+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Весенняя охота без ружья

Весенняя охота без ружья
(0)
Важно! Успех в фотоохоте зависит в первую очередь от знания мест и повадок объектов съёмки.

Бескровная охота становится всё более популярной, и, возможно, мой опыт будет кому-либо интересен. Путешествую по Онежскому полуострову. На нём нет приличных дорог, только лесовозные. Он малонаселён, со всех сторон окружён Белым морем и пока остаётся сравнительно труднодоступным и малопосещаемым местом, своего рода естественным заповедником.

До 8-9 мая в здешних краях ещё лежат снега. Очень здорово наблюдать стремительное наступление весны, таяние снега, половодье на таёжных речках и озёрах. В конце похода, как правило, наступает почти лето, вода спадает, и становится тепло. Весь этот период токуют глухари и тетерева, появляется пролётная птица, день становится всё длиннее, комаров ещё нет, и лучшего времени для фотоохоты на Севере не придумать.
Поединок из-за дамы. Pentax MZ-5N, Sigma 70-200 мм /72,8. Монопод. Fujicolor NPH 400 Professional. Пример недоработки: справа от «бойницы» не убраны ветки, попавшие в кадр.

Успех в этом занятии зависит в первую очередь от знания мест и повадок объектов съёмки. Тут всё в порядке: в этих краях мы с товарищем больше 10 лет занимались пушным промыслом и просто охотой в период отпусков. Кроме этого нужны подходящая аппаратура, снаряжение, погода, терпение и удача.Первый опыт был проделан с фотоаппаратом Pentax MZ-M и объективом Pentax SMC-A 80-200 мм f/4,5-5,6.

Ничего хорошего из этого не вышло: победить шевелёнку при съёмке с рук (а снимаешь, как правило, на вечерней или утренней заре при неважном освещении) не удалось, да и качество оптики оставляло желать много лучшего. Кроме того, 200 мм для съёмки птиц маловато. Бюджетный зум Pentax SMC-F 100-300 мм f/4,5-5,6 на максимальном фокусном расстоянии давал отвратительную мыльную картинку и также получил отставку (автору, видимо, просто не повезло. Указанный объектив, если он исправен, даёт очень хорошее изображение и часто используется спортивными фотографами. - Прим. ред.).

К следующей весне обзавёлся телеобъективом Таир-ЗС 300 мм f/4,5 и моноподом Manfrotto. Такое сочетание позволяет очень неплохо снимать из шалаша, но с подхода трудно.
Тетеревиный ток. Общий вид. Pentax MZ-5N, Pentax FA 28-70 мм f/4. Fujicolor NPH 400 Professional. Туманное утро. Вид из шалаша.
 Качество же картинки отечественного объектива оказалось вполне на уровне. После долгих опытов и раздумий я остановился на старом добром фоторужье. На станину от Фотоснайпера установил Pentax MZ-5N с телевиком Pentax SMC-FA* 300 мм f/4,5. Эта конструкция хорошо стабилизирует объектив как при съёмке из укрытия, так и с подхода. Автофокус и выведенная к спусковому крючку кнопка электронного тросика резко повысили оперативность и удобство использования, а оптика оказалась просто великолепна.

 Возможно, лучшим вариантом по весу и удобству кадрирования (но не по качеству изображения) был бы Canon с зумом 80-400 мм (со стабилизацией изображения) или аналогичный комплект от Nikon, но пока позволить себе такую технику не могу. Плёнку лучше использовать чувствительностью 400 ISO, ведь кроме шевелёнки есть ещё проблема движения объекта. На двухсотку не поснимаешь в сумерках, а восьмисотка слишком зерни- ста. - отпечаток 20x30 уже смотрится неважно.

 Я пробовал Kodak Supra 400 и Royal Supra 400, Fuji Press 400 и NPH 400, пока не остановился на последней - её цветопередача естественна, а резкость великолепна. Пишут, что очень хороша слайдовая Fuji Provia 100, снятая как 320 и пушированная при проявке на 2 ступени, но я пока не пробовал. Тем более что со слайдом гораздо легче ошибиться с экспозицией, а дубль не сделаешь — каждый кадр уникален.

Тетерева

Тетёрка. Pentax MZ-5N, Pentax FA* 300 мм f/4,5. Fujicolor NPH 400 Professional. Птица была настолько близко, что едва поместилась в кадр.
  Самый благодатный объект съёмки - это тетерева, но с ними приходится потрудиться. Токовища располагаются в центре больших и открытых моховых болот, обычно у истоков вытекающего с болота ручейка, и ходить там тяжко. Зато искать их легко - бормотание тетеревов разносится на многие километры.

 Нужно определить по наличию помёта и пёрышек центр действия. Обычно возле него имеется приличных размеров кочка, на которой можно построить шалаш. Если кочки нет, приходится сооружать настил из сухостоя — под ногами хлюпает вода. Шалаш строится из подручных материалов: ёлочки, сосёнки, еловый лапник. Можно носить с собой съёмочную палатку из камуфляжного материала или просто куски камуфляжной ткани и обтягивать ими воткнутые по периметру шалаша колья. Получается хорошая защита от ветра и возможного дождя. Верх и бока всё равно лучше маскировать лапником.

 Построенный шалаш надо оглядеть со стороны: он не должен просматриваться насквозь, особенно до высоты 50-60 см, иначе птицы будут видеть ваши движения и улетать. Для съёмки нужно заранее проделать «бойницы» с той стороны, где утреннее солнце будет освещать сцену сбоку. Штатив применять неудобно: в шалаше его не переставишь, а птицы сидят с разных сторон. Помогает стабилизировать объектив простая палка с рогулькой. Длина её должна быть 60-70 см, чтобы можно было снимать сидя.

В 2 часа ночи уже надо быть в шалаше. Одеться надо тепло - придётся 4-5 часов терпеть ветер и ночные заморозки. Я расстилал в шалаше пенополиуретановый коврик и забирался в спальный мешок. Поспать птички не дадут, но хоть ждать тепло. Не помешает термос с горячим чаем.
Глухариный ток. Общий вид. Pentax MZ-M, Pentax FA 28-70 мм f/4. Kodak Professional Supra 800.

Тетерева прилетают в 2-3 часа утра, иногда ночуют прямо на току. Прилетает от 10 до 30—40 птиц. Наблюдать их весенние забавы очень увлекательно. Петухи бегают, наскакивают друг на друга, хотя до драк дело, как правило, не доходит. Бормочут, фыркают, шипят как змеи. Серенькие тетёрки ведут себя скромно, наблюдая происходящее. К концу тока уводят избранника с собой и уединяются где-нибудь в чаще. Несколько раз садились на шалаш и таращились на меня (сверху шалаш был открыт). Приходилось на 3-5 минут застывать в той позе, в которой застали, и обманутые неподвижностью птицы слетали.

Ясным утром снимать можно примерно с 5 часов утра. У длиннофокусной оптики небольшая глубина резко изображаемого пространства, а на диафрагме 4,5 у тетерева на снимке резко получится либо голова, либо хвост. Поэтому лучше подождать, пока солнце взойдёт повыше, и зажимать диафрагму как минимум до 8.

Щелчки затвора и звук перемотки плёнки птиц не пугает, а вот высовывать объектив в «бойницы» нужно аккуратно и медленно: стоит качнуть ветку или зашуршать, все тетерева дружно слетают. Правда, через 5—10 минут возвращаются снова. Стараешься снять характерные позы, интересные сценки. Птицы перемещаются, и кадрировать трудно. Снимаешь, как получится по обстановке. На тетеревиных токах могут быть и редкие удачи - бывает, прилетают и садятся гуси или журавли, можно увидеть лисицу или филина, охотящихся на тетеревов. К сожалению, в последние три весны мне на такие сценки не везло.

При съёмке как тетеревов, так и глухарей нужно вводить экспокоррекцию +1-1,5 ступени, так как птицы эти тёмные и без коррекции могут получиться просто угольно-чёрными. На снежном фоне соответственно коррекция должна быть больше. Естественно, плёнку потом нужно проявлять без коррекции.

Глухари

Съёмка глухарей гораздо сложнее. Токуют они обычно на небольших, окружённых лесом и поросших сосной болотцах, и найти их непросто. Обычно ищут на утренней заре. Если в 3-5 часов утра вы спугнули глухаря, значит, обязательно рядом ток.
Условия освещения на глухарином току хуже, чем на тетеревином.

 Лес и тени гуще, а птицы обычно рассредоточены. Первую ночь лучше посвятить изучению тока. Надо определить места токования, центр тока, присмотреться к освещению. Если есть характерный центр, лучше поставить там шалаш - такой же, как на тетеревином току, но закрытый сверху - птицы часто токуют на деревьях и оттуда отлично всё видят.

К закату петухи слетаются и рассаживаются на деревьях. Как правило, токуют уже вечером, до полного захода солнца и к 12 замолкают, а в 2-3 часа утра начинают снова. Песня состоит из пощёлкивания, напоминающего лёгкий стук одной сухой ветки о другую, и «точения» — нескольких колен вжикающих, шипящих звуков, словно где-то в отдалении пилят дерево.

 Во время «точения» глухарь ничего не видит и не слышит, чем и пользуются охотники, приближающиеся прыжками «под песню» на верный выстрел. Этим приёмом можно пользоваться и при бескровной охоте. Под песню удаётся сделать 2-4 прыжка. До окончания «точения» надо остановиться и замереть.
Токующий глухарь. Pentax MZ-M, Pentax FA* 300 мм f/4,5. Фоторужьё. Fujicoor NPH 400 Professional. Съёмка из шалаша. Ради такого стоит помёрзнуть!
 Так можно подойти к птице вплотную. Я подходил на 3—4 метра. Вот только снять труднее, чем убить. Часто петух сидит в густой кроне дерева или токует в чаще, и тут уж ничего не поделаешь. Кроме того, для съёмки надо выйти на открытое место или хотя бы высунуться из- за дерева, а это не всегда удаётся сделать, не спугнув.

Ток, на котором я бываю, при нынешнем оскудении природы можно назвать большим — около десятка только поющих петухов и 4-5 «молчунов» (молодых, не поющих птиц).
fotoshkola10.jpg
Ещё лежит снег, который на утреннем заморозке отлично держит, и глухари предпочитают токовать «на полу», не садясь на деревья. Я снимаю и из шалаша, и с подхода. Незабываемое впечатление: огромная птица в 3-5 метрах. Можно вплотную рассмотреть и отливающую зелёным грудь, и распушенный веером хвост, и наблюдать, как глухарь, треща крыльями, подлетает на полметра, кувыркаясь в воздухе.

Иногда петухи дерутся. Весит взрослая птица до 4,5 кг, и бои серьёзные - хлопанье крыльев разносится на сотни метров, на снегу остаются кровь и перья. Бывает, они серьёзно ранят друг друга.

Глухарь гораздо осторожнее тетерева. Малейший шорох тревожит его. Он прекращает петь и долго прислушивается. Наводить фотоаппарат нужно «под песню», быстро и без суеты, снимать вблизи тоже лучше «под песню» — щелчок затвора настораживает птицу.
Самочки прилетают утром. Сидя на деревьях возле петухов или вертясь около них на земле, громко квохчут и пытаются обратить на себя внимание кавалеров. В первую фотовесну я загубил из-за плохой аппаратуры и отсутствия навыков уникальный кадр - 7 глухарок на одном дереве. За много лет лесных скитаний увидел такое в первый раз.

Токовые позы птиц так красивы, что иногда залюбуешься и забудешь про съёмку.
Глухари очень чувствительны к непогоде. Если утро серое, токуют неактивно, а в ветреное или дождливое молчат и могут даже не прилететь. Наоборот, в ясное и морозное токуют просто яростно.

Рябчики

Рябчик. Pentax MZ-M, Pentax FA* 300 мм f/4,5. Фоторужьё. Fuji NPH 400 Professional. Удалось поймать момент, когда рябчик был неподвижен. Снимал почти навскидку.
Рябчики обычно живут в ельниках у ручьёв и вообще предпочитают густые и тёмные места. Их тоже охватывает весеннее настроение. Самцы поют, дерутся друг с другом, ищут пару.

 Караулить их специально не нужно. Там, где спугнул, стоит немного отойти в сторону и выждать минут 10, а потом посвистеть в манок (продаются в охотничьих магазинах), и петушок прилетит сам.

Снимать его сложно - уж очень он подвижен, не сидит на месте и, как правило, всё время скрыт ветвями.

 Звук манка сильно возбуждает птичку. Даже увидев человека, рябчик всё равно реагирует на манок - отзывается, чирикает, распушает перья.

Один особо активный летал вокруг меня минут двадцать, выискивая настоящего противника.

 При этом ухитрился ни разу не сесть на более-менее открытое место, категорически отказавшись позировать.



Пейзажная съёмкаНачало весны. Pentax MZ-M, Pentax FA 31 мм f/1,8 limited. Монопод. Kodak Professional Supra 100. Вот так в начале мая выглядят таёжные речки.

Часто находишь просто великолепные пейзажи, которые не хочется пропустить. Но таскать с собой кроме фоторужья ещё и средний формат в пешем походе практически невозможно. Кроме того, сочетать пейзажную съёмку и фотоохоту очень трудно - нет времени на то и другое сразу. А ведь хочется снимать не только птиц, но и, например, общий вид тока, следы, характерный пейзаж мест обитания объектов съёмки.

 В качестве компромисса я брал Pentax MZ-M (он же играл роль резервной камеры) со штатником или зумом и лёгкую штативную головку Manfrotto #342 со специально изготовленной струбциной. Из неё и трёх воткнутых в землю и связанных верёвкой кольев за 3-5 минут изготавливается штатив — можно снять пейзаж, можно самого себя.

Снаряжение и трудности

Первобытная жизнь нелегка, и тащить с собой приходится много. Топор, котелки, спальный мешок, клеёнка от дождя или палатка, тёплая одежда, аптечка и карта местности обязательны. Мне было легче, потому что наша промысловая избушка ещё сохранилась и можно было хоть иногда обогреться и отдохнуть по-настоящему.

Нужны продукты на две недели - ведь стрелять нельзя, а рыбу не всегда поймаешь. Например, последней весной озера до 18 мая были во льду, на который не выйти (провалишься сразу) и сетку не поставишь. Хотя в предыдущие сезоны рыбы ловил достаточно.
Ко всему прочему добавляется вес аппаратуры.

Нужны мелочи для починки лыж, ремонта сапог и одежды, хорошая верёвка и 15—20 больших гвоздей для постройки плота. Плот строишь для рыбалки и для переправы. Водные преграды весной — одно из основных препятствий: пустячный ручеёк, который летом перешагиваешь без проблем, превращается в быструю и глубокую речку, текущую по затопленному лесу. А уж сами речки иногда почти непреодолимы: сильное течение несёт льдины, валежник, глубина ледяной воды 3—5 метров, и приходится налаживать серьёзную переправу со страховкой — валить елку, строить перила.

Ходить по густому лесу, особенно на вечерних зорях и ночью, надо осторожно. Медведи повылезали из берлог и бродят злые и голодные. Они вовсе не из сказки и не плюшевые мишки. Встречаться с ними без ружья и собаки в одиночку опасно (хотя вовсе не обязательно нападёт - обычно убегает), а собака мешает съёмке. Все три весны я жил с медведями по соседству — они ходили по моей лыжне, особо наглые даже попадались на глаза. К сожалению (а может, и к счастью), сфотографировать ни одного не удалось. Для обороны таскал ружьё, а это ещё 3 кг веса. Так что и по соображениям безопасности, и с точки зрения преодоления походных трудностей лучше идти вдвоём. Да и психологически трудно прожить 2—3 недели в одиночестве.

Очень зависишь от погоды. Бывает дождь, а то и снег, мороз, и мало того, что неуютно ночевать под открытым небом, ещё и съёмка срывается.
Но в принципе все проблемы преодолимы при наличии туристского или охотничьего опыта и терпения. Не обязательно забираться слишком далеко и устраивать себе русский экстрим. А удовольствие, которое вы получите, проявив и отпечатав плёнки, дорогого стоит. Весна в лесу изумительна — солнце, везде текущая голубая вода, всё летает, поёт и радуется жизни. И само общение с природой в период её бурного пробуждения навсегда останется в вашей памяти как Большое Приключение.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев