+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Юрий Анатольевич Сигалев, г. Пенза.

Юрий Анатольевич Сигалев, г. Пенза.
(0)
Предлагаемые на ваш постоянный фотоконкурс снимки сделаны простой, бывшей некогда популярной у фотолюбителей шкальной фотокамерой Вилия. При некоторых навыках этот фотоаппарат при всей простоте позволяет снимать многие сюжетыI, в т.ч. макро, благо фокусировка оправы позволяет ставить дистанцию до 0,5 м (правда, маркировка на оправе дана лишь до 0,8 м), что вкупе с диафрагмированием даёт ещё и большие макровозможности. Снимок «Первый снег» сделан с помощью насадочных линз (я использую готовый набор от кинокамеры Кварц 2+8С). Конечно, в сравнении со съёмкой зеркальной камерой здесь нужно больше старания и точности (зато синхронизация со вспышкой вплоть до 11250 и практически безвибраци- онный спуск затвора открывают дополнительные возможности), в первую очередь это относится к развитию интуиции кадрировки и навыков достаточной резкости съёмки, что достигается с помощью нехитрых приспособлений.

Сначала определяется резкость для основных, предполагаемых в работе масштабов съёмки с разными насадочными линзами посредством простейшего фокусиро- вочного экрана (кусочек ровного стекла, можно оргстекла, матированного с одной стороны, размером 27x38 мм) на полностью открытой диафрагме и составляется
простая таблица. Остаётся изготовить фо- кусировочный щуп, в качестве которого хорошо подходит телескопическая антенна от маленького радиоприёмника (у неё больше колен и они короче, что удобней) с простейшим кронштейном, крепящимся к штативному гнезду соответствующей гайкой (можно использовать готовую гайку от любого ненужного футляра фотокамеры). И после небольшой тренировки можно снимать. При определённых навыках работать такой техникой во многих случаях много удобнее, нежели работать зеркал- кой. Хотя, конечно, есть такие сюжеты, где без помощи зеркалки не обойтись, но здесь нужно помнить простое правило: плохих фотоаппаратов не бывает, и все они, самые дорогие и самые дешёвые, отличаются лишь возможностями, исходя из которых и нужно творчески подходить к процессу съёмки. Так что многим фотолюбителям, возможно, стоит переосмыслить свои мечты и желания о некой, зачастую недоступной по цене, самой дорогой, самой навороченной (но действительно ли нужной?) фотокамере и внимательнее присмотреться к зачастую забытым и пылящимся где- то в самых дальних уголках старым, но исправным фотоаппаратам, которые при умелом обращении могут стать верными друзьями во многих ситуациях.
«Верные друзья». Вилия, 1/60 с, f/5,6, вспышка Unomat В24ТАС. Отметим, что зрачки глаз у данных друзей являются наглядным примером эффекта красных глаз в приложении к животному миру (только окраска приобретается не красная, а зелёная). Аля уменьшения этого эффекта фотограф, очевидно, включил всё возможное освещение; зрачки у котов — овальные, а не расширенные до круглых.
«Верные друзья». Вилия, 1/60 с, f/5,6, вспышка Unomat В24ТАС. Отметим, что зрачки глаз у данных друзей являются наглядным примером эффекта красных глаз в приложении к животному миру (только окраска приобретается не красная, а зелёная). Аля уменьшения этого эффекта фотограф, очевидно, включил всё возможное освещение; зрачки у котов — овальные, а не расширенные до круглых.

И немного о свете. Снимок ((Верные друзья» сделан со вспышкой в автоматическом режиме. Однако прямой свет от вспышки, тем более установленной на камере (правда, у Вилии вспышечный башмак вынесен в сторону), редко когда бывает хорош и подходящ к ситуации съёмки. В данном случае был оставлен всё же вариант прямого света, чтобы подчеркнуть выражение и цвет глаз кошек, однако для избежания ненужного излишнего контраста и резких теней отражатель (головка) вспышки, с установленным дополнительно рассеивающим козырьком из белой бумаги, был немного поднят.

При естественном освещении с добавлением вспышки нужно быть ещё аккуратнее, поэтому натюрморт, или, точнее, фотоэтюд ((Первый снег», лишь слегка подсвечен отражённым светом вспышки (в качестве отражающего материала был применён козырёк слегка золотистого цвета).

Надеюсь, предложенный мной здесь материал будет интересен и принесёт хотя бы маленькую пользу, что послужит дополнительным стимулом многим фотолюбителям работать тем, что есть в наличии, с большим старанием и энтузиазмом подходить к процессу фотосъёмки (а желательно и печати, но это отдельная тема) и больше снимать, но не абы как, а вдумчивее и старательнее, вместо того чтобы прожигать время в погоне за очередным ((чудом» фототехники или в мечтах об оном, к чему нередко, чего греха таить, склоняют и многие фотоиздания. Несколько лет назад в одном таком издании был опубликован материал подобного содержания о якобы неограниченных возможностях трёх верхних моделей 35-мм камер ведущих фирм, где каждый из авторов хвалил свою систему, награждая её всяческими положительными определениями типа ((разница огромная» и т.п. (камеры, описанные там, хорошие...). Но нужна ли фотографу 45-точеч- ная фокусировка, если это, кроме усложнения и путаницы, ничего не даёт? И нужен ли 1005-точечный замер (а почему не 1000, или скажем, 999) экспозиции по свету и цвету, если тут же приводится ночной портрет со вспышкой, свет которой отбрасывает ((тени ушей фотографа», и Сменой-2 можно было бы всё снять гораздо лучше? Мне лично не нужна такая камера, которую вместо работы приходится постоянно ощупывать, нажимая и ища кнопочки, колесики, которыми она увешана со всех сторон, как новогодняя ёлка. И зачем мне компакт-фотоаппарат за 1000 долларов, если тщательно отъюстированная Смена-8 (проверено испытаниями) даёт снимки лучше, а тот же компакт зачастую выбивает до 30% брака по фокусировке или экспозиции, а по резкости проигрывает?

Пользуясь случаем, хотелось бы задать, к примеру, вопрос сотрудникам фирмы Canon: чем лучше выпускаемая ныне модель бюджетного объектива 28-90 мм f/4-5,6 в хрупком пластиковом корпусе с примитивным дизайном и крайне неудобным колёсиком-ободком ручной фокусировки, нежели аналогичная бюджетная модель 28-80 мм f/3,5-5,6, выпускавшаяся фирмой в начале 90-х с соответственно бюджетной камерой EOS 100 и др.? У этого объектива был настоящий дизайн, металлический байонет, широкие кольца зу- мирования и ручного фокуса, причём значения фокусировки отражались на шкале, вращающейся в закрытом окне (сейчас, правда, выпускается аналогичный по дизайну и исполнению зум 28-105 мм f13,5-4,5; пока выпускается, но он значительно дороже). Вопросов много, но общая суть одна, один и тот же вопрос: уважают ли фирмы своих клиентов, потребителей их продукции, зачастую выпускающие под видом усовершенствования новейшие, модернизированные, но по сути ухудшенного конструктива образцы, пусть и напичканные большим количеством зачастую ненужных функций? И не нужно ли сделать наоборот: функций поменьше, а качество и конструктив - лучше? Хотелось бы узнать мнение.

Юрий Анатольевич Сигалев, г. Пенза.

Во многом с нашим читателем нельзя не согласиться. Особенно импонирует нам подход к аппаратуре; действительно, многие простейшие фотокамеры (в том числе и Вилии, и Смены разных моделей) на самом деле вовсе не так просты; умелые руки и умная голова способны раздвинуть горизонты применения таких камер до пределов, о которых их конструкторы в своё время и не догадывались.

Однако всё и всегда взвешивается на весах удобства, практичности и доступности; фотограф, регулярно занимающийся в наши дни макрофотосъёмкой (например, в силу профессиональных обязанностей) вряд ли будет упражняться описанным образом; он предпочтёт удобства фокусировки, то есть зеркальную камеру, пусть её выдержка синхронизации и не дотянет до 1/250 с, а цена будет выше на порядки.

Та же Смена-8 (как и другие Смены), будучи исправной и отъюстированной, действительно, позволяет фотографу получать прекрасные, резкие снимки и использовать вспышку на всём диапазоне выдержек. Мало- мальски умелый фотограф, действительно, «сделает» Сменой любую «мыльницу». Но! Только на фокусном расстоянии 40 мм, что практически соответствует распространённым «мыльничным» 38 мм. А если это слишком много (не так уж редкая ситуация в малогабаритных квартирах, например)? При справедливости всего вышесказанного здесь в более выигрышных условиях может оказаться не имеющий возможности серьёзно влиять на работу камеры и подключать к ней вспышки (кроме светосинхронизированных) обладатель камеры, например, описанной в этом же номере ФМ на страницах рубрики «Мыльница» Rollei Prego 100WA (правда, значительно более дорогой) с минимальным фокусным расстоянием 28 мм. А если нет возможности приблизиться к объекту для крупного плана, удача вполне может отвернуться от обладателя Смены и повернуться лицом к владельцу Rollei Prego 160 с диапазоном фокусных расстояний до 160 мм. Пусть при таком фокусном расстоянии его объектив и пропускает примерно в дюжину раз меньше света, чем объектив Смены... Разумеется, на месте упомянутых могут быть и многие другие компакт-камеры, в изобилии выпускающиеся множеством производителей. Кстати, компакт-камера за $1000 не будет хуже Смены по резкости; Лейка и Контакс не ставят на свои компакт-камеры элитной группы плохую оптику.

В любом случае умелый фотограф, чётко знающий возможности своей камеры (и их пределы), сделает гораздо больше удачных снимков, чем бездумный «нажимальщик», сколь бы дорогой и навороченной камерой он ни пользовался.

Примерно из той же категории и вопрос 45-зонной автофокусировки. Без неё вполне можно обойтись; в том числе и вообще без автофокусировки. Однако есть ситуации, когда автофокусировка полезна и даже неоценима. В том числе и много-многозонная. Топ-модели вообще оснащаются максимально возможным набором функций для того, чтобы каждый (в идеале) фотограф мог пользоваться тем набором функций, который нужен именно ему для решаемых им задач. Кому 45 зон и серии по 8 кадров в секунду, кому точечный замер и ручной режим... А кому и простая программная автоматика «на все случаи жизни», с лёгкой руки той же фирмы Кэнон называемая «зелёной зоной».
«Зимний калейдоскоп». Вилия, 1160 с, f/8. На этом сюжете нам показалось странным налипание снега снизу (как и нижняя подсветка). Однако на обороте есть авторская подпись, которая лишает нас права повернуть снимок на 180. Будьте внимательны, подписывая снимки (это всех касается!).
«Зимний калейдоскоп». Вилия, 1160 с, f/8. На этом сюжете нам показалось странным налипание снега снизу (как и нижняя подсветка). Однако на обороте есть авторская подпись, которая лишает нас права повернуть снимок на 180. Будьте внимательны, подписывая снимки (это всех касается!).

Коль скоро речь зашла о камерах Canon, отметим, что EOS 100 не был бюджетной камерой, а занимал среднее положение; низшей моделью была EOS 1000. Сегодня на месте «сотки» стоит EOS 300V, значительно более могучий функционально, но облегчённый, более «пластмассовый» и, вероятно, менее долговечный.
Бюджетная же аппаратура из года в год становится всё легче и проще, становясь, если угодно, всё более бюджетной. То есть дешёвой. То есть конкурентоспособной; конкуренция по прочности и надёжности (в том числе) ведётся в области профессиональной аппаратуры; любительские же камеры, особенно низшего класса entry-level (и примыкающие к ним бюджетные обьективы), соревнуются друг с другом прежде всего в категории «кто дешевле». Именно поэтому исчезает шкала дистанций, фокусировочное кольцо становится тонким и не слишком удобным. Однако же ручная фокусировка всё равно остаётся возможной, хотя такие камеры рассчитываются прежде всего на использование в режиме автофокусировки.

Конечно, нам тоже нередко (и нередко небезосновательно) кажется, что раньше и трава была зеленее, и деревья повыше. Однако против диалектики не попрёшь!
А на предмет «функций поменьше - конструктив получше» - обратите внимание, например, на Nikon FM3A. Данный конструктив великолепен. Но можете посмотреть в прайс- листах, сколько он стоит.

Вспоминается давнее интервью гендиректора АвтоВАЗа. По его словам, ВАЗ вполне мог бы делать автомобили не хуже иномарок (кстати, охотно верим; как и в то, что Красногорский завод способен делать, например, камеру вроде Лейки). Правда, и порядок цен будет такой же.

Уважают ли производители своих потребителей? Однозначно, да. На коммерческой основе. И если вы покупаете новую камеру той же марки, что и старая, вы тем самым благодарно откликаетесь на это уважение. Сказывается оно и в том, что, как правило, в каждом новом поколении камеры приобретают функции, ранее присущие камерам более высокого класса (или это просто конкуренция заставляет? Всё равно хорошо, мы так думаем). Нужно только иметь в виду, что производители массовых камер должны уважать некоего массового потребителя, то есть усреднённого; отдельным же индивидуумам отдельные моменты могут не нравиться. А производители дорогой и особенно эксклюзивной продукции иногда позволяют себе адресно уважать и вполне конкретных, отдельных потребителей.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев