+7 (812) 337 15 49
+7 (921) 963 70 56
Санкт-Петербург
Манчестерская, 2
У нас новый адрес Карта

Золотое сечение

Золотое сечение
(0)
Автор статьи Максим Павлов.

Попробуем разобраться, не впадая в излишнюю восторженность, что в этом снимке действительно есть такого, что сделало бы его достойным упоминания перед лицом - не Вечности, конечно, - на такой масштаб мы ни замахнуться, ни даже представить его себе не можем, - а ближайших двух-трёх поколений? Что в этом снимке угадано и поймано? Что Мэпплторп отсёк из эталона Леонардо, что сохранил?

Перед нами очень красивая симметричная композиция. Есть ноги, торсы и груди, но рук мало, а голов вообще нет. С одной стороны, это могло бы означать, что фотографу неважно, кто персонально изображён на снимке, но с другой - он указывает имена всех трёх моделей: Кен, Лидия, Тайлер. То есть эти тела говорят сами за себя и не нуждаются в лицах. Человеческое тело играет роль эстетического объекта. Мэпплторп указывает как бы не имена, а названия изображённых предметов, точно так же, как под фотографией с изображением мака он подписывает: «Мак», под изображением орхидеи: «Орхидея». Разницы нет. Роль играет красота предмета как таковая.
Кен, Лидия и Тайлер, 1985.Фото: Роберт Мэпплторп. Цит. по изд.: Роберт Мэпплторп и классическая традиция: фотографии и гравюры маньеризма: Каталог выставки, 2005.
Кен, Лидия и Тайлер, 1985. Фото: Роберт Мэпплторп. Цит. по изд.: Роберт Мэпплторп и классическая традиция: фотографии и гравюры маньеризма: Каталог выставки, 2005.

Ощущение красоты и гармонии возникает помимо всяких слов. Три фигуры вписаны в чёрный квадрат: две мужских и одна женская. Помимо того, что квадрат сам по себе весьма устойчивая и гармоничная фигура, он с незапамятных времён обладает эзотерическим значением: он символизирует землю, тогда как круг является символом неба. Четыре стороны света, четыре алхимических первоначала, четыре времени, составляющие годовой цикл, и т.д. - все эти значения вольно или невольно подключает художник, когда он использует квадрат как изобразительную форму.

Мужское и женское начала здесь находятся в равновесии. Женская фигура заключена в кольцо, образованное руками мужчин. Её собственные поднятые руки и лёгкая танцующая поза создают движение вверх. Она как бы разделяет и в то же время объединяет две мужские фигуры. Если на минуту представить, что этой фигуры не было, возникла бы совсем другая история: сцена мужской борьбы и конфронтации. В данном случае женщина примиряет, гармонизирует и увлекает вверх. Более того, даже по тону кожи она является как бы «средним арифметическим» между очень светлой левой фигурой и тёмной правой.
Градация оттенков кожи сама по себе замечательно красива: очень светлая - темнее - совсем тёмная, будто бы свет постепенно переходит в темноту и растворяется в ней, почти сливаясь с фоном: аналогия с движением дня от рассвета к закату.
Все фигуры сплелись руками и делают шаг навстречу друг другу, словно исполняя танец объединения.
В целом перед нами замечательный символ телесной гармонии человека. «Безголовость» моделей играет здесь ту же роль, что отсутствие голов у античных статуй в каком-нибудь музее: символ приобретает максимальную степень обобщения.

Любопытным знаком явилось то, что в то же самое время, когда выставлялся этот снимок, совсем рядом с Домом фотографии, где проходила выставка, в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, выставлялся подлинный Леонардо - маленькая живописная картина, и именно женская головка, то есть как раз то, что отсутствует на этом снимке.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев