+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Век анилина или Реинкарнация чёрно-белого фото

Век анилина или Реинкарнация чёрно-белого фото
(0)
Автор статьи Олег Харитонов

"Кухня" приветствует вас, коллеги! Химики рассказывают, что много-много лет назад юный шотландский любитель химии по фамилии Перкинс решил облагодетельствовать человечество, синтезировав искусственным путём - ни много, ни мало - хинин. Получив в результате эксперимента огромное количество грязной химической посуды, испачканной отвратительной чёрной смолой, он решил отмыть стекляшки спиртом. Каково же было его удивление, когда он увидел, что некоторые «образцы» окрасились в дивный пурпурный цвет. Такова полулегендарная история о том, как были получены первые анилиновые красители.

Времена меняются, и фотографическая кухня меняется вместе с ними. Суть перемен в том, что «мокрый» процесс обработки фотоматериалов отмирает подобно тому, как исчез в своё время мокроколлодионный процесс. Причина тому - несомненное моральное устаревание традиционной аналоговой печати.

Именно позитивная половина негативно-позитивного процесса оказалась наиболее уязвимой перед лицом взрывоподобного развития цифровых технологий. Традиционная лабораторная печать уступает место цифровой из-за излишней сложности системы контроля за качеством изображения: за контрастом, за передачей полутонов, за яркостью картинки. Наконец, один из самых чувствительных ударов по аналоговой печати нанёс Photoshop - известная на весь мир компьютерная программа, предназначенная для обработки, редактирования и трансформации фотографического изображения. Как вы полагаете, в какое место пришёлся удар?

 Ретушь, ретушь решила всё! Борьба с пылью, с механическими частицами, норовящими то и дело прилипнуть к негативу в самый ответственный момент, до сих пор отнимавшая у фотографа столько времени, превратилась в детскую забаву: для самых ленивых (или для работы с наиболее повреждёнными материалами) Photoshop предлагает решение проблемы в автоматическом режиме. Для более трудолюбивых — возможность всё сделать вручную с максимально возможным качеством. Exit.
Чёрно-белой плёночной фотографии пришлось очень несладко. Фотографическая «кухня» как таковая с её проявителями и закрепителями, ради поддержания и изучения которой и создавалась в своё время наша рубрика, очень похожа сейчас на лошадь барона Мюнхаузена.

Хотите знать, как сейчас всё это выглядит? Вы проявляете плёнку в бачке, как и всегда, высушиваете её, а затем сканируете с разрешением не меньше 2400 dpi и «выводите» (популярное словечко, не правда ли?) результат на специальную фотобумагу посредством струйного принтера.

Не торопитесь возражать! Стоит попробовать сделать это хоть раз, и никакая сила вас больше не загонит в ванную комнату, куда надо перенести увеличитель, затем расставить кюветы, залить в них растворы, а затем потушить свет, и... А если у вас, извините, совмещённый санузел, а живёте вы не в одиночестве? Повторюсь, всё вместе это называется моральным устареванием. Морально устаревшая технология, коллеги! Это я о прежней технологии печати.

Как выглядит сегодня чёрно-белая съёмка? Вы работаете с цифровой камерой, получаете полноценное цветное изображение, которое затем обрабатываете... даже не в Photoshop’e, а в «простой» программе для просмотра изображений, в «гляделке» типа ACDSee: кнопка «Улучшить», кнопка «Уровни», движок на шкале цветовой насыщенности, задвинутый до нуля, и у вас на экране монитора - отличное чёрно-белое изображение, изобилующее полутонами. Не забывайте, до Photoshop’a дело пока не дошло!

И что делать, если, спросите вы, вы любите всё это «морально устаревшее»? Продолжать любить его дальше, преодолевая трудности! Самое интересное сейчас - это комбинированные технологии. Плёнка не торопится сдавать позиции. Используя её различные разновидности, современный фотограф получает в свои руки новую степень творческой свободы: оригинальная фактура изображения, которую можно менять, используя разные типы негативных проявителей, - это раз. Возможность получить безукоризненное по качеству чёрно-белое изображение с цветной плёнки, не опасаясь пресловутой «цветовой слепоты» (это когда с цветного негатива печатают на традиционную фотобумагу, не чувствительную к красному), - это два. Способность в комфортных домашних условиях реставрировать и самостоятельно буквально возвращать к жизни утраченные было негативы и позитивы... Список можно продолжать.

Кто-нибудь спросит, а чего, собственно, ради я агитирую вас «за советскую власть»? Это же новые прописные истины! Не так всё просто. Переход от аналоговых технологий к цифровым, и в особенности к комбинированным, требует значительной психологической перестройки, изменения фотографического зрения, освоения совершенно новых, невиданных и недоступных ранее творческих приёмов.

Грядёт век анилина, век краски, век слияния фотографии и фотографики. Будущее наступает, и остановить этот процесс невозможно, да и бессмысленно пытаться. Гораздо разумнее освоить новые технологии и научиться получать от них удовольствие. Звучит немного грустно, но, поверьте, работа с фотобумагой, которая не боится засветки (!!!), того стоит.

«Кухня» нового образца не оставит без внимания нашу «новую старину»: ФМ по-прежнему будет публиковать материалы по химической обработке традиционных плёнок и фотобумаг, пока они будут поступать в продажу. Однако не меньшее внимание мы теперь будем уделять и материалам для струйной печати, и вопросам освоения новых технологий, которые важны для тех фотографов, которые не торопятся очертя голову бросаться в неизвестность и не хотят раньше времени объявить устаревшими те черты чёрно-белой фотографии, которые позволили ей перешагнуть рубеж веков и прочно утвердиться в новом тысячелетии: внутреннее благородство и эмоциональную выразительность.
Встретимся на «Кухне», коллеги!

Фото автора. В обоих случаях негативы были отсканированы на многофункциональном устройстве Epson Stylus Photo RX500 с разрешением 2400 dpi, а затем распечатаны на нём же.

Без названия. Pentax Spotmatic SP, Super-Takumar SO мм fl1,4, 1130 c, f/2. Плёнка Ilford FP4 Plus (125 ISO), обработанная в проявителе Ilford Microphen go El 200. Этот фотоматериал не очень хорошо переносит push-проявку, поэтому зерно получилось довольно заметным. После незначительной ретуши в Photoshop’e снимок был отпечатан на лёгкой шелковисто-матовой бумаге Lomond Silk Photo Paper (130 г/м2). Обратите внимание на показатель, приведённый после названия бумаги: это её плотность. Современный светописец должен освоить основы полиграфического производства, чтобы добиться приемлемого результата.Модель: Зоя Машкова.
Без названия. Pentax Spotmatic SP, Super-Takumar SO мм fl1,4, 1130 c, f/2. Плёнка Ilford FP4 Plus (125 ISO), обработанная в проявителе Ilford Microphen go El 200. Этот фотоматериал не очень хорошо переносит push-проявку, поэтому зерно получилось довольно заметным. После незначительной ретуши в Photoshop’e снимок был отпечатан на лёгкой шелковисто-матовой бумаге Lomond Silk Photo Paper (130 г/м2). Обратите внимание на показатель, приведённый после названия бумаги: это её плотность. Современный светописец должен освоить основы полиграфического производства, чтобы добиться приемлемого результата.
Модель: Зоя Машкова.

Из жизни одного офиса. Зенит-Е, Индустар-61 Л13 50 мм fl2,8, экспозиция не записана. Плёнка Kodak Academy 200, обработанная в проявителе Kodak D-76 до EI 800. Съёмка 2000 г. Попытки распечатать этот кадр на обычной фотобумаге ни к чему не привели: слишком много тени, невнятный световой рисунок, неинтересно. Через 4 года после съёмки негатив был отсканирован, и контрольна напечатана затем на бумаге Lomond Premium Photo Paper Satin (260 г/м2). После минимальной ретуши в Photoshop’e изображение было подвергнуто нежной обработке там же с использованием фильтра Chalk&Charcoal («Мел и уголь»). Не скажу, что получился натуральный шедевр, однако нельзя не отметить, что изображение приобрело некоторые признаки выразительности.Никогда не выбрасывайте негативы - ни старые, ни новые!
Из жизни одного офиса. Зенит-Е, Индустар-61 Л13 50 мм fl2,8, экспозиция не записана. Плёнка Kodak Academy 200, обработанная в проявителе Kodak D-76 до EI 800. Съёмка 2000 г. Попытки распечатать этот кадр на обычной фотобумаге ни к чему не привели: слишком много тени, невнятный световой рисунок, неинтересно. Через 4 года после съёмки негатив был отсканирован, и контрольна напечатана затем на бумаге Lomond Premium Photo Paper Satin (260 г/м2). После минимальной ретуши в Photoshop’e изображение было подвергнуто нежной обработке там же с использованием фильтра Chalk&Charcoal («Мел и уголь»). Не скажу, что получился натуральный шедевр, однако нельзя не отметить, что изображение приобрело некоторые признаки выразительности.
Никогда не выбрасывайте негативы - ни старые, ни новые!

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев