, предлагает соответствующий адаптер...

«Metropolitan museum (New York)». Nikon F80, Kodak 400. Дмитрий Костюков, г. Севастополь, Крым.

«Metropolitan museum (New York)».
«Metropolitan museum (New York)».Nikon F80, Kodak 400.
 Можно объехать полмира, побывать в лучших музеях и... всё равно упорно продолжать включать в композицию кадра фокусировочный элемент собственного фотоаппарата. Сюжетно-композиционный центр этого снимка - очки на носу художника-копииста - находится в геометрическом центре кадра, отчего композиция вполне счастливо разваливается прямо на глазах.

Автору захотелось включить в кадр и натюрморт на заднем плане, и его копию на мольберте, и руку художника - всё сразу и помногу. Однако, как гласит французская поговорка, «слишком многого захочешь - слишком много потеряешь». Что характерно, натюрморт на стене вполне мог бы послужить автору примером композиционного заполнения кадра, но - увы! Автор не обратил на него должного внимания.

  Резюме: следовало бы всего-навсего выбрать более низкую точку съёмки и сделать пару дублей в ракурсе и по вертикали. Вертикальная компоновка выглядит живописнее. Ну и, конечно, оторваться от центра кадра.

«Ось». Pentax MZ-6, Pentax-FA 24-90 мм, Kodak T400CN. Дмитрий Петрина, г. Ивано-Франковск, Украина.

«Ось».Pentax MZ-6, Pentax-FA 24-90 мм, Kodak T400CN.
«Ось». Pentax MZ-6, Pentax-FA 24-90 мм, Kodak T400CN.

  Очень неплохая, технически вполне грамотно выполненная работа. Привлекает внимание центральное расположение столба, делящего снимок пополам, и детали его оформления, размещённой автором в центре кадра.

Это как раз тот самый достаточно редкий случай, когда то, что не рекомендуется при съёмке других сюжетов (мы имеем в виду пресловутую «централизацию» композиции), может возыметь заметный декоративный эффект.

Но и только. Снимок откровенно скучен, и тому есть непосредственная причина: центрально-симметричная компоновка кадра вызывает у зрителя хандру и зевоту. Об этом говорит увлекательная наука под названием «психология восприятия». Автору следовало иметь это в виду.

Резюме: если вы страдаете бессонницей, посмотрите на эту картину пару минут - наверняка потянет в сон. Хотя вполне возможно, что за этим последует взрыв неконтролируемой ярости с порватием фотографии на мелкие клочки. Краткость, как говаривал классик, сестра таланта. Но сродни убожеству...

«Бабочка/муха». Minolta DiMACE F100, верх: 1/180 с; низ: 1/350 с, 100 ISO. Сергей Глушков, г. Мытищи, Московская обл.

«Бабочка/муха».Minolta DiMACE F100, верх: 1/180 с; низ: 1/350 с, 100 ISO.
«Бабочка/муха». Minolta DiMACE F100, верх: 1/180 с; низ: 1/350 с, 100 ISO.

 Фантастика! Неужели этот скромный силуэтный снимок экспонировался в два приёма? Невероятно. Без сомнения, автору следовало бы увести его в монохром, в фотографику - тогда, возможно, он смотрелся бы чуть лучше. Остатки цвета откровенно мешают восприятию этого фотографического винегрета, и это - факт. Это мы про винегрет.

Снимок заполнен немыслимыми геометрическими конструкциями: «кочерга» в верхней части кадра и «галактическая спираль» - в нижней. Бабочка с кочергой визуально значительно тяжелее мухи в космосе, поэтому сразу возникает ощущение, что снимок (в композиционном смысле) стоит на голове.

Но не это главное. Главный недостаток снимка - сюжетная пустота. Противопоставление бабочки мухе как символов небесного и земного слишком уж просто, незамысловато. А тут ещё и композиционные недочёты...

Резюме: что характерно, и у этого неудачного снимка имеется ось симметрии. На этот раз - горизонтальная.

Без названия. Praktica-MTL SB, 1160 с, /75,6, Fuji 200. Надежда Чижова, г. Тюмень.

Без названия.Praktica-MTL SB, 1160 с, /75,6, Fuji 200.
Без названия. Praktica-MTL SB, 1160 с, /75,6, Fuji 200.

Простыни, которые использовались при съёмке в качестве фона, всё же следовало погладить. Снимок хорош тем, что удачно передана атмосфера тёплого, уютного мира маленького человека. А теперь представьте себе, как выглядел бы этот снимок БЕЗ всех этих многочисленных бельевых складок.

  Кстати, при печати (в данном случае использовалась профессиональная бумага фирмы Kodak) следовало бы немного «прибить»
контраст для того, чтобы избежать завала теней на лице ребёнка. А при съёмке - переместить здоровенного медведя на переднем плане мордой в правый нижний угол - у живописцев затемнение этого самого угла именуется «углом скоса». Этот простой приём позволяет гармонизировать изображение. А так снимок откровенно валится влево: его правая половина явно легче левой.

Резюме: многие композиционные дефекты настолько бросаются в глаза, что не заметить их при съёмке просто грешно.

«Ловушка». Nikon F65, Kodak Royal Supra 200. Сергей Мартынов, г. Брянск.

«Ловушка».Nikon F65, Kodak Royal Supra 200.
«Ловушка». Nikon F65, Kodak Royal Supra 200.

Для кого ловушка-то, для фотографа?
 Следовало выбрать более солнечную погоду и укрупнить план этого дивного паучьего сооружения. На снимке оно (имеется в виду паутина) просто потерялось среди цвето- и светотеневого переплетения зелени, неба и гнилых досок, размещённых в нижней половине кадра.

При съёмке паутины всегда следует использовать проходящий (контровой) свет, который подчёркивает структуру сооружения. Кроме того, неплохо показать и самого строителя, использовав приёмы макросъёмки. Самый интересный момент для съёмки - это когда паук обнаруживает жертву и начинает её обрабатывать. По-своему, по-паучьи. Впрыскивает ей внутрь желудочный сок, а потом выпивает, как коктейль.

Резюме: неподходящее освещение, слишком мелкий план.

Без названия. Premier, Kodak Gold 400. Наталья Семёнова, г. Челябинск.

Без названия.Premier, Kodak Gold 400.
Без названия. Premier, Kodak Gold 400.

 Нехорошо. Этот дефект называется «пьяный горизонт»: следовало бы либо завалить линию горизонта в диагональный или близкий к нему ракурс, либо постараться выровнять его положение. Ветки снизу и сверху тоже ничего хорошего в композицию не добавляют и воспринимаются как досадные помехи, только усугубляющие положение.

контраст для того, чтобы избежать завала теней на лице ребёнка. А при съёмке - переместить здоровенного медведя на переднем плане мордой в правый нижний угол - у живописцев затемнение этого самого угла именуется «углом скоса». Этот простой приём позволяет гармонизировать изображение. А так снимок откровенно валится влево: его правая половина явно легче левой.
Резюме: многие композиционные дефекты настолько бросаются в глаза, что не заметить их при съёмке просто грешно.
Наиболее эффектные снимки зари можно сделать либо зеркальным фотоаппаратом, оснащённым телеобъективом от 200 мм и выше, либо компактной камерой с зум-объективом, установленным в наибольшее телеположение.

Резюме: неудачный снимок на уровне технического брака.

Без названия. Olympus 38-115 мм, Kodak Royal Supra 200. Наталья Семёнова, г. Челябинск.

Без названия.Olympus 38-115 мм, Kodak Royal Supra 200.
Без названия. Olympus 38-115 мм, Kodak Royal Supra 200.

 Замечательно! Какая великолепная передача полутонов! Немного мешает дата, впечатанная в правый нижний угол - её при пейзажной съёмке лучше отключить. Горизонт почти горизонтален - ещё плюс!

Расположение линии горизонта почти по середине кадра нельзя назвать удачным, но линия облаков сверху как бы проводит новый горизонт, визуально оттягивая на себя горизонт настоящий, - этот живописный эффект всегда следует иметь в виду.
Редкое по красоте сочетание удачного композиционного решения и цветовой комбинации. Тёплый (жёлто-оранжевый) солнечный свет удачно ложится на холодный (сине-голубой) снег. Надо сказать, что именно гармоничное сочетание тёплого и холодного света/цвета, как правило, приводит к получению наиболее впечатляющих результатов.

Стоило бы сделать ещё несколько дублей, переместив линию реального горизонта выше (до верхней трети) или ниже (до нижней трети кадра). Тогда можно было бы насладиться великолепным видом облаков в сочетании с волнами или волн в сочетании с облаками. Кроме того, можно было бы повернуть камеру левее, чтобы солнечная дорожка на воде занимала кадр более равномерно.

Резюме: смотрите по сторонам! Кругом столько интересного! Хорошая работа.

Без названия. Olympus 0M-1N, Vivitar 35-70 мм, Kodak ProFoto 100. Николай Григорьев, г. Санкт-Петербург.

Без названия.Olympus 0M-1N, Vivitar 35-70 мм, Kodak ProFoto 100.
Без названия. Olympus 0M-1N, Vivitar 35-70 мм, Kodak ProFoto 100.

Отличная работа, иллюстрирующая тот непреложный факт, что эффектный снимок можно сделать и в самых обыкновенных, привычных глазу условиях. Стоит только изменить точку съёмки!

Разумеется, съёмка с уровня глаз наиболее привычна. Как и психологическая проблема, связанная с отходом, отрывом от этой назойливой привычки.
Профессиональные фотографы нередко таскают с собой на съёмки компактные металлические

лестницы-стремянки, чтобы в случае необходимости иметь возможность приподняться над толпой и сделать снимок с неожиданной, оригинальной точки. Съёмка же с уровня земли («по-лягушачьи», как говорят западноевропейские светописцы) более доступна и не требует дополнительных приспособлений.

Резюме: очень хорошо! Горизонт на месте, фактура травы удачно подчёркнута светом. Глубина резкости также выставлена с полным пониманием процесса.

«Свидание». Canon EOS 300V, Fujicolor 200. Любовь Параскива, г. Москва.

«Свидание». Canon EOS 300V, Fujicolor 200.
«Свидание». Canon EOS 300V, Fujicolor 200.

  Редкое по красоте сочетание удачного композиционного решения и цветовой комбинации. Тёплый (жёлто-оранжевый) солнечный свет удачно ложится на холодный (сине-голубой) снег. Надо сказать, что именно гармоничное сочетание тёплого и холодного света/цвета, как правило, приводит к получению наиболее впечатляющих результатов.

Стоит отметить также грамотное расположение линии горизонта - по верхней трети кадра. Небольшая заминка вышла только с самим солнечным диском: возможно, его стоило либо удалить из кадра вовсе, либо ввести в кадр целиком. В последнем случае рассеяние света в пушинках рогоза (в снежинках?) значительно бы усилилось. В первом же случае увеличилась бы графичность сюжета.

Резюме: всё вполне живописно, кроме названия. При чём здесь «свидание»?

«Рыбка». Canon G5, днём, без вспышки. Ольга Леке, г. Санкт-Петербург.

«Рыбка». Canon G5, днём, без вспышки.
«Рыбка». Canon G5, днём, без вспышки.

  И рыба сверху. Снимок, свидетельствующий о кризисе жанра, о незнании, что и как снимать. В руках - превосходный цифровой фотоаппарат. А темы для съёмки нет.
Хотели получить силуэтный кадр? Получили. Можно было ещё на руки или на уши встать. Неинтересно, скучно. Даже раздражает. Почему? Да потому, что сюжета, как такового, нет и в помине.

Рецепт прост: вперёд, на природу! Кстати, вон она там виднеется, за окном.

Резюме: творческие метания встречаются в карьере любого фотографа. Только вот выносить результаты кризиса на всеобщее обозрение не стоит. У зрителей и своих проблем хватает.

Без названия. Canon EOS 300, Fuji 200, цифровая печать. Максим Бердинских, г. Санкт-Петербург.

Без названия.Canon EOS 300, Fuji 200, цифровая печать
Без названия. Canon EOS 300, Fuji 200, цифровая печать

 Не знаем, в Петербурге ли снят этот кадр, но то, что он несёт в себе типично «питерское» настроение, - это точно. Разнокалиберные, фактурные крыши, дворы-колодцы, Достоевский...

Снимку явно не хватает контраста. Две параллельные зигзагообразные линии крыш в верхней части кадра выглядят очень динамично, но их энергия тонет в темноте нижней половины снимка.

Что делать в данном случае? Здесь помогли бы или Photoshop, или более тщательная, ручная печать.
В любом случае, снимку недостаёт яркости, он слишком тёмен. «Запечатан», как говорят профессионалы. В самых сложных случаях иногда выручает перевод снимка в монохром.

Резюме: неплохая работа, свидетельствующая о наблюдательности автора.

«Весенний водопад». Samsung ЕСХ1, режим auto/fuzz, Fujicolor Superia 200. А. В. Грибов, г. Новороссийск.

«Весенний водопад».Samsung ЕСХ1, режим auto/fuzz, Fujicolor Superia 200.
«Весенний водопад». Samsung ЕСХ1, режим auto/fuzz, Fujicolor Superia 200.

 Весенний? Да где ж тут весна? К сожалению, множество любительских снимков, на которых изображены водопады, напоминают кадры из репортажа о прорыве канализации. Убиваться по этому поводу особо не стоит: вода вообще и водопады в частности - необычайно сложные для съёмки объекты, и это надо иметь в виду.

 Рекомендуемый режим съёмки в этом случае таков: штатив, выдержка не короче 1/15-1/8 с, низкочувствительная плёнка (100 ISO или меньше) и визуальный контроль за освещением. Одним из наиболее предпочтительных вариантов является съёмка в контровом свете, но очень красивые результаты даёт также съёмка на очень длинных выдержках (вплоть до нескольких секунд) и при обычном верхнебоковом освещении. В последнем случае струи воды превращаются на снимке в сказочно-красивые туманные линии, плавно огибающие камни или другие препятствия, выступающие из воды.

Кстати, вот и ещё один совет: при съёмке потока постарайтесь найти достаточно массивный неподвижный предмет, который подчеркнул бы стремительность течения.

 Резюме: неудачный, неэстетичный снимок. За съёмку водопада без штатива лучше не браться.

«В поисках себя». Vivitar V3800N 28-70 мм (жёлтый светофильтр), 1/125 с, f/11, Lucky SHD 100, бумага Славич. Дмитрий Рябченко, г. Баку, Азербайджан.

«В поисках себя».Vivitar V3800N 28-70 мм (жёлтый светофильтр), 1/125 с, f/11, Lucky SHD 100, бумага Славич.
«В поисках себя». Vivitar V3800N 28-70 мм (жёлтый светофильтр), 1/125 с, f/11, Lucky SHD 100, бумага Славич.

 Горизонт, проходящий по середине кадра, способен начисто убить любой пейзаж. Надо было убрать часть пляжа на переднем плане, тем более что небо выглядит очень эффектно и на него следовало бы обратить больше внимания.

Кадр немного передержан при печати. Его следовало бы напечатать менее контрастно и менее плотно. Тогда детали фигуры молодого человека стали бы различимы.
К этому ещё можно сказать, что многие фотолюбители по непонятной причине пренебрегают низкой точкой съёмки (сидя на корточках, например), предпочитая снимать с уровня глаз. В данном случае съёмка с низкой точки позволила бы спроецировать фигуру человека на небо с облаками, что, возможно, повысило бы выразительность снимка.

Резюме: в принципе хороший, но технически недоработанный снимок.

«Красавец». Pentax MZ-30. Дмитрий Шихин, г. Санкт-Петербург.

«Красавец».Pentax MZ-30.
«Красавец». Pentax MZ-30.

 Забавно, но факт: «портрет» этого пожарного (?) устройства имеет практически те же недостатки, что и портрет Homo Sapiens, типичный для любительского творчества: всё важное - по центру. Разница только в том, что в портретировании человека есть смысл, а в съёмке разного рода железных (деревянных, оловянных, стеклянных) объектов его гораздо меньше. Хотя, надо сказать, не следует насильственно ограничивать себя, отказываясь от съёмки приглянувшегося объекта. Ведение фотографического дневника, съёмка этюдов и эскизов - важнейшая часть творчества, и недооценивать её не стоит.

К тому же труба - она и есть труба. Она всё стерпит.

Резюме: знакомые симптомы. Вертикальная ось симметрии и яркое тёмное пятно в геометрическом центре кадра.

Без названия. Olympus 0M-1N, Vivitar 35-70 мм, Kodak ProFoto 100. Николай Григорьев, г. Санкт-Петербург.

Без названия.Olympus 0M-1N, Vivitar 35-70 мм, Kodak ProFoto 100.
Без названия. Olympus 0M-1N, Vivitar 35-70 мм, Kodak ProFoto 100.

Съёмка в ракурсе способна преобразить почти любой сюжет, но - не любой. Этому снимку вредят слишком общий план и невнятное отображение архитектурного объекта позади. Фото перегружено деталями: тут и парапет, и полуразрушенные ступени, и синее небо с облаками. Создаётся впечатление, что автор не знает, что ему делать со столь живописной натурой. А в результате получается некое подобие «изобразительной каши»: зритель просто не в состоянии зацепиться взглядом за сюжетно важную деталь, потому что... её попросту нет.

Снимок лишён смыслового центра. С очень большой натяжкой за него можно принять белое облачное пятно чуть выше центра кадра, однако оно намертво перекрывается парапетом.

Кстати, можно было бы поместить верхушку здания слева в разрыв парапета справа вверху. Но и в этом случае снимок не поднялся бы выше уровня незамысловатой фотографической зарисовки.

Резюме: больше ясности мысли! Что, собственно, Вы хотели сфотографировать, коллега?

Мы настаиваем на том, что фотографирование должно приносить радость. Это непременно! Что же касается успеха или неуспеха того или иного снимка у зрителей, то о нём придётся позаботиться отдельно, совершенствуя композиционное видение, оттачивая техническое мастерство. Это нелёгкий процесс. Одно только преодоление стремления разместить лицо портретируемого человека в центре кадра чего стоит. Мы об этом уже, как минимум, лет 7-8 пишем... Однако вспомним слова французского мыслителя Франсуа де Ларошфуко: «Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели. На самом же деле мы не бессильны, а безвольны».  

Творческих успехов!

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев